- Отражаясь друг в друге
- Мир становится ближе
- По принципу братства
- Диалог профессионалов
- Понять Булгакова
- Приключения Доминика Мартина на Дальнем Востоке России
- Русская музыка в культуре Китая
- От Санкт-Петербурга до Иокогамы
- Тандем скульптора и живописца
- Счастливые открытия
- Музыка делает больше, чем дипломатия
- На языке танца
- В лучах света
- За шаманом и за запахом тайги
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- ШАБАЛИН Игорь Евлампиевич
- Видеоприложение
Международный фестиваль художественного творчества детей и юношества «Новые имена стран АТР—2021»Международный конкурс юных художников, музыкантов и вокалистов прошел в апреле в Хабаровске в тридцать первый раз. Он объединил 850 детей и подростков и, как всегда, подарил много открытий. Поскольку по известным причинам границы еще закрыты, зарубежные конкурсанты представляли свои работы в режиме онлайн. Всего же в 2021 году в адрес фестиваля поступило 500 рисунков, инструменталисты и вокалисты подготовили 350 музыкальных номеров. От Приамурья до штата ОрегонЗа три десятилетия Международный фестиваль «Новые имена стран АТР — 2021» представил более 20 тысяч талантливых детей и подростков, и почти 2,5 тысячи из них в будущем выбрали путь профессиональных художников и музыкантов. У конкурса высокая репутация в России и зарубежных странах, он объединяет юные таланты Хабаровского края, Приморья, Амурской и Еврейской автономной областей, Республики Саха (Якутия), стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Участниками нынешней творческой встречи стала молодежь КНР, КНДР, Японии, Республики Кореи, Монголии. И впервые поступили заявки из США (штат Орегон). «Фестивалю повезло. В прошлом году он за день до начала карантина завершил свою работу, а в этом году, наоборот, концертные залы разрешили наполнять стопроцентно как раз перед началом фестиваля, — рассказал художественный руководитель фестиваля „Новые имена стран АТР“ Алексей Никитин. — Понятно, что дети ждали этой встречи с нетерпением, хотя многие не смогли участвовать в фестивале, потому что пандемия, к сожалению, сильно ударила по здоровью педагогов и самих ребят. Конечно, отрицательно сказалась дистанционная работа педагогов с детьми. Не все сумели приспособиться к новым условиям работы. Хотя есть и те, кто смог воспользоваться ситуацией и больше времени заниматься с учениками любимым искусством в режиме онлайн. Возможно, именно по этой причине мы получили в нынешнем году огромный вал заявок, и особенно из-за рубежа — их 250, причем 170 — от музыкантов. Ведь теперь для участия в фестивале не нужно оформлять визы, нести финансовые затраты. Исполнители записывают все на видео и присылают его по почте, или мы слушаем музыканта в онлайн-формате. К примеру, от профессиональной школы из Республики Кореи в этот раз поступили 24 заявки, а в прошлые годы, когда „Новые имена стран АТР“ проходили в очной форме, они привозили на конкурс всего трех музыкантов. Безусловно, это были очень талантливые и хорошо обученные ребята, однако в этот раз мы отметили шестерых ярких исполнителей, и они стали призерами. Монголия приятно удивила. Из государственной консерватории, что в Улан-Баторе, прислали большое количество работ, восемь из которых мы отобрали для участия в конкурсе, и почти все они получили награды. Подобная форма отбора необычная, но интересная и перспективная, потому что она позволяет снимать нам огромный пласт информации, в том числе об уровне преподавания и исполнительских школ». Стремиться к совершенствуНельзя забывать и о творческой конкуренции иностранных и российских ребят. Ведь все музыканты, вокалисты и художники сейчас участвуют в едином потоке. Правда, по мнению Алексея Никитина, этот момент усложняет ситуацию для наших детей. «Было время, когда мы разделяли зарубежных и российских участников. Давали призы и тем, и тем. Однако это вызывало у кого-то обиды, у кого-то вопросы. Мы сказали: хорошо, но потом не обижайтесь... И вот третий год все идут одним потоком. И как следствие, в этом году практически половину призовых мест взяли зарубежные музыканты. Потому что, несмотря на пандемию, исполнительский и преподавательский уровень у них растет. Но у российских детей не уменьшается жажда к совершенствованию своего мастерства, к участию в подобных состязаниях. Поэтому фестиваль „Новые имена стран АТР“ будет соединять очный и дистанционный формат, чтобы дать возможность талантливым детям, живущим в отдаленных уголках российского Дальнего Востока и зарубежных стран, представить свои работы». Ученица детской музыкальной школы № 4 г. Хабаровска Таисия Коурова, ставшая одним из лауреатов конкурса исполнителей по классу фортепиано, призналась, что ее не пугает участие в общем потоке с зарубежными исполнителями. Наоборот, появилось больше азарта. «Я начинаю разучивать произведение еще летом, а потом оттачиваю его до совершенства в течение учебного года, — говорит Таисия. — Мне очень важно найти контакт с инструментом, тогда все получится на „отлично“. Думаю, что мое фортепиано меня понимает, отвечая звуками, особенно, когда я пытаюсь сочинять свои