- Оберег земли дальневосточной
- Посвящается Арсеньеву
- Хабаровский край
- Вслед за солнцем
- Лицом к своим истокам
- Первый туземный съезд Дальневосточной области
- Сократ из Найхина
- Философия танца
- Не тревожьте мудрых богов
- Три солнца в нанайских легендах — миф или реальность?
- Что за прелесть эти сказки
- Железная рука
- «Костер тревоги» над Амуром
- Ненастоящий дракон Пуймур
- Голос далёких предков сквозь ветер времени
- Потомственная вышивальщица Лариса Бельды
- Даня гуйсэкэни (Бабушкин сундучок)
- Хранитель памяти стойбища Кольчём
- Завещание Зои Пластиной
- Анна Надеина — мастерица и рыбак
- Наследство Любови Самар
- Куклы Светланы Кимонко
- Философия амурского лоскутка
- «Мангбо Найни» — народная передача
- Первая охота и последняя рыбалка
- Волшебная аура Аури
- Фантазии детей Амура в рисунках и узорах
- Приморский край
- Сахалинская область
- Камчатская область
- Чукотский автономный округ
- Республика Саха (Якутия)
- Культурная эволюция
- Рецензии
В 2002 году коллекция аборигенной игрушки Хабаровского краевого краеведческого музея пополнилась новым экспонатом — авторской куклой «Нанайская невеста». Создала ее преподаватель центра внешкольного воспитания села Троицкого и частный предприниматель Светлана Евгеньевна Кимонко. Она родилась и выросла в красивом нанайском селе Верхний Нерген. С детства вышивала и... мастерила кукол. Вместе с сестрами. Мне кажется, что именно в этой детской игре-соревновании и развился природный талант нанайской мастерицы, отшлифованный худграфом Ленинградского педагогического института имени Герцена. После окончания института Светлана Евгеньевна вернулась на родину и много лет преподавала рисование в школах Нанайского района. Но куклы всегда оставались с ней. Она шила для них традиционные костюмы XIX века и украшала их традиционной нанайской вышивкой. Рождение куклы начинается с шитья фигуры человека из белой ткани. Ее набивают ватой, вышивают лицо, хотя раньше это было не принято. Нанайцы считали, что кукла с лицом неизбежно станет прибежишем злого духа и принесет вред ребенку. Далее «выращивают» кукле две роскошные косы, а потом начинают ее одевать... Музейный экспонат — кукла «Нанайская невеста» облачена в три свадебных халата, как и положено настоящей нанайской невесте. Нижний — нательный — из голубого репса с белым бисером по отделочной полосе подола. Средний — левополый — халат «босома амири» с длинными рукавами из белой хлопчатобумажной ткани и с вышитыми на спинке спирально-ленточными розетками. Вышивка украшает отделочные полосы этого халата. Самый красивый и богатый верхний халат «сикэ» с короткими рукавами, открывающими красивую вышивку на отделке рукавов среднего халата равными полочками и длинным разрезом на подоле спинки. Он сшит из серебристой ткани на голубом подкладе. На спинке «сикэ» Светлана Кимонко вышила двух драконов, на левой полочке — одного. Вышитые спирально-ленточные розетки украшают отделочные полосы халата. Поверх халатов на плечи куклы надет круглый накладной воротник из синей ткани с белой машинной вышивкой. Края воротника обшиты бордовыми нитями и снабжены 23 низками из фиолетового и красного бисера. Волосы куклы спрятаны под традиционным нанайским головным убором невесты: шлемовидной шапки с удлиненными ушами и фестончатым выступом сзади. Шапка куклы сшита из черной шелковой ткани, подклад из малинового шелка. Ее макушку венчает малиновая шишечка, по бокам вьются ленты из розовой тесьмы, а поверхность шапки сверкает белым бисером. Косы куклы «Нанайская невеста» обвиты фиолетовыми нитями, которые дополнены двумя подвесками из цветного бисера и золотистого стекляруса. В костюме куклы, изображающей девушку-невесту, воспроизведены даже такие детали, как короткие штанишки с вышитой желтыми нитями спирально-ленточной розеткой и наколенники. Ноги куклы обуты в праздничную обувь, украшенную отделочной полосой, которая вышита крестиком. «А еще я обычно делаю для такой куклы шейно-нагрудное украшение с большим диском. В прошлом диск был из нефрита. Я же делаю его из фольги и подвешиваю на низку из бисера. Для этой „Невесты“ сделала не совсем обычное „сиака“. После переезда на новую квартиру фольгу не нашла», — рассказала Светлана Кимонко, когда передавала в музей свое произведение. «Сиака» в данном случае было сделано из серой крупной бусины, подвешенной на «бусы» из голубого и оранжевого бисера, который сгруппирован автором по три. Кстати, музейная «Нанайская невеста» — настоящая путешественница. Работать над ней Светлана Евгеньевна начала в Троицком. Потом поехала в Канаду по линии компании «Мак-Грегор», поддерживающей частную инициативу в России, и взяла куклу с собой. Руки до нее в Канаде не дошли, но кукла посмотрела на другую страну и ее аборигенов — индейцев. Возвращалась домой С. Кимонко через Сеул. Так что «Нанайская невеста» краем своего раскосого глаза увидела жителей этой сопредельной страны. Только там, в сеульской гостинице, Светлана Евгеньевна внесла новые стежки на куклу. Если собрать все куклы, созданные искусными руками Светланы Кимонко, можно населить большое нанайское село Ирга. Куклы Светланы Евгеньевны украшают частные коллекции и государственные музеи разных стран. Совсем недавно целую семью ее кукол — нанайских красавиц и охотников — приобрел Мичиноку-банк. Татьяна МЕЛЬНИКОВА, |
|||
|