«Жили-были...» в Дальневосточном художественном музееВыставка в музее — всегда событие, всегда возможность явить зрителю знакомые вещи в новом ракурсе или показать работы, которые годами стоят в запасниках. Вдвойне интересно, если авторами тематической экспозиции становятся два разнопрофильных музея. Летом этого года Дальневосточный художественный музей и Музей истории города Хабаровска провели выставку «Жили-были...». Собрание сравнительно молодого Музея истории города Хабаровска, созданного в 2004 году, на сегодняшний день насчитывает более 9 000 экспонатов. 90 из них показаны в рамках этого уникального проекта, потому что многие произведения представили впервые. Впервые в музейных стенах экспонировались предметы русского крестьянского искусства. Специфика Дальневосточного региона предопределила тематику показа декоративных предметов быта через прикладное искусство проживающих здесь народов. На выставке «Жили-были...» демонстрировались костюмы, прялки, посуда, бытовые приспособления Архангельской, Ярославской, Тульской, Вологодской губерний, а также древнерусские амулеты XI–XII веков. Главным украшением экспозиции стали прялки — корневые, столбчатые и точеные, с ракульской, борецкой и мезенской росписями. Непременный атрибут крестьянского быта, украшенные резьбой и росписью, они превратились не только в символ семейного благополучия, но и в произведения искусства. Как правило, в декорировании предметов народного искусства присутствуют образы, отражающие эстетические и мифологические представления народа: птицы, кони, древо жизни, знаки-символы земли, воды и, конечно, солнца. Создаваемые столетиями предания, сказки, легенды нашли зримое отражение и в вышивке, и в росписи и резьбе по дереву, и в керамике. Птица Сирин — фантастическое существо в облике птицы с головой женщины, конь — символ добра, оберегающий от нечистой силы, лебедь или утка, связанные с воздухом, водой и солнцем, само священное и божественное солнце переходят с прялки на подол поневы (шерстяная юбка у замужних женщин), рукава рубахи, и дальше — на хлебницу, навершие женского гребня, колыбель младенца. Каждый предмет, имеющий различную форму, материал и предназначение, объединяет главное средство выражения красоты в народном искусстве — декоративность. Именно устойчивость и традиционность этих образов во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства, причем это результат коллективной деятельности, здесь нет конкретных авторов в отличие от искусства профессионального, индивидуального. В каждом музее есть картины, которые живут в запасниках и выставляются очень редко, иногда вообще однократно. Причина проста и обыденна: коллекции растут, пополняются, а экспозиционные площади остаются все теми же. Выставка «Жили-были...» впервые представила несколько живописных произведений из фондов Дальневосточного художественного музея. Среди них работа «Трепка льна» одного из самых значительных мастеров бытового жанра XIX века А. М. Корина. Алексей Михайлович Корин (1865–1923) родился в семье известных палехских иконописцев. В училище живописи, ваяния и зодчества его наставниками были известные художники Е. С. Сорокин, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский и В. Д. Поленов. Превосходный живописец, он примкнул к передвижникам и на начальном этапе своего творчества писал картины бытового жанра. Это были небольшие, камерные произведения, выполненные с натуры и изображавшие в основном окружающих художника людей в их повседневной жизни. Одним из самых любимых мест живописца был городок Плес и его окрестности. В течение многих лет осенью и летом Алексей Корин с этюдником путешествовал здесь в поисках новых мотивов. В картине «Трепка льна», написанной непосредственно с натуры, художник в свободной живописной манере изображает работающих крестьянок на фоне уходящего вдаль зеленого леса и бескрайнего неба, что придает маленькому по размеру полотну черты монументальности. Близким другом Алексея Михайловича Корина был художник Василий Николаевич Бакшеев. Выставка «Жили-были...» дала возможность впервые показать работу этого замечательного мастера «Жницы», поступившую в музей в 1937 году из Государственной Третьяковской галереи. Василий Николаевич Бакшеев (1862–1958) родился в Москве, в дворянской семье и уже в раннем детстве проявил интерес к рисованию. Под влиянием старшего брата, известного архитектора, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Общие преподаватели, членство в Товариществе передвижных выставок, увлечение бытовым жанром, любовь к пейзажам средней полосы стали залогом дружбы двух художников — Корина и Бакшеева. В своем творчестве В. Н. Бакшеев развивал лучшие традиции реализма, поэтизируя при этом и повседневную жизнь, и русскую природу за счет светлого, с тонкими нюансами колорита, за что был назван самым задушевным художником своей эпохи. В 1930-е годы художник совершил ряд поездок по волжским местам, откуда привез несколько натурных работ. Картина «Жнецы» написана в характерной для этого времени манере, сочетающей реализм с легкой ноткой импрессионизма — вся сцена видится словно сквозь знойную дымку, окутывающую полотно. Среди первых членов Союза русских художников был и Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Прославившийся как русский импрессионист Константин Коровин известен хабаровским любителям искусства своей работой «Вечер. Последние лучи» из постоянной экспозиции музея. Однако на выставке «Жили-были...» творчество художника впервые представлено типично реалистическим пейзажем, написанным художником в 1907 году. Этот «Пейзаж» относится к тому периоду творчества Коровина, о котором сам он говорил: «Пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: в нем должна быть история человеческой души». Одна из самых больших авторских коллекций в собрании художественного музея связана с именем замечательного дальневосточного художника Василия Григорьевича Шешунова. Впервые на выставке экспонировалась его картина «Приморье». Василий Григорьевич Шешунов (1866–1922) родился в Иркутске. В раннем детстве любовь к рисованию привела его в иконописную мастерскую Иннокентьевского монастыря. Являясь вольнослушателем Академии художеств в Петербурге, он под влиянием своего учителя И. И. Шишкина главным жанром творчества выбрал пейзаж. Заочно полюбив Дальний Восток, привлеченный его живописной природой, Василий Шешунов вместе с братом приехал сначала в Благовещенск, а затем в Никольск-Уссурийск (ныне Уссурийск), где преподавал рисование и творил до конца своей жизни. Выставка «Жили-были...» соединила на одной площадке вещи этнографического толка и произведения изобразительного искусства, что создало неожиданную гармонию целостности и единения, когда вещи не только не противоречили друг другу, а, напротив, дополняли и расширяли саму суть предметов. А в некоторых случаях позволили увидеть преемственность и определить первичность того или иного явления. Ведь народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений профессиональных художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. Ольга КОНОВАЛОВА |
|||
|