Люди и реки

Участники фотоэкспедицииЛетом 2015 года участники творческого объединения «Мастерская Фотографии» под руководством М. Шаргородского совершили очередную фотоэкспедицию. На этот раз их путь лежал в район имени Полины Осипенко Хабаровского края, а темой путешествия, как и всегда, стал портрет дальневосточника. В итоге родилась новая выставка-повесть «Все реки текут», посвященная людям, живущим вдали от больших городов.

Семья староверов. п. Березовый.
Сергей, пасечник

Сергей, пасечник«Ну, рассказывай, корреспондент, зачем к нам пожаловал?» — с добродушной хитринкой в глазах вопрошал этот улыбчивый человек.
Староверы не ограничены только своим жизненным пространством, их история плотно вплетена в историю российского государства. Староверы весьма живо интересуются событиями, которые происходят не только вокруг них, но и в России в целом. Некоторые успешно ведут свои бизнес-предприятия.

Фото Сергея Третьякова

Семья староверов.
Три поколения

Три поколенияСлева направо: Сергей, сын Ивана, Григорий Моисеевич, Иван.

Знакомство. На одной из улиц Березового кипела работа: ворота гаража открыты, рядом стояла пара грузовиков, мужики, негромко переговариваясь, громыхали инструментом.

Встретили они нас приветливо. Первое впечатление, которое производят бородачи-староверы, — спокойствие. Улыбчивость и спокойствие. С большой охотой рассказывают о своем быте, делятся своей историей.

Отличительная черта уклада жизни этих людей — приверженность устоям, вера в традиции, крепкие внутрисемейные и междусемейные отношения.

Фото Сергея Третьякова

Учительница

УчительницаВ селе имени Полины Осипенко мы познакомились с замечательной женщиной Евгенией Кирилловной Маяковой. По национальности она эвенкийка, много лет работала учителем начальных классов. За долгие годы воспитала огромное количество детей, да и сейчас не отказывается позаниматься с ними, если просят. До сих пор Евгения Кирилловна помнит многих своих учеников, и те отвечают ей взаимностью, часто звонят и приезжают в гости. Время за разговором пролетело незаметно, она многое рассказала о своем детстве и молодости, с нежностью и любовью поведала о родном поселке. Из бесхитростных рассказов стало понятно, почему эта женщина так горячо любит родную Амгунь.

Фото Светланы Ткачевой

Негидальский орнамент

Негидальский орнаментВозле клуба мы встретили детей, и они с любопытством нас разглядывали. Преодолев стеснение, ребята рассказали, что ждут окончания обеденного перерыва, чтобы побыстрее попасть в кружок детского творчества при Центре негидальской культуры в поселке Владимировка. Девочки наперебой стали перечислять, чем они там занимаются. А потом, пригласив нас в центр, с гордостью показали свои поделки — амулеты, вышитые бисером, вырезанных из бумаги человечков в национальных костюмах, фигурки животных. Все работы украшал негидальский орнамент, что позволило ощутить самобытный национальный колорит.

Фото Светланы Ткачевой

Село Гуга

Село ГугаДетские качели прочно вросли в поле. Или это поле надежно захватило их в свой плен. Вокруг когда-то был поселок, а теперь от него осталось только название — Гуга. Пара домов, метеорологический пост на реке и точка на карте. Место домов заняли деревья и трава, а сами они давно сгорели дровами в печке единственного оставшегося жителя. Последним напоминанием о былой жизни, о чьем-то детстве остались эти качели.

Фото Сергея Шилова

Трилистник — это трава, которая растет там же, где клюква

Трилистник – это трава, которая растет там же, где клюкваАлександра Николаевна Казарова (1931 г. р.), коренная жительница и первая мастерица села Владимировка, по национальности эвенка, а муж ее был негидальцем. Она хорошо помнит свои молодые годы, как открывала олимпиаду (не где-нибудь, а в родном селе!) песней о родном крае, о реке Амгуни.

«Вышивали, пели, танцевали, работали! — вспоминает Александра Николаевна, — работали все, без работы в то время было никак нельзя. Помню, в 1945 году село только строилось, транспорта совсем не было, везде пешком».

