В литературный отдел краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова в ноябре 2006 года председатель Покровского приходского совета Русской Православной Старообрядческой церкви (РПСЦ) Елена Павловна Фаст передала в дар вещь, которую, первоначально затруднялись описать и сами музейщики. Это был фрагмент лестовки, когда-то принадлежавшей мужчине-старообрядцу. Особенностью той лестовки, придающей ей статус памятника истории, оказалось то, что она была закопана вместе со старопечатными богослужебными книгами, спрятана до лучших времен в период политических и религиозных гонений в Советском Союзе в Клавдия Трофимовна Кондрашова говорит о лестовке так: «Кто идет к Богу, тот ее никогда не оставляет, кто пользовался раньше, тот и пользуется сейчас. Я никуда без нее не могу пойти. Я всегда ее беру с собой. Я не могу встать и молится Богу, если у меня нет лестовки в руках. Если она у меня в руках, то я ее перебираю все время и мысленно имею „Господи Исусе Христе, Сыне Божие, помилуй мя грешного“. Мысленно. Исусову молитву. Вот так я ее использую, для этого она и должна быть. По улице иду, всегда молитву творю». Клавдия Трофимовна представляет второе поколение древлеправославных христиан, переселившихся в Хабаровский уезд во время столыпинских реформ. Тогда в Приамурский край из пределов Румынии, Австрии, Болгарии приехали несколько тысяч зарубежных старообрядцев, крепко державшихся веры отцов и дедов, с двуперстным крестным знамением. Газета «Приамурье» писала о них в 1908 году, что они когда-то выселились из России ввиду гонений со стороны администрации и сейчас задумали вернуться в Россию и переселиться на Амур. Историкам известно, что из того потока переселенцев-старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, на удобных местах Хабаровской округи намеревались поселиться 765 семей, которые должны были переехать в Россию в 1910 году. Но из-за необоснованных требований чиновников дело сорвалось. Тогда же зарубежные старообрядцы вторично организовали ряд сел на Амуре, но в силу обстоятельств вынуждены были вновь переселиться, теперь уже под Хабаровск. В краевом архиве можно прочитать: «Мы — русские переселенцы из Румынии. В 1909 году приехали на Амур и основали село Верхне-Спасское. К июню — августу начала прибывать вода, нас затопило, и нам предложили селиться на новых местах — кому за Амуром (основали село Марковку), а кому вблизи города (основали село Смирновку)». На амурскую протоку Талга прибывают семьи братьев Лукьяна и Малофея Марковых, здесь к 1914 году основывается село Марковка, откуда родом и Клавдия Трофимовна. Она вспоминает: «Мама с Румынии переехала. Они с родителями поселились в Марковку. Там она жила, а после войны переехала на базу КАФ. Она передала мне свою лестовку, когда свободнее стало, потому что раньше она мне не могла ее дать, даже если бы я и просила. Да я бы и сама ее не взяла, ведь ее надо было прятать, а где ее будешь прятать. Нигде нельзя было перекреститься, не то чтобы с лестовкой ходить. Я родилась в 1927 году. И если подумать, то ту первую мою лестовку мама привезла из Румынии». Итак, что же это за вещь, которую наряду с крестом, иконой, книгой нужно было прятать во время опасности и сохранять, чтобы затем дальше передавать детям и внукам? М. Фасмер считает, что слово лестовка, лястовка, листовка, по-видимому, является производным от лъства, т. е. «лестница (ступень) духовного возвышения». В XIX веке употреблялось в великорусском языке старинное слово вервица, как синоним, «лестовка, ременные четки, по которым молились, ими же стегали ослушных». Мало дает для объяснения символики лестовки определения ее писателями XIX века П. И. Мельниковым и В. И. Далем как «кожаные четки у раскольников, вообще староверов, с кистью кожаных лепестков». Ближе к пониманию сути, что такое лестовка, определение, принятое в Старообрядческой церкви: как приспособление для счета молитв, с целью способствовать сосредоточению на молитве Богу, ее должен иметь в руке, находясь в церкви, всякий молящийся1. И, наконец, более полное толкование. «Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах2». Для Клавдии Трофимовны «по лестовке молятся самые основные поклоны, а это означает, что мы имеем самую большую любовь к Богу, трудимся, молимся и мы. Мы не должны ее из рук выпускать. Потому что она нам Богом данная. Мы с ней должны молиться всегда». В древлеправославии считается, что впервые употребление лестовки (или вервицы) было установлено в Церкви в IV веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книгам было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то время простейшей молитвы: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешного» — молитва Исусова. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть тысяч этих молитв, за Полунощницу, — шестьсот, за Утреню — тысячу пятьсот и так далее. Для правильного счета молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее вервицу — небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла. Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия. Ко времени Крещения Руси в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы во всяком месте есть необходимая часть христианской жизни. Восприняв это понятие вместе с православной верой и сохраняя его многие столетия в неизменности, Древняя Русь несколько видоизменила византийскую вервицу: к XVII веку она украсилась, обогатилась и превратилась в лестовку. Старообрядческий епископ Герман (Савельев) рассказывает, что вручение ее при иноческом пострижении сохраняется и у господствующей церкви, может быть, в сокращенном виде, что при пострижении в иноки монаху вручается вервица, у нас лествица, и говорится о необходимости сохранения ее на протяжении всей своей жизни и пребывании ее с постриженным. Она должна присутствовать при нем постоянно как напоминание. «Как показывает практика моего служения, когда лестовка находится в руках, ты бодрствуешь и совершаешь Исусову молитву, и так незаметно для себя ты защищаешься, духовно преисполняясь Божественной благодати, охраняясь от греховных помыслов, от своих грехов и страстей. И таким образом действительно оправдывается опыт древних чудотворцев». Существует отдельное небольшое «Сказание о лестовке и о молитве Исусовой». Приведу его полностью с сохранением орфографии древнерусского источника. «Подобает христианину всегда лестовку въ руках держати. И молитву Исусову непрестанно повторяти; въ церкве, и дома, и на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всякомъ месте. Творити же молитву тако: Господе Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго. Кто молитву сию Исусову творитъ непрестанно, како воздухом дышитъ, то после перваго года вселится въ него духъ Святый, после второго внидетъ въ него Христос Сын Божий. После третьего же года приидетъ къ нему Отец. И вниидетъ въ него и обитель въ немъ сотворитъ Святая Троица. И поглотитъ молитва сердце человеку тому и сердце поглотитъ молитву. И станетъ взывати непрестанно сию молитву днемъ и нощию. И буде свободенъ человекъ той от всехъ сетей вражиихъ. Хочешь ли брате научиться оумственной молитве сердечной; внимай прилежно. Прежде бо тебе подобаетъ говорить молитву Исусову негромко вслухъ тихимъ гласомъ. Когда же насытятся оуста произношениемъ молитвы, тогда гласъ стихаетъ. Затем шепотомъ продолжается. И тогда оумомъ подобаетъ взирати и приникати къ произносимому въ гортани. Таковым образомъ, какъ бы сама собой начнет приходите въ движение и действовати оумственная сердечная молитва, на всяко время, во всякомъ деле, на всякомъ месте. Въ начале противу воли подобаетъ творити молитву, принуждая себя оусердно, и егда навыкнетъ, то станетъ, аки птица парящая, сама обращатися въ оуме человека. Богу нашему Слава и ныне и присно и во веки веком. Аминь». Обратимся к описанию лестовки и попытаемся объяснить ее символику. Среди старообрядцев известно, что устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения, но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых «бобочками». Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Значение может толковаться различно, либо как В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолить в течение дня. Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, т. к. передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться. Для древлеправославного епископа Германа лестовка — образ непрестанной молитвы. Он сожалеет, что с течением времени это было забыто и некоторые христиане сегодня используют ее как украшение в богослужении. Он говорит: «Мной лестовка используется всегда, и не только на официальных приемах, а в основном когда я нахожусь в церкви или иду куда-то по делам. И именно с лестовкой находится образ той самой Исусовой молитвы, которую отцы называют самой высшей, поскольку она обращена непосредственно к Христу. Она краткая и немногословная, именно благодаря ей спасались первые святые, будучи порой совершенно безграмотны, зная только эту молитву». Говоря о церковном богослужении, владыка Герман замечает, что там лестовка используется не только как украшение чина древнего богослужения, подобно сарафанам, поддевкам. Поскольку старообрядческие службы ведутся согласно древнему уставу, некоторые рассеивают свое внимание, и тогда им советуется, чтобы вновь прийти в бодрое состояние, подобно инокам, погрузиться в Исусову молитву. Особенно это полезно и необходимо при чтении кафизм, когда люди не просто ведут себя рассеянно, но и безответственно, т. е. не обращают внимания на боговдохновенные псалмы Давида и занимаются праздными разговорами, покидают службу, выходя из нее, решают какие-то личные дела. Клавдия Трофимовна убеждена, что церковное богослужение — это тяжелая работа. «Даже говорят: „Батьку и матку кормить тяжело, Богу молиться и долг отдавать“. Вот эта самая тяжелая работа. А че Богу молиться тяжело, потому, что тут бес крутит со всех