- Всеволод Никанорович Иванов
- Записные книжки
- Падающие звёзды — это сбывшиеся мечты
- Счастливые мгновения Маши Подсекиной
- Неброская красота уникальных находок
- Театральное прошлое Хабаровска
- «Душа ушедшего артиста, она в театре навсегда...»
- Что приносят золотые драконы
- «Как в старый дом, войди в свою печаль...»
- Его называли золотым голосом севера
- Почему это птицы на Север летят...
- Свитки «Шан-Шуй»
- Музей на фоне Амурского пейзажа
- Творческая мастерская художника — весь мир
- «Когда я вернусь...»
- Мечта и сказка в капле света
- Люди и страсти далеких эпох
- Ритмы джаза музыкантов из страны восходящего солнца
- Сплетенье звуков и образов вселенной
- Счастливая звезда «Дальнего Востока»
- Люди Амура (окончание)
- Творения рук и души Сергея Келлера
- «Арт-подвальчик» в Интернете
- ЖУДРО Андрей (Андриян) Вячеславович
Ярким и обновленным вышел в свет юбилейный номер российского литературного журнала «Дальний Восток». Ему исполнилось 65 лет. Когда-то в эту редакцию приносили свои рукописи литераторы, ставшие потом известными и даже знаменитыми. В объемном списке множество имен, и за каждым — интересная судьба, ее непростые сплетенья. Александр Фадеев, Сергей Диковский, Андрей Пришвин, Петр Комаров, Дмитрий Нагишкин, Николай Шундик, Николай Задорнов, Степан Смеляков, Николай Наволочкин, Всеволод Сысоев, Римма Казакова, Петр Проскурин, Григорий Ходжер, Джанси Кимонко, Владимир Санги, Борис Можаев, Игорь Золотусский и многие другие. Журнал «Дальний Восток» — живой организм, наполненный дыханием и биением сердец его авторов. В разные годы оно то затихало, то рвалось из груди. Но как бы то ни было, а «Дальний Восток» отразил историю зарождения и развития литературы в огромной регионе от Тихого океана до Байкала. История, конечно, разная. Но, как заметил классик, времена не выбирают, в них живут и умирают. По словам главного редактора журнала «Дальний Восток» Валентина Федорова, какими-то страницами журнала можно гордиться, каким-то удивляться, ожесточаясь до истерии, если читать их сегодня. Но не в коем случае нельзя зачеркивать того, что было. Писатель был пророком и рабом конъюнктуры, сопротивляясь изо всех сил своей несвободе. И это измерение его души журнал отражал на всех этапах. 1933 год. Голодный и трагический. Но именно с него началась история литературного издания. Правда, тогда это был альманах, вышедший в свет по инициативе группы писателей. Назывался он в духе того времени — «На рубеже». Первым редактором альманаха на общественных началах был Иосиф Шацкий. А потом появилось постановление правительства, и уже в 1934 году издание приобрело статус журнала, редактором которого почти три года являлся Александр Фадеев. В 1937 году журнал возглавил поэт и прозаик Михаил Алексеев, но пришло время жестоких перемен и «На рубеже» закрыли. «По идейным соображениям». Вся редколлегия оказалась у стенки: Иосиф Шуцкий расстрелян, Михаил Алексеев сам свёл счеты с жизнью, многие писатели репрессированы. В апреле 1939 года журнал вновь начал выходить, правда, без главного редактора. В выходных данных значится только редакционная коллегия. Перед войной его подписывает поэт Анатолий Гай, но не долго. Трагические события, связанные с журналом, продолжаются — с первых дней Великой Отечественной он вновь прекращает свое существование. Как заметил Валентин Федоров, власти предержащие носились с этим литературным изданием как с бомбой, поставленной на взрыв неизвестно на какой час. И только спустя пять лет, в начале 1946 года, журнал опять пришел к читателям. Теперь уже с новым названием — «Дальний Восток». Главным редактором стал Николай Рогаль. Трагичен финал жизни этого человека. Он умер от разрыва сердца прямо за рабочим столом. Много лет журнал возглавлял замечательный человек, талантливый писатель и детский поэт Николай Наволочкин. Сегодня не гремят военные залпы, не зверствует карательная машина репрессий, но журнал «Дальний Восток» уже несколько лет в полном смысле борется за выживание. Экономический кризис, обнищание людей, отстраненность государства от культуры, навязывание дешевых авторитетов — в таких условиях даже сильнейшие не всегда побеждают. Но «Дальний Восток» живет. Может быть, «Дальний Восток» родился под счастливой звездой. А может, благодаря ауре тех людей, которые здесь работают, не опуская планки, не идя на поводу современного принципа о том, что «все можно купить». Нет, не все. За деньги не купишь честь, не приобретешь достоинство. Есть вечные ценности, и неважно, какие стоят на дворе времена. В эти дни «Дальний Восток» ведет речь о том же, о чем говорили вчера и позавчера. Хотя Валентин Федоров убежден: важно понять, что, не отвергая прошлой культуры, только прошлыми измерениями жить нельзя. Но с другой стороны, следует бояться впасть в крайность нового идеологического рабства, нравственного распада, чем уже больны многие издания, содержанием которых стала удесятеренная ложь, проявление корысти, оголтелое попрание нашего прошлого, возвеличивание невеликих... На страницах «Дальнего Востока» высвечиваются забытые имена тех, кто свою жизнь, свой талант посвятили любимому краю, публикуются редчайшие исторические материалы, называются новые имена — новые звезды дальневосточной литературы. А если звезды зажигаются, значит все будет хорошо! Юлия МИХАЙЛЮК |
|||
|