От Санкт-Петербурга до Иокогамы

Международная ассоциация женщин-художников «Цветы мира»

Лидия Козьмина и референт Союза художников России по Дальневосточному федеральному округу Евгения Елизарова на монтаже выставки в Иокогаме (Япония). 2016Деятельность этой творческой группы сегодня известна далеко за пределами Приморского края, где в 1998 году появилась идея о создании объединения женщин-художников. Она принадлежала заслуженному художнику Российской Федерации Ольге Никитчик из приморского города Уссурийска, богатого на художественные традиции. В ассоциацию вошли Россия, Япония, Республика Корея, Австралия, позже присоединились Китай и Вьетнам.

Участницы «Цветов мира» живут в разных странах, общаются на разных языках, работают в разных творческих манерах. Главным мотивом организации было стремление познакомить зарубежных коллег с современным российским искусством, о котором до 1990-х годов за рубежом практически не знали. Открывшиеся после советского периода границы и свобода в разработке концепций арт-проектов дали широкие возможности выстраивать маршруты зарубежных творческих поездок, налаживать творческие контакты.

Лидия Козьмина. Дикая устрица. 2019. Холст, масло. 70 х 89Казалось бы, что может объединить художниц на долгий период? В основу концепции совместной выставочной деятельности легла идея, во-первых, творческой мобильности художников разных стран, во-вторых, желание обогатить свой опыт через знакомство со стилем художников, сформировавшихся в иных традициях. С момента основания группы прошло более 20 лет, но эта концепция не потеряла актуальности.

Непосредственное общение давало возможность узнать, чем наполняется их палитра и в буквальном, и в переносном смысле. Выставки проводились поочередно в странах-участницах ассоциации. За эти годы творчество художниц «Цветов мира» приняли музеи и галереи Токио, Иокогамы, Сеула, Мельбурна, Владивостока, Санкт-Петербурга. Российские художницы трижды были в роли хозяев, в остальных случаях — гостей, которых принимали очень тепло, ведь российская живопись всегда привлекала большое внимание зрителей.

Мария Холмогорова. Тасино лето. 2020. Холст, акрил, 95 х 115Впечатления от выставок и поездок, от общения художниц давали творческий импульс новым работам. Непосредственное знакомство с разными культурами, художественными традициями было ценным для каждой участницы.

Показательна одна из выставок группы, состоявшаяся в Год культуры в России при поддержке фонда «Русский мир» в Санкт-Петербурге в 2014 году. Провести выставку именно в этом городе решили после того, как на одной из встреч иностранные художницы поделились своей мечтой — побывать в культурной столице России. В октябре в галерее «Моховая, 18» были представлены произведения 24 художниц из России, КНР, Японии, Республики Кореи, Вьетнама. Кураторы галереи выделили для проведения выставки именно это время, традиционно считающееся самым интересным и насыщенным арт-событиями. Жители и гости города, молодежь, студенты смогли окунуться в многогранный мир образов, представленный в живописных, графических произведениях, коллажах из текстиля. А кроме того, художницы проводили творческие встречи со зрителями.

Художница Наоко Морита (Япония)По многочисленным откликам побывавших на выставке, этот проект оказался чрезвычайно привлекательным и интересным. Приведем несколько записей в адрес организаторов и художников из книги отзывов галереи: «Спасибо вам! Помогаете видеть, узнавать, чувствовать. Много нового, интересного», «Большое спасибо за выставку. Получили огромное впечатление. Разнообразие тем и техник исполнения соединяются со стремлением передать красоту природы и человека», «Большое спасибо, что показали свои работы в Санкт-Петербурге. Спасибо организаторам».

Выставка показалась достойной внимания и тех, кто причастен к Востоку в профессиональной деятельности. В частности, по просьбе профессора восточного факультета Санкт-Петербургского университета А. М. Фарзалиева состоялась встреча преподавателей факультета и художников Японии и КНР. На ней отмечалось, что возможность увидеть современное искусство стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге представляется редко, и ассоциация «Цветы мира» такую возможность дала.

Алла Гринченко. Июльский букет. 2018. Холст, масло. 65 х 75Очень важным было личное присутствие хуложниц, которые могли отвечать на вопросы зрителей, комментировать свои работы. Так, одно из произведений японки Акико Кондо, выполненное в технике текстильного коллажа и посвященное теме землетрясения 2011 года, привлекло особое внимание необычной эстетикой и породило желание узнать у автора, как создавался обобщенный образ трагических событий, связанных с природным катаклизмом и аварией на атомной станции в Фукусиме.

Общаясь с представительницами «Цветов мира», преподаватели восточного факультета интересовались историей создания международной ассоциации женщин-художников, тем, насколько тесным является их общение в перерывах между выставками. Ведь именно в этом процессе рождаются новые идеи и новые арт-проекты.

