Аборигены Дальнего Востока: ГЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ
Одна и та же реальность, приближаясь к научной истине, |
|||
Народы Приамурья испокон веков беспокоили вопросы борьбы за жизнь рода, добра и зла. Мечты народа в той или иной степени всегда отражались в преданиях-мифах — фантастических представлениях о мире, свойственных человеку далекого прошлого, и передаваемых в форме устных повествований от дедов к внукам. Человеку, жившему в условиях, основанных на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на все окружающее. Таким образом, сущность мифа всегда лежала в социальных условиях общества. |
|||
|
|||
Среди предметов традиционного культа нанайцев есть своеобразные иконы, окутанные тайной. Их редко можно увидеть, о них не говорят посторонним. Это мио (произносится — мё), рисованные на бумаге изображения богов или куски красной ткани с иероглифами и рисунками. Их появление обусловлено китайским влиянием на культуру коренных народов Приамурья. В Китае широко развит культ предков. До сих пор там рисуют на бумаге или ткани изображения, связанные с предками, и вывешивают на внутреннюю сторону божницы мяо, название которой и привело к появлению в нанайском языке слова мио. |
|||
Любая культура строится на основе знаково-символической почвы. По своей природе символика амурских этносов ближе к реальности, к природе. Их символизм более органично вплетен в реальность. Миф коренные народы Нижнего Приамурья и острова Сахалина осваивают в действии, в ритуале. Вероятно, поэтому и ритуал у них так устойчив и каноничен. У нивхов, ульчей, нанайцев все несет культурную информацию — и мифы, и легенды, и предания, и танцы, и песни, и праздники, и игры. Такая культурная информация и есть суть — символы. |
|||
|
|||
Дальневосточная земля, энергетика которой соткана из таких нитей, которые есть только здесь и больше нигде, — своего рода книга таинств. Прикоснуться к ней, попытаться прочесть можно лишь с помощью особых знаков-символов. Они повсюду. В суровой тайге и глубинах рек, гортанной аборигенной песне и в орнаментах-письменах. Духовная культура коренных малочисленных народов Севера, формировавшаяся веками, сохраняется и в нынешних поколениях на уровне каких-то тонких сфер. Одна эпоха, другая. Меняются ценности, взгляды, но никакие «ветры перемен» не в силах уничтожить знаки-символы. Иногда кажется, что именно они и ведут нас по жизни. |
|||
|