8 декабря 2020 года не стало скульптора, ювелира Владимира Бабурова. Даже если вы не знаете имени этого человека, вы видели его работы. Памятник Николаю Задорнову на набережной Хабаровска, мемориальную доску первому ректору Тихоокеанского государственного университета Михаилу Даниловскому... Мы публикуем монолог, составленный из фрагментов последнего интервью Владимира Филипповича, которое организовал и записал его сын Алексей Бабуров. Несколько лет назад американские социологи провели исследование. Примерно 10 процентов населения Земли обладает какими-то качествами, отличающими их от остальных 90 процентов. Но из этих 10 процентов только 1/10 — люди творческих профессий, а 9/10 — криминал. Получается, из 100 человек 90 — обычные люди, которые каждый день ходят на работу, 10 желают свою жизнь сами делать, и лишь 1 из 10 — художник или ученый. Так что художники по-своему необычными должны быть. А необычность, на мой взгляд, в том, что художники не приемлют рутину, монотонность каждодневных обязательств: каждый день делать одно и то же, ходить на одну и ту же работу, выполнять одни и те же действия — и все это ради зарплаты. У художника смысл жизни несколько в ином. В том, чтобы проявлять себя как создатель чего-то нового... По другим социологическим исследованиям, человечество делится на потребителей и на созидателей. Основная масса — это потребители, которые потребляют и материальные блага, созданные кем-то, и социальные блага и даже ориентируют себя как потребителей в плане общественного места, которое они занимают в жизни. А художники — это, как правило, люди, ориентированные на созидание. Быть художником — основная суть моей жизни. Художника больше определяют врожденные способности к такому образу жизни. До сих пор считается, что художник — это тот, кто умеет рисовать. Все равно что писатели — это те, кто умеет писать. Нет, писать умеют все, кто закончил школу. А писателями становятся личности, которые обладают некими особыми мировоззренческими взглядами и которым есть с чем обратиться к человечеству. Вот так и художники. Научить рисовать можно каждого, если он не будет от этого отбрыкиваться. Умение рисовать — это всего лишь средство передачи визуальной информации, это грамота. А художник, скорее, образ жизни, образ восприятия мира, мироощущение. Хотя этому тоже можно научить... Но ни в одном из вузов нашего государства, насколько я знаю, не учат именно художников. Не развивают мировоззренческую позицию. Каким образом те врожденные художественные задатки, которые не контролируются сознанием, в себе обнаружить, как их развить и реализовать? Дают грамоту: рисунок, живопись, формальные композиции и только. А станет ли учащийся художником или нет, дается на откуп самому выпускнику... В нашем мировом сообществе есть очень разные личности с разным мироощущением и мировосприятием, есть очень рациональные формы восприятия мира и, наоборот, очень эмоциональные. Искусство способно отражать весь спектр этих ощущений, этих мировосприятий. Поэтому есть разные художники. Например, Казимир Малевич и его теория супрематизма — рационально выверенная, очень продуманная. Противоположность ему Василий Кандинский с экспрессивным абстракционизмом, когда он выплескивает эмоции в чистом виде на холст в виде каких-то импульсивных движений (он вообще исключал логику и рационализм из своего творчества). Так что творчество обладает очень широким диапазоном. А у нас на бытовом уровне считают, что творчество — это изображение действительности. То есть изобразить пейзаж, натюрморт, человека похоже. Хотя с конца XIX века, как только появились иные средства передачи действительности, это уже не совсем так. Судя по моему жизненному опыту, когда перед художником ставятся задачи — это, как правило, задачи заказа, который надо выполнить ради денег. Как-то Пикассо спросили: «Как вы объясняете смысл своих работ?» Он ответил: «Спросите у соловья о смысле его пения». Вот так и с задачами, которые художник перед собой ставит. Сегодня у меня такое настроение, и я встал и делаю, а завтра у меня другое состояние. Потому что искусство очень зависит от эмоционального восприятия мира, а эмоции каждый раз могут быть разными. На них влияет и внешняя среда, и внутреннее состояние организма, и все что угодно, в том числе случайности. Поэтому настоящее творчество вряд ли можно планировать. На мой взгляд, все эти классификации — современное искусство, несовременное, стили, направления — всего лишь необходимость искусствоведов, чтобы как-то в этом хаосе разобраться, ввести какую-то систематику, обозначить того или иного художника принадлежащим к тому или иному кругу творчества, чтобы им было легче об этом судить и разговаривать. По-настоящему современный художник, если он очень честен перед собой, что бы ни творил, всегда будет современен, поскольку живет в этом времени и другому времени у него неоткуда взяться. А вот попытки себя умозрительно в какие-то рамки всунуть — это вторично и кроме как к какому-то подражательству ни к чему не приводит. Будь искренен — и будешь современен. В советское время я надеялся (но не верил), что доживу до того момента, когда это время рухнет, рассыплется как неприятный сон. И с тех пор ни на секунду не пожалел, что оно рассыпалось и рухнуло. А разговоры о том, что государство поддерживало художников... Нет, государство эксплуатировало искусство в своих политических целях. И кто соглашался в этом участвовать, оказывался в привилегированном положении и пользовался какими-то преференциями, если не сказать грубое слово, — подачками. Наше государство пока постепенно восстанавливает экономику, и со временем, я