Хранитель памяти стойбища Кольчём

Николай ДявгодаСколько национальных стойбищ, разбросанных по берегам Амура, живёт сегодня только в воспоминаниях. Заросли прибрежного тальника еще помнят детский смех. Пустынному берегу все еще кажется, что вот-вот причалит лодка и выйдет хозяин с богатым уловом, обрадует свою семью. Земле, согретой солнцем, так не хватает этого маленького мирка, где все строилось по своим справедливым законам, где обитала гармония.

Стойбищу Кольчём в Ульчском районе Хабаровского края каким-то чудом удалось сохраниться. Конечно, сегодня жизнь не кипит здесь, как прежде, ветшают дома, сменяются поколения, но пульс все равно не затихает. А главное, хранится память о людях, которые в свое время прославили ульчское селение. Хранителем памяти стал художник Николай Дявгода. Его корни, его дар — оттуда, из Кольчёма.

Это древнее стойбище было довольно популярным у хабаровских археологов, приезжали сюда и японские исследователи. Когда-то здесь располагались три стоянки первобытных людей, и земля сохранила ценные находки, которые так или иначе стали еще одной разгадкой к «книге древности» приамурской земли.

Из Кольчёма берет начало род Дявгода, Дятала, Уды. Именно здесь жили потрясающие мастерицы, имена которых, к сожалению, оказались неизвестными. Поэтому для Николая Дявгода очень важно сохранить хотя бы то немногое, что осталось. В течение многих лет, приезжая в родное стойбище, он записывал воспоминания старожилов. Есть у него специальная тетрадь с беглыми заметкам и черно-белыми фотографиями. По существу это набросок к серьезной исследовательской работе художника, который многим обязан тому самому местечку на берегу Амура и его людям.

Есть у Николая Дявгода и еще одна уникальная вещь — этнографическая коллекция, собранная им по крупицам в Кольчёме. Вещи, которые он бережно хранит и которым вполне может позавидовать музей, связаны с Николаем родовыми нитями. Узорчатый халат, расшитые рукавицы, ковер — это от бабушки. Свадебный халат — от мамы. Хранятся в этом частном этнографическом музее, вызвавшем, кстати, искреннее восхищение у японцев, охотничье копье, древняя керамика и даже ритуальная скульптура. Однако Николай Дявгода верит, что сэвэны из родного Кольчёма не принесут ему вреда.

Профессиональное образование Николай получил на худграфе в Хабаровском государственном педагогическом институте. Для него оно стало тем инструментом, который позволил художнику придать законченную форму детским познаниям и творческому чутью. Потому что именно в детстве произошло полное погружение в атмосферу народного творчества. Его бабушка, дедушка славились мастерством, и Николай перенимал их дар абсолютно естественно, принимая уникальное искусство как неотъемлемую часть жизни.

Уже на худграфе пришло понимание, насколько серьезно искусство его народа, какая глубинная философия питает его. Тема научной работы, связанная с ульчской и нанайской берестой, за которую никто из сокурсников не рискнул взяться, поначалу и у Николая вызвала неуверенность. Но потом это прошло. Он три года изучал древние технологии, разрабатывал собственные и в итоге защитил дипломную работу «Художественная обработка бересты».

Ему пришлось работать в селах школьным учителем, он строил художественные мастерские. Сегодня Николай Дявгода — свободный художник. Он пробовал себя как книжный график, проиллюстрировав книгу Евгения Гудана «Амба — хранитель древнего рода». Впрочем, у Николая Дявгода есть мечта записать сказки и легенды стойбища Кольчём и сделать к ним иллюстрации.

Ульчский фольклор и обычные, на первый взгляд, картинки из жизни наполняют холсты Николая Дявгода, где живут женщины-птицы и северные красавицы, простые люди и мифические герои. Сюжеты лаконичны, но в них читаются сотни разных историй, которые либо происходили на амурских берегах, либо вполне могли происходить.

В своем творчестве художник опирается прежде всего на традицию. В изделиях декоративно-прикладного искусства — традиционные формы и материалы, линии орнаментов, повторяющие те, что на произведениях старых мастеров. Но в декоративных панно, где художник соединяет дерево, рыбью кожу, замшу, старинные монеты и минералы, древняя философия осмысливается при помощи авторской символики. За годы поисков, а этот художник все время ищет новые формы, фактуру, цвет, Николай Дявгода создал особую систему знаков, которая трактует старинные образы, верования и обряды северных народов современным языком. Это как непрерывающаяся нить от прошлого к будущему.

Елена СОЛНЦЕВА