сторон, мол, ты туда, я тут же. Господь дает пока мне терпение, я становлюсь на молитву с удовольствием». Клавдии Трофимовне молитва помогает жить здесь и сейчас. «И если я не помолилась, то я не могу ни есть, ни спать, ничего. Я должна помолиться, я должна вечером помолиться. Службу я ни одну не пропускаю, потому что я не могу пропустить службу. И не быть до конца я тоже не могу. Бывает, что поздно возвращаюсь домой. Всяко бывает, но на службе я должна быть. Пока я еще хожу, а потом Божья воля. В общем, лестовка в богослужении необходимая вещь. Вот говорится, шла Богородица в Ад, кого-то нужно было вывести и с лестовкой, а ей говорят: «Оставь лестовку, тогда пройдешь!» Она говорит: «Какой воин идет на войну без оружия? Вот лестовка — на врага победа». На вопрос об использовании лестовки в Русской Православной Церкви Московской патриархии владыка Герман, еще раз подчеркнул, что лестовка — это старообрядческое изобретение. В новообрядческой церкви она не пользуется популярностью. Но поскольку она является некоей реликвией, то некоторые охотно молятся по лествице. Такие случаи не единичные. От старообрядцев принимают в подарок лестовку. Хотя все новообрядческое священство пытается избавиться от нее, как от напоминания о печальном прошлом. По его мнению, «вервица используется новообрядческим священством так же, как и нашим священством. Мне не приходилось замечать, чтобы кто-то из священства использовал ее не в богослужебное время». Сергей Степанович Аутко пришел в Покровский приход РПСЦ в 2001 году, на праздник Петра и Павла, и его крестил отец Аркадий Кутузов, о чем у него есть письменное свидетельство. Как он сам говорит, раньше он ходил в никонианские храмы. «Но там мне не понравилось, потому что там женщины заходят в брюках, накрашенными губами прикладываются к святым иконам, и это мне не понравилось». Первую лестовку он купил сам, потому что видел ее у бабушек, у всех прихожан, но до или после крещения, не помнит. Никто ему не подсказывал. Но он помнит, что в тот период увидел необходимость в лестовке. До этого он не имел никакого представления о ней. «Сначала я не понял, что это. А потом понял, объяснили, особенно отец Аркадий объяснил. Потом я покрестился и потом маму окрестил, ей было за 80. Потом она умерла, и ее отпевал отец Аркадий. Ей положили в гроб лестовку, священник купил и положил». Позднее первую лестовку он подарил Георгию Филипповичу из Комсомольска-на-Амуре. «Вторую лестовку мне подарил Василий Зуев, в знак христианской любви». Эту лестовку он подарил Хабаровскому краеведческому музею. Третью лестовку ему также подарили, но в этот раз — матушка Татьяна Кутузова, когда приезжала из Смоленской губернии прошлой осенью. Сейчас Сергея Степановича рукоположили в свещеносцы, и он лестовку редко использует во время богослужения, некогда. По ней молится дома. Он использует лестовку «когда Господи помилуй, 12 раз, когда 40 раз молюсь, и когда на часах и когда к причастию готовлюсь, 70 лестовок отмаливаю». Итак, лестовка может сопровождать древлеправославного христианина от крещения до самой смерти. И Клавдия Трофимовна, как мать и бабушка, заботилась раньше и заботится теперь о том, чтобы лестовка была у детей и внуков. Она наверняка помнит о своей первой лестовке, что подарила ей мама, и прекрасно осознает, что в России все возможно. «Я же их приобретала специально для них. Нужны всем. Как венчик нужен всем, как рукописание, так и лестовка всем нужна. Вот сейчас, может, они и не нуждаются, а потом нужны будут сильно, да где ее взять. Все может быть». И в заключение, возвращаясь к тем скромным дарам — лестовкам, что сделали хабаровские старообрядцы Гродековскому музею, можно привести слова владыки Германа: «Поскольку старообрядцы являются хранителями древней культуры богослужения, поэтому они использовали лестовку и пытались сохранить эту культуру не только для себя, но и для других поколений, как несущих истинное православие, которое было изначально, благодаря которому люди угождали Богу и вели богоугодную жизнь на протяжении многих веков. Именно этим объясняется такое отношение к буквально каждой составляющей, будь то лестовка, книга, облачение, либо крест, икона». В музеях России находятся собрания старообрядческих предметов, в числе которых есть и лестовки. Но ошибаются те, кто думает, что такие вещи можно найти только в музеях. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Вот перед мной простой листок бумаги, где напечатано, что в городе Фокино Приморского края братья и сестры о Христе могут заказать предметы одежды, а также и лестовку у Андрея и Анны Харламовых. Более того, лестовка и раскрытая кириллическая книга стали логотипом международных научных конференций «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока». Очередная, пятая по счету, прошла в Улан-Удэ, в мае — июне 2007 года. Такие события отображают подъем интереса к русской традиционной культуре. Иван ШЕВНИН, историк |
|||
|