произведения. Если становится на душе спокойно и легко — значит, все идет хорошо». Играя, фантазируя, удивляясьНынешний формат Международного фестиваля «Новые имена стран АТР» позволил отличиться и художникам. Порадовал жюри Китай, приславший работы сразу из трех провинций, а Япония представила творчество самых юных дарований. Одному из них присвоена стипендия. Который год зрители, приходящие посмотреть на изобразительное искусство конкурсантов, говорят, что иностранные дети рисуют то же самое, что и наши: игры, мечты, фантазии, удивительный мир природы. Так, специальным дипломом «За сюжетно-образное решение» и стипендией отмечена работа Сато Рэй (школа младшей ступени Сакаихигаси г. Ниигата, Япония) «Невероятно! Огромное насекомое из яйца!». Во время награждения лауреатов исполняющий обязанности Генерального консула Японии в г. Хабаровске господин Кадокура Тосиаки от имени всех участников фестиваля из города-побратима поблагодарил организаторов и членов жюри за высокую оценку творчества японских детей, а также отметил, что его коллеги из администрации города Ниигаты всегда радуются и удивляются, когда получают из Хабаровска дипломы или другие награды. «Мне очень понравился рисунок „Веселое пенальти“, где изображен футболист, который во время матча забивает гол в падении через себя. Он настолько динамичный, что захватывает дух, — поделился своими впечатлениями Алексей Никитин. — Глядя на произведения юных художников, становится понятно, что дети всего мира живут одними интересами. Только, конечно, мироощущение у всех свое и техника исполнения, соответственно, тоже. Но работы российских детей отличаются особой яркостью красок». Секрет успехаПочему же за 30 лет фестиваль «Новые имена стран АТР» не только не растерял интереса к себе, а, напротив, с каждым годом приобретает все больше поклонников и расширяет географию участников? Секрет популярности, по мнению его главного идейного вдохновителя и художественного руководителя, в многожанровости. «У нас нет строгих рамок между академическим искусством, эстрадным и народным. Мы предоставляем площадку для всех направлений, — поясняет Алексей Никитин. — К примеру, ребенок талантливо импровизирует в джазовом стиле — пожалуйста, может выступить и соревноваться наравне с музыкантами академического профиля. То же самое вокал: академический соседствует с народным. Ведь дело не в том, какой стиль ты выбираешь, а насколько ты интересен, насколько сильно ты воздействуешь на аудиторию умением обаять, потрясти. Хочется вспомнить Клима Калашникова, поразившего своим выступлением на гала-концерте. Он не столько вокалист, сколько артист. И вот этим мастерством он компенсирует обычность своего голоса. Берет зрителя артистизмом, внутренней энергией. Если ты личность, если в тебе есть свое, самобытное, — ты уже всем интересен». Климу Калашникову 12 лет. Он очень любит читать стихи, занимается в школе телевидения. «Когда я разучиваю песню, всегда пытаюсь понять смысл не только текста, но еще и музыки, почувствовать, что хотел выразить композитор, — рассказывает мальчик. — Когда я пою, с помощью движений, жестов во время пения пытаюсь рассказать зрителям всю суть происходящего. В песне „Оловянный солдатик“, представленной на конкурсе, рассказывается о солдатике, который борется с чертиком из табакерки за любовь балерины. Но если вникнуть глубже, можно понять, что исполнитель — это мальчик, который играет с солдатиком и рассказывает о его жизни...» Уникальность фестиваля «Новые имена стран АТР» еще и в том, что он многонационален по своему звучанию. Здесь наряду с академическими инструментами — роялем, аккордеоном, гитарой, можно услышать древний монгольский традиционный двухструнный смычковый моринхур (монгольская скрипка), китайский народный музыкальный инструмент гучжэн, который относится к классу щипкового хордофона. И зритель получает редкую возможность прикоснуться к разным культурам, ощутить их глубину и самобытность. Отмечая лучшихПодведены итоги тридцать первой по счету творческой встречи. Лауреатами «Новых имена стран АТР — 2021» стали 63 человека. Гран-при в номинации «Музыкальное исполнительство» удостоен воспитанник детской школы искусств Хабаровского муниципального района Евгений Голосов (педагог Андрей Втюрин). Обладательницей наивысшей награды в номинации «Живопись и графика» стала Алина Панасенко, воспитанница Хабаровской детской художественной школы (педагог Михаил Миронов). Кроме памятных подарков ребятам вручили премии в размере 30 тысяч рублей, а также назначили ежемесячные стипендии в размере 3 тысяч рублей, которые они будут получать в течение года от Дальневосточного отделения Международного благотворительного фонда «Новые имена». Стипендиями фонда «Новые имена» в размере 36 тысяч рублей за яркие творческие достижения награждены также Исида Хана из Ниигаты (Япония) за рисунок «Веселое настроение в дождь», Энхтогс Энхбат — музыкант из Монгольской государственной консерватории (Улан-Батор), Zhang Yijia — исполнительница на пипа (струнный музыкальный инструмент типа лютни), учащаяся Дома молодежи г. Харбина (КНР). Ольга АПОЛЛОНОВА |
|||
|