- Всеволод Никанорович Иванов
- Записные книжки
- Падающие звёзды — это сбывшиеся мечты
- Счастливые мгновения Маши Подсекиной
- Неброская красота уникальных находок
- Театральное прошлое Хабаровска
- «Душа ушедшего артиста, она в театре навсегда...»
- Что приносят золотые драконы
- «Как в старый дом, войди в свою печаль...»
- Его называли золотым голосом севера
- Почему это птицы на Север летят...
- Свитки «Шан-Шуй»
- Музей на фоне Амурского пейзажа
- Творческая мастерская художника — весь мир
- «Когда я вернусь...»
- Мечта и сказка в капле света
- Люди и страсти далеких эпох
- Ритмы джаза музыкантов из страны восходящего солнца
- Сплетенье звуков и образов вселенной
- Счастливая звезда «Дальнего Востока»
- Люди Амура (окончание)
- Творения рук и души Сергея Келлера
- «Арт-подвальчик» в Интернете
- ЖУДРО Андрей (Андриян) Вячеславович
В прошедшем сезоне в Хабаровском театре драмы состоялась особенная премьера. Спустя много лет к зрителю вернулся спектакль «Игра в джин». Его поставил народный артист России Мирослав Матвеевич Кацель. В афишах значилось: «Памяти Елены Николаевны Паевской». огда, в конце Где же отыскать этот таинственный джин? Говорят, обращались даже к начальнику тюрьмы, чтобы он узнал у заключенных об этой игре. Но и те, прошедшие огонь и воду, не знали о нём. Помог случай. Один хабаровский журналист, частенько бывавший в театре, сказал как-то, что во время поездки в Америку его научили этой игре. Он даже нашел книгу, где рассказывалось о джине, и перевел ее на русский язык. Этот листок до сих пор хранится у Мирослава Матвеевича Кацеля. В жизни Паевская не любила карт. Словно первоклассница, она обучалась этой науке у Кацеля. А когда подошло время премьеры, актеры волновались, им казалось, что еще не готовы, как говорят в театре, не срепетированы. Договорились так: сыграем спектакль для себя. И неожиданно «Игру в джин» зритель принял хорошо, да и потом успех был всегда ошеломляющим. Паевская и Кацель играли его на гастролях в Красноярске, Кемерово, Ставрополе, Иркутске. И вот что главное: сами актеры получали от игры огромное удовольствие. Мирослав Матвеевич рассказал, как однажды в Волгограде после спектакля к ним подошла старая заслуженная актриса и сказала: «Боже мой, как я завидую тому, что вам пришлось сыграть в таком спектакле! Я смотрела, плакала и сожалела, что мне не довелось...» Когда-то С. Таюшев, обращаясь к Паевской и Кацелю, сказал: «Вот вам спектакль на всю жизнь». Да, они могли бы его играть всю жизнь, но судьба поставила свой росчерк. Елена Николаевна Паевская покинула этот мир, совсем немного не дожив до своего шестидесятилетия. За месяц до трагического события, на гастролях в Сумах, ей присвоили звание народной артистки. Умерла Елена Николаевна тоже на гастролях. Люди уходят в иные дали, но память о них остается. В сердцах родных и друзей, в черно-белых кадрах кинолент, в пожелтевших фотографиях. Каждый год осенью телерадиокомпания «Дальневосточная» включает в свою программу спектакль «Светлая пристань», поставленный по пьесе Валерия Шаврина. И мы снова вглядываемся в лица ушедших актеров, смеемся и печалимся вместе с ними, грустим о любви. Эта замечательная пара — Валерий Шаврин и Елена Паевская — приехала в Хабаровск в начале шестидесятых годов из Владивостока, где какое-то время работала в драматическом театре. Как тогда писали местные газеты, «блистательная Елена Николаевна легко взошла на хабаровскую сцену и вскоре стала ее героиней — счастливое совпадение актерского мастерства и женского естества». Со многими людьми мне довелось говорить о Елене Паевской, и все они сходились в одном: она была необыкновенной женщиной, в ней обитала какая-то затаенность. А еще глаза — удивительные, говорящие. Иногда они у нее были тревожными, иногда озорными. «Лена была актрисой до кончиков пальцев», — сказал о ней Мирослав Кацель. В быту, в обыденной жизни она все делала как-то незаметно, изящно. Дом Шаврина и Паевской всегда был открыт для друзей. Два этих человека своей неординарность, талантом и редкими душевными качествами притягивали к себе многих. Валерий Александрович Шаврин не имел актерского образования, он закончил горный техникум, но выбрал другой путь. Шаврин играл на сцене и был мастером комедийных ролей, писал пьесы, ставил спектакли и какое-то время работал главным режиссером хабаровского ТЮЗа. По сути, Валерий Александрович стал нашим первым профессиональным драматургом. Его пьесы шли не только в Хабаровске, но и во многих городах России. «Семья Плаховых», «Мои знакомые», «Светлая пристань», «Операция «Привет», «Шут». Самые первые пьесы Шаврина, еще до его приезда в Хабаровск, шли в Уссурийске и Владивостоке. У Елены Николаевны Паевской за плечами была великолепная актерская школа. Она родилась в Москве и там же закончила Московское городское театральное училище. Жизнь подарила ей встречу с блестящим преподавателем, народным артистом России Василием Васильевичем Готовцевым, который считался одним из лучших педагогов столицы. Он раскрыл в своей ученице ее редкостный дар, воспитал в ней особую любовь по отношению к Театру. Театр был всей ее жизнью. Паевская создавала на сцене удивительные образы. Она всегда была разной, особенной. Сара в «Иванове», Гелена в «Варшавской мелодии», Гитель в спектакле «Двое на качелях», Памела в «Дорогой Памеле» — вот её звёздные роли. Инна Александровна Шаврина, сестра артиста, вспоминала, как трепетно готовилась Паевская к каждому своему спектаклю. Но даже если она не была занята в спектакле, всегда приходила на премьеру. Это было для нее свято. Когда хоронили Елену Николаевну, один из хабаровских режиссеров сказал: «Мы ведь не Паевскую хороним, мы хороним театр драмы...» Тогда же звучала еще одна фраза: «Вместе с ней ушла настоящая театральная культура...» Горько, больно. Несколько лет назад Хабаровский фонд культуры провел благотворительную акцию, чтобы увековечить память двух замечательных людей, посвятивших всю свою жизнь служению Театру. Идея создания мемориала Шаврину и Паевской получила поддержку, откликнулись искусствоведы, краеведы, Хабаровская писательская организация, Хабаровский краевой архив, Приморский драматический театр имени Горького и многие другие. Автор мемориала, где в страстном порыве изображены две фигуры, устремленные ввысь — скульптор Юрий Кукуев. Памяти артистов хабаровская поэтесса Людмила Миланич посвятила эти стихи. Спектакль со сцены сходит быстро, Елена ГЛЕБОВА |
|||
|