Евгения ЕфремоваЕсли говорить о результатах, имеющих не только художественное значение, то главное, пожалуй, насколько ценной для художников Республики Кореи, Китая, Японии, Вьетнама оказалась личная встреча с русской культурой. Участница ассоциации Наоко Морита в то время работала над книгой о Рин Ямасита — первой японской художнице-иконописице, чья одаренность проявилась довольно рано и была связана с Санкт-Петербургом. Рин Ямасита приняла православие в Токио, а в 1881 году прибыла в Петербург, поселилась в Новодевичьем монастыре, чтобы изучать основы иконописи. В ее личном дневнике часто встречается фраза «Хочу рисовать!». Она была очень увлечена русской иконописью, что и помогло преодолеть трудности непривычной для нее монастырской жизни. Наоко Морита обратилась к творчеству Рин Ямасита, потому что и сама исповедует православие. Визит в Санкт-Петербург позволил ей побывать в монастыре, где жила в свое время Рин Ямасита, отыскать тех, кто помог продолжить работу над книгой.

Евгения Ефремова. Мечтатели. 2020. Холст, масло. 100 х 200Еще одна японская участница выставки Акико Кондо также увлечена русской культурой, а тема, которой она занимается помимо художественного творчества, связана с Ф. М. Достоевским. Акико Кондо посетила Александро-Невскую лавру, чтобы почтить память великого русского писателя у его могилы на Тихвинском кладбище.

Особый интерес китайских художниц вызвала редкая по масштабам выставка российских императорских костюмов в Эрмитаже из коллекций музея. В один из дней пребывания в Санкт-Петербурге иностранные художницы знакомились с Русским музеем. Они стремились увидеть работы И. Репина, И. Айвазовского, И. Шишкина. В залах корпуса А. Бенуа с особым вниманием слушали рассказ об искусстве ХХ века, представленном такими мастерами как П. Филонов, К. Петров-Водкин. А. Дейнека. Привлек внимание период 1960-х, известный «суровым стилем», который отразился в творчестве А. Левитина, В. Гаврилова. Работы Левитина японские художницы приняли с особым теплом, так как в Токийском национальном музее в постоянной экспозиции тоже есть его произведения.

Xuan Thu Ho Thi (Вьетнам)Впечатление от поездки в Санкт-Петербург оказалось очень сильным: художницы назвали Россию страной с теплым сердцем, а русский язык (переводчики, сопровождавшие китайских и японских гостей, общались на русском языке) связующим мир звеном.

После этого выставки группы «Цветы мира» состоялись в Пекине (2015), Иокогаме (галерея «Азамино», 2016). Выставку в Японии поддержал своим приветствием председатель Союза художников России А. Н. Ковальчук, которое в Иокогаму привезла референт Союза художников России по Дальнему Востоку Евгения Елизарова. Японские коллеги постарались сформировать культурную программу таким образом, чтобы приезжие увидели самые привлекательные места. Незабываемой стала поездка на о. Хаконэ, посещение Национального парка и Музея под открытым небом со скульптурой и инсталляциями современных мастеров от Родена до Генри Мура (это одно из крупнейших его собраний в мире) и павильоном с коллекцией работ Пикассо, в том числе редкой керамики художника. А еще поездка Камакуру к бронзовой статуе Дайбуцу — Великого Будды, второй по величине в Японии, визит в мастерскую художника с мировым именем Питера Миллера, автора фотогравюр.

Ольга Никитчик. Сентябрь у моря. 2019. Холст, масло. 91 х 122Результатом творческого содружества «Цветов мира» стало участие художниц из Японии и Кореи в других проектах, проводимых в России. Их работы были представлены на международной выставке «Художественный текстиль» (Владивосток, 2017), в экспозиции «Владивостоку — 158» (Владивосток, 2018).

Сегодня можно написать отдельное исследование об истории самого длительного по времени существования в Приморском крае проекта — «Цветы мира», в котором нашли бы свое место и отношения со спонсорами, и поиски солидных залов, и многое другое, что сегодня принято называть кураторской деятельностью. Ее результатом стало долгосрочное партнерство художниц, на которое никак не влияет политическая ситуация. В российскую группу входят Ольга Никитчик, Мария Холмогорова, Анна Щеголева, Алла Гринченко, Людмила Убираева, Лидия Козьмина, Евгения Ефремова, а также автор этой статьи — куратор проектов.

Людмила Убираева. Серия «Цветы». 2016. Холст, масло. 33 х 33К сожалению, в связи с событиями последних двух лет поездки за рубеж приостановлены. Но ассоциация не изменила одному из принципов: путешествие — возможность показать свое искусство миру и узнать мир. Кроме того, формат проекта расширен за счет включения благотворительной акции. В частности, этот опыт был реализован в 2019 году: участницы творческой группы выступили с инициативой провести во Владивостоке межрегиональную выставку женщин-художников «Цветы весны», после которой каждая участница передала одну из своих работ в дар благотворительному фонду помощи детям «Сохрани жизнь».

Что касается путешествий, в настоящее время маршруты прокладываются по России. В 2021 году запланированы выставки в приморский город Дальнереченск (галерея «Арт-этаж — территория творчества») и Иркутск (Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева).

Ольга ЗОТОВА