уверен, дойдут руки и до искусства (спорт вон как подняли!). Как бы то ни было, сейчас для художников время более справедливое. В советское время московские художественные вузы (Строгановка, Суриковка) выпускали за год художников больше, чем во всей Италии в эпоху Возрождения. И так каждый год. Куда все эти художники делись? Где они, эти художники, на обучение которых тогда тратились большие государственные деньги? Вот меня этот вопрос интересует. И нужно ли, чтобы шеренгами на праздничной демонстрации шли колонны художников? Художник — единичная, штучная даже не профессия, а личностное явление. Да, нужны хорошие учебные заведения с качественной подготовкой. В советское время я бывал в художественных институтах, и уже тогда начиналась профанация ради формального диплома... Профанации не было, пожалуй, в дореволюционное время в Академии художеств в Санкт-Петербурге, которая была единственной на всю Россию. Студенты, обучающиеся здесь, каждый год проходили конкурс, на котором распределялись места по итогам их успеваемости. Лучшие награждались стипендиями от государства, посылались на стажировки в Италию, причем на неограниченный срок пребывания (до 10 лет). И потом они оттуда привозили шедевры. Например, Брюллов создал «Последний день Помпеи», Иванов — «Явление Христа народу». Это был действительно вклад государства в искусство. А когда у нас в каждой деревне своя академия... В одной Москве этих академий наплодилось... Их все надо закрыть. Оставить по одной в Москве и Питере. И на Дальнем Востоке, чтобы люди не ездили в такую даль. Но с очень хорошим обеспечением, с привлечением лучших специалистов, в том числе из-за рубежа, с чудовищным конкурсом. А для обывательского потребления типа дизайн, интерьер, текстиль, рукоделие можно организовывать какие-то курсы, учебные заведения среднего уровня, чтобы желающие могли приобщаться к творчеству, искусству. И то, я считаю, там больший упор надо делать на теоретическое обучение, чтобы выращивать, скорее, грамотных потребителей искусства. У нас же нет грамотных потребителей искусства! Население до сих пор смотрит: похоже — не похоже. Вот и весь критерий. А современное искусство требует подготовленных потребителей. И общий уровень культуры должен соответствовать. Вот такой, на мой взгляд, должна быть в общенародном плане подготовка людей искусства. Я позволил себе обобщить свои мысли и выпустил серию публикаций на эту тему, которые назвал «Художникам, если они хотят знать, чем же они все-таки занимаются». В редакционной версии это звучит немного иначе: «Что такое искусство и как его понимать» (научно-практический журнал «Культура и наука Дальнего Востока» № 1, 2 / 2017, № 1, 2 / 2018. — Ред.). На самом деле у нас мало художников, осознающих, чем же они занимаются... Я как-то думал на тему, что бы я поменял в своей жизни. И подумавши, решил, что любое изменение событий повлекло бы за собой абсолютно другую жизнь. А я своей жизнью доволен и ничего бы принципиально менять не хотел. Я считаю, что человек должен быть уже благодарен Провидению, Богу или Космосу за то, что ему выпал из миллиардов шанс появиться на Земле и пройти свой путь. А все эти недовольства... Что такое счастье? Это всего лишь умение быть счастливым. Я не пережил войну, не пришлось никуда бежать — и на том спасибо. У меня есть роскошь заниматься тем, что нравится, что интересно. Когда дело нравится, значит, оно соответствует твоей гармонии. В противном случае это мучение, дисгармония. Поэтому я могу сказать на сегодняшний день: жизнь удалась. Подготовила Ольга ВОЛКОТРУБОВА https://m. youtube. com/watch? v=Nz5CzAkwDTQ&feature=share)">Полная видеоверсия интервью на платформе YouTube БАБУРОВ Владимир Филиппович (1946–2020) родился в г. Кирове Калужской области. На Дальнем Востоке с 1952 года. В 1968 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Член Союза художников России с 1993 года. В 1970–1973 годы преподавал на художественно-графическом факультете пединститута, в 1973–1978 годах возглавлял кафедру изобразительного искусства на архитектурном факультете Хабаровского государственного политехнического института. С 1997 по 2000 год преподавал специальность «Художественное литье» в должности профессора кафедры литейного производства технического университета. Владимир Бабуров автор более 20 осуществленных памятников и мемориальных досок в Хабаровском крае. Среди них памятник, установленный в устье реки Ульи, посвященный Ивану Москвитину со товарищи, — первым русским, вышедшим к берегам Тихого океана (Охотский район), памятник в честь 30-летия Победы — в Хабаровске возле ТОГУ, обелиск с барельефным изображением Геннадия Невельского (Петровская коса, залив Счастья под г. Николаевском-на-Амуре), памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (с. Могилевка, район им. Лазо), памятный знак «Журавли» в честь выпускников школы № 20 г. Вяземского, павших смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны, памятник писателю Н. П. Задорнову (г. Хабаровск), памятник заслуженной артистке России Валентине Соловых (г. Хабаровск), мемориальные доски, посвященные известным людям (установлены в Хабаровске): академику Святославу Федорову в Хабаровском филиале МНТК «Микрохирургия глаза», художнику Григорию Зорину на доме по ул. Фрунзе, 65, председателю Хабаровского крайисполкома Григорию Подгаеву и первому секретарю Хабаровского крайисполкома КПСС, почетному гражданину города Алексею Черному на здании Хабаровской краевой думы, первому ректору ТОГУ профессору Михаилу Даниловскому и др. В 2019 году Владимиру Бабурову присвоено почетное звание «Заслуженный художник Хабаровского края». |
|||
|