Славянские традиции в Детском музееСтремление возродить свои давние традиции — это именно то, что отличает русский народ от других. Причем в последние годы это проявляется особенно ярко. И потому на вопрос, сохраним ли мы свое лицо в тысячелетии новых информационных технологий, ответ достаточно прост — да, если сбережем свою культуру и язык. Ибо ничто в мире не объединяет людей столь прочно. Сохранить наш «великий и могучий» — значит, сделать непрерывной и всю цепь поколений. Эта проблема особенно остра сейчас, когда в России наблюдается угнетение языка. Не засилье его иностранными словами и выражениями, которые существовали бы наряду с нашими в качестве иноземного варианта, а именно угнетение, т. е. вытеснение родных слов заимствованными. И в такой ситуации особую роль играет обращение к фольклору — уникальному духовному и культурному пласту, который славянский народ формировал веками. Как сказал бы русский философ XIX века Николай Федоров, умершие предки спасают еще не родившихся потомков. Пространство жизни русского православного человека непременно отмечено тремя основными вехами — рождением, созданием семьи и смертью. Казалось бы, то же можно сказать и о любом другом народе с иным вероисповеданием, однако именно славяне придают этим событиям смысл не только физиологический и духовный, но в равной степени и мистический. Поэтому с языческих времен и по сей день эти судьбоносные события окружаются целым рядом обрядов, причем в народном сознании они совмещают в себе как языческие традиции, так и церковные каноны. Особенности народа раскрываются в его песнях, былинах, плачах, сказаниях, обрядах. Для славян характерно долготерпение и постоянный интерес к тем поистине неиссякаемым сокровищам, которые для нас и грядущих поколений оставляли наши предки. В основе любой традиции, любого обряда кроется ключ к физическому и душевному здоровью. Все в мире вторично. Время потому и не разрывается, что конец одной секунды прочно связан с началом следующей. Для народа оно не кончится до тех пор, пока неразрывной остается цепь традиций, ибо без них мы станем уже не просто другими — мы перестанем быть самими собою. По сей день современна библейская истина «о муже благоразумном, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне», и о «человеке безрассудном, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». России довелось пожить в разных домах. К счастью, каменный фундамент остался, и, думается, на нем и надо восстанавливать наше новое жилище. Может, потому в эпоху кризисов мы все чаще и чаще обращаемся к древним традициям — без осознания вековых устоев, без любви к родной культуре не устоять. Но, к сожалению, большинство из нас очень поверхностно знакомо с народной мудростью. Как жили, работали и отдыхали русские люди, что их радовало и тревожило, о чем они мечтали? Ответить на эти вопросы означает восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Именно поэтому одним из направлений работы Детского музея, который уже больше 15 лет существует в стенах Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова, мы выбрали знакомство детей со славянской этнографией. Дети — аудитория непростая, но отзывчивая, благодарная. Специально для них в музее создано игровое пространство — зал, оформленный в виде русской избы с печью, полатями, лавкой и столом. Здесь посетители музея могут отдохнуть от «правильного» поведения и немного «похозяйничать» — достать ухватом чугунок из печки, растолочь зерно в ступе и выяснить, как устроен тульский самовар... Для детей игра не просто развлечение, а естественный способ общения с окружающим миром. На игровых методиках построены все музейные занятия для школьников, на которых малыши знакомятся с праздниками русского народного календаря, старинными играми и забавами, песенным сказочным фольклором. «Жили-были...», «В гости к Матрешке», «Зеленые святки», «Святочные потешки» — вот неполный перечень игровых занятий, проводимых в нашем музее для малышей. Занятия для младших школьников содержат элементы исследовательской работы с опорой на пусть пока еще небольшой, но собственный опыт. Школьники с большим удовольствием принимают участие в театрализованных фольклорных праздниках: «Новогодние посиделки», «Широкая масленица», «Чайные посиделки», «Кузьминки — об осени поминки». Народные обрядовые праздники почти всегда связаны с игрой. К сожалению, они почти исчезли сегодня из детства, хотя на Руси игра издревле была одной из форм воспитания. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные же с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным, а попутно развивают речь и память ребенка. Какой народный праздник без музыки и игры на музыкальных инструментах? В Детском музее есть комплект русских шумовых музыкальных инструментов: ложки, трещотка, вертушка, плеть, колотушка... Играют на них с большим удовольствием не только дети, но и взрослые. А еще на наших занятиях все участники имеют возможность примерить русский народный костюм — сарафан, кокошник, косоворотку, картуз. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки. В нашем музее неплохая коллекция глиняных и деревянных «потешек», а вот тряпичную куклу-оберег можно сделать своими руками в «Мастерской домовенка Кузи». Суббота и воскресенье в музее — семейные дни. Взрослые приводят своих детей (а нередко бывает и наоборот). Занятия в выходные дни специально рассчитаны на семейную аудиторию и выстроены так, чтобы интересно было всем и положительный заряд, полученный в Детском музее, еще надолго оставался с человеком. Елена ГРАБКО, |
|||
|