У Анны Николаевны семеро детей, внуков и правнуков еще больше, и все выросли на родной Амгуни. На реку раньше часто ходили, а сейчас почти не ходят и рыбы не едят. Ее в реке совсем мало стало...

Листая большую глянцевую книгу о мастерах и мастерицах своего края, Александра Николаевна невольно улыбается, с любовью вспоминая всех, кого знала.

Фото Алены Шиловой

Село Главный Стан

Село Главный СтанАлександр известен в Главном Стане и во всем районе как первоклассный охотник и мастер выделки шкур животных. Дом его заполнен чучелами лесных и речных животных и птиц — от бурундуков и уток до медведя. Их так много, что все дома уже не вмещаются, и часть «разбежалась» по домам родственников и знакомых. Некоторые переместились в местную школу.

Фото Сергея Шилова

Земные богатства

Земные богатстваВалентина Ивановна родилась в 1938 году в поселке Михайловка (Бурятия). Окончив десять классов, в 1960 году приехала в поселок Оглонги, устроилась бухгалтером в Херпучинский отдел рабочего снабжения. А в следующем году встретила Олега Александровича, и они почти сразу поженились. «С тех пор все всегда делаем вместе», — рассказывает Валентина Ивановна. — Помню, в молодости ходили сено косить, собирали, на зиму заготавливали — корову же нужно было кормить. А рыбалка! Вот поедем вместе на рыбалку: я на веслах, а он с сетями, наловим штук пятьдесят — на зиму семье хватает. Да еще и родственникам отправляли в Сибирь посылку с рыбой, а они нам кедровых шишек с орешками, маленьких таких. У нас такие не растут, а я страсть как их люблю, с детства. Никаких конфет не нужно, лишь бы орешки эти были«.

Олег Александрович пятнадцать лет отработал в лесу, десять лет на драге золото добывал, потом в котельной вручную уголь подкидывал для поддержания давления. Спрашиваю: «Если бы оказалась такая возможность, что бы вы поменяли в своей жизни?» «Ничего бы не меняли, — отвечает, — мы счастливые люди. А вот это наше богатство (показывает фотографии): две дочери, четыре внука и уже два правнука».

Поблагодарив за гостеприимство, мы тепло попрощались. В руках я несла гостинцы — баночку домашнего клюквенного варенья и маленькие кедровые шишки. Те самые, из Сибири.

Фото Ольги Дегтевой

Село Тавлинка

Село ТавлинкаТавлинка расположилась на берегу реки, а это значит, что с рекой здесь связано все: она дает работу, пропитание, она же часто и единственный транспортный путь. Лодка здесь не менее важна, чем хороший внедорожник. Без лодки деревенский житель хуже городского пешехода, поэтому управлять ими умеют даже дети. А вечером, когда окончена работа или учеба, молодежь бежит на берег, чтобы покататься по реке в лучах заходящего солнца.

Фото Сергея Шилова

Рыбалка — женское дело. Река Амгунь

Рыбалка – женское дело. Река АмгуньИз всех сезонов на Дальнем Востоке один особенный. Это осень. Именно тогда многие бросают все свои дела, берут отпуска и... едут на рыбалку. Для кого-то это непреодолимая страсть или хобби, для кого-то заработок, а для некоторых и образ жизни. Когда в дальневосточных реках начинается массовый ход лосося, села и поселки пустеют. На дорогах за рулем встречных машин все чаще женщины, потому что муж в это время на реке. В магазинах нет хлеба, он моментально раскупается мешками — тоже на реку... Разговоры только о ходе рыбы: где идет, как ловится?

Национальное село Владимировка (историческое название — Гарпа, что означает «луч солнца») пустеет, наверное, заметнее других населенных пунктов, потому что на рыбалку отправляются и женщины, и дети. Национальные общины заготавливают кету впрок на долгую зиму. Среди официальных тоней, где ведется лицензионный лов рыбы, Гарпинская коса выделяется не только названием. Это родовое место, где ловили рыбу предки коренных жителей Приамгунья. Только здесь на рыбалке можно встретить все женское население села и детей. А вот выше и ниже по течению реки рыбалка сугубо мужское занятие. Но здесь действуют другие законы — законы природы и законы людей, которые стараются жить в гармонии с окружающим миром...

На фото момент работы национальной общины с неводом во время лова лосося.

Фото Александра Фроленка