- Пространство Мифа и Легенды. Прикосновение
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: славяне
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Космос мифа
- «Кя, Подя, не забывай нас, не обижай!»
- Дух предка в образе Куты мафа
- Две половины одного целого
- Легенды и мифы амурского ландшафта
- В водовороте открытий и тайн
- Дада на ладонях природы
- Уроки мифологии в Стране трех солнц
- Черепаха, рождающая солнце
- Легенда о рождении варгана
- Велимир Хлебников и мифология орочей
- Шкатулка древностей из Верхней Экони
- Экскурсия в мир шаманов
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Литература
- Единое пространство культуры
Я многое не понимаю в поэзии Велимира Хлебникова, но мелодия его стихов всегда завораживала меня. Он вписывал в ткань своих произведений особые слова, не всегда ясные, но полные энергетики и новизны. Поэзия Хлебникова была близка многим его современникам: Д. Мережковскому, З. Гиппиус, С. Есенину, В. Татлину, Д. Бурлюку, Вяч. Иванову, А. Мариенгофу, В. Брюсову и др. Стихами Хлебникова восхищался В. Маяковский, считавший его одним из самых талантливых поэтов 20-х годов прошлого века. Художник необычного дарования, Велимир Хлебников также ввел ряд числовых законов, наполненных поэтическим, философским содержанием и одновременно выстроенных строго математически. Он оставил нам уравнения жизни и смерти, уравнения звезд и уравнения мысли, законы предвидения будущего и законы поколений. Эти уравнения и законы хочется назвать его же неологизмом — числокартины Вселенной. За числом Хлебников видел историю народа и судьбу конкретного человека. Его философия числа и сегодня остается закодированной для читателя. В 1915 году поэт в одном из своих стихотворений писал: И ум, и мир, как плащ, одеты Если поэзии Хлебникова, его формулам и законам посвящены книги, статьи и даже диссертации, то о его интересе к фольклору коренных народов Приамурья в литературе почти нет упоминаний. Приведу слова Велимира Хлебникова: «Сказания орочей, древнего амурского племени, поразили меня, и я задумал построить общеазийское сознание в песнях». Н. Берковский, ссылаясь на приведенную цитату, отмечает, что мифы орочей об огненном состоянии земли вошли в драматическую тему Хлебникова одним из важнейших мотивов. Правильно подмечено исследователями, что историзм поэта связывается, в первую очередь, с фольклором и, в частности, с мифологией. Можно, вероятно, поставить вопрос о довольно серьезной значимости в творчестве Хлебникова мифов орочей, их медвежьего праздника, а также, что не менее важно, — орочского шаманизма. С особенностями культуры орочей Велимир Хлебников, скорее всего, был знаком по опубликованным литературным источникам. Есть косвенные свидетельства, что на темы, связанные с мифами первобытных этносов, он общался с А. Белым и Н. И. Гаген-Торн, которые прекрасно знали эту проблематику. Нельзя исключать и то, что Хлебников был знаком с некоторыми архивными материалами, связанными с мифологией приамурских народов. Считаю, что в поэзии Хлебникова, в его оригинальном творчестве в целом, анализ мифологии орочей занял определенное место, придав им особый колорит, особую линию повествования. Безусловно, тема «Велимир Хлебников и орочи» не исчерпана, ее более глубокое исследование может пролить свет на творческие искания замечательного поэта, прояснить отдельные грани его новаторской, богатой по форме и содержанию поэзии. Петр ГОНТМАХЕР, |
|||
|