Творческая мастерская художника — весь мир

Быть русским и чувствовать себя свободным от русской истории и ответственности за ее будущее невозможно.

Именно в силу этой мысли и этого ощущения в конце 80-х годов в Дальневосточном художественном музее, хранилище превосходной коллекции классического русского искусства, родилась новая программа «Русское зарубежье».

Идея программы предполагала открыть для музея и его посетителей неизвестные имена русских «американцев», «французов», «немцев» и других художников, чей труд и талант в силу исторических обстоятельств стал достоянием других наций в Европе, Америке, Японии, Австралии...

Если быть точнее, кураторы программы не столько мечтали открыть неизвестные или забытые имена, сколько рассмотреть под независимым углом зрения изобразительное искусство наших зарубежных соотечественников и порадоваться за них, если в новых странах и землях нашли спасение их жизни, души и талант, памятуя, что творческая мастерская истинного художника — весь мир.

Начиная работать над своей программой, кураторы проекта «Русское зарубежье» даже не предполагали, сколько дополнительных проблем появится уже в самом начале его реализации: от огромных финансовых вложений до фантастических затрат физического и интеллектуального труда по архивному поиску, проверке, переоценке фактического материала, тщательной подготовке фото- и видеохроник.

В ходе работы над первыми экспозициями цикла «Русское зарубежье» приходило осознание огромной ответственности за выводы, которые сделает зритель после знакомства с выставкой, за верную расстановку акцентов в новой характеристике творчества художника, за место, которое отныне будут занимать его произведения в музейной коллекции.

Огранизаторам выставок творчества М. Шемякина, А. Соколова, С. Смирнова, Э. Гарсона (Е. Грядасова) предстояло не только преодолеть огромные географические расстояния, но и предубеждение определенной части должностных лиц, которые не видели в проекте музея ни важности исследуемой им проблемы, ни его огромного потенциального вклада в историю отечественного искусства, ни естественного стремления исследователя открыть для себя новые перспективы творческой деятельности.

И все же при поддержке друзей музея и спонсорском участии первые шаги по возвращению в Россию русского культурного наследия в виде выставок, архивов, воспоминаний очевидцев, встреч с художниками уже сделаны.

В 1993 году хабаровчане впервые познакомились с обширным циклом литографий и оригинальных работ Михаила Шемякина, одного их создателей принципа метафизического синтетизма в искусстве. Работы выставки были созданы автором в период его жизни в Париже и Нью-Йорке.

В 1994 году музей познакомил дальневосточников с двумя представителями русского академического искусства начала ХХ века Анатолием Соколовым и Сергеем Смирновым.

В 1995 году искусство постмодерна в его различных проявлениях предстало в работах русского «харбинца», позднее выпускника Беркли — Эжена Гарсона.

И вновь осенью 1997 года завершающая встреча с обширным наследием замечательного мастера А. Соколова, работы которого превосходно дополняют историю школы реалистической живописи Российской академии художеств.

Впереди новые имена и проекты: искусство наших соотечественников с восточной части американского побережья, знакомство с творчеством русской художественной эмиграции Франции и Германии, творческие фантазии россиян, нашедшие свое воплощение на древней земле Мексики. Хотя сегодня, как и много лет назад, главным капиталом музея в осуществлении его выставочных проектов остаются все те же Надежда, Вера и Любовь: надежда на встречу с талантливыми людьми, вера в удачу и счастливое воплощение очередного музейного проекта и любовь к искусству и своей профессии исследователя, историка, экспозиционера.

Для тех, кто готов поддержать развитие музейной программы «Русское зарубежье»:
Тел./факс (4212) 32-48-46;
E-mail: postmaster@museum.khv.ru

Руководитель программы:
Запорожская Валентина Александровна — директор Дальневосточного художественного музея.

Кураторы:
Козлова Людмила Григорьевна — заместитель директора ДВХМ по научно-исследовательской деятельности,
Соловьёва Светлана Александровна — заведующая отделом современного русского искусства.


«Русское зарубежье» в следующем номере «Словесницы искусств»

Художник, которого мы представим в следующем выпуске нашего вестника в рубрике «Русское зарубежье», для многих хабаровчан открыл новые грани мира классической русской живописи.

Речь пойдет об Анатолии Александровиче Соколове (1891 — 1971), человеке редкой биографии, кадровом офицере и талантливом живописце, тонком дипломате и мастере батального жанра. Некоторые из его лирических произведений и сегодня звучат как поэмы в красках, столько в них чувства и темперамента.

Имя живописца Соколова впервые соединило для многолетней творческой работы два самобытных города по обе стороны великого Тихого океана — Хабаровск и Сан-Франциско. Две большие выставки произведений Анатолия Соколова, состоявшиеся в Хабаровске в 1995 и 1997 годах, стали не только прологом к рождению нового музейного цикла, но и поводом для нас и соотечественников за пределами России еще раз вернуться к урокам Истории, чтобы лучше осознать свое настоящее.