В уездном городе, инкогнито

«Ревизор» в Комсомольском-на-Амуре театре драмы

В гоголевском «Ревизоре» нет положительных героев. В свое время пьесой восхищались Пушкин, Белинский, Герцен, над ней смеялся сам царь Николай I, от которого драматург Гоголь и получил заказ на комедию. И цель была определенной — разоблачить взяточников. Поэтому «Ревизор» своего рода государственный заказ. Неизвестно, сколько времени потребуется, чтобы это произведение перестало быть актуальным в России. Теперь к нему обратился и Комсомольский-на-Амуре театр драмы.

Сегодня можно трактовать «Ревизора» как злободневную сатиру, как забавный анекдот или нетленную русскую классику. Либо как мистическую драму, где Хлестаков — исчадие демонических сил. Какой ни выбери подход, спектакль все равно будет «про нас». Скоро двести лет, как идет на сценах мира эта пьеса, но не стареют слова Николая Васильевича: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!», ставшие слоганом всего мирового театра.

«В „Ревизоре“ я решился собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется справедливость, и за одним разом посмеяться над всем», — так пояснял сам Гоголь основную мысль пьесы. Даже если поставить «Ревизора» как психологический гротеск, сделать ставку на аллегорические аспекты, оставив в тени все злободневное, зритель все равно воспринимает лишь то, что вызывает ассоциацию с конкретными местными реалиями: сплетни, коррупцию, безнаказанность воровства и кумовства, скудоумие и алчность. Словом, все те же российские беды.

Известно, что самое трудное в постановке классического произведения — прочесть его как будто в первый раз. Режиссер Ринат Фазлеев попытался — и артисты Комсомольского-на-Амуре театра живо откликнулись, что получилось — решает зритель. Режиссерское решение перенести сцену получения Хлестаковым взяток в сауну недвусмысленно намекает на сегодняшний день. И в каждый персонаж, в каждый характер актеры добавили новые краски, особенные черты характера, собственную трактовку. Первым, как по сюжету и положено, пред нами предстает городничий в исполнении Федора Кушнарева, а за ним и вся «великолепная свита»: судья Ляпкин-Тяпкин Дмитрия Баркевича, берущий свои знаменитые взятки борзыми щенками; плутоватый Земляника Александра Саранчина с его радостной готовностью заложить в любой момент всех и каждого; вечно подшофе почтмейстер Шпекин Ивана Бекбаева, втихаря вскрывающий чужие письма; безгласный, от страха бледный лицом, беспомощный Хлопов Леонида Лелькина. Компанию дополняет пара шутов, на лицах коих сияют все оттенки подобострастия — Бобчинский Дмитрия Стертюкова и Добчинский Дмитрия Иванова.

У Евгения Бадулина задача еще сложнее. Показать и оправдать никчемность своего персонажа, вскрыть личину фитюльки, вдруг оказавшейся в эпицентре общественного внимания и возомнившей себя значительною фигурою. Нет, его Хлестаков не демон зла, он не коварен, не расчетлив и не ушлый вор. Хлипкий хвастунишка, с упоением пользующийся внезапной удачей без оглядки на возможный конфуз в случае разоблачения, Хлестаков, призывающий «верных ему тридцать пять тысяч курьеров» — литературный тип пустоты, олицетворение тщетности плутовских замашек. Удивительно, как помимо обычных актерских механизмов Бадулин умудряется задействовать в игре... брови, бакенбарды по моде того времени, бедра, и даже носки туфель — все возможное и невозможное актер с блеском использует для создания образа столичного пройдохи, мелкого беса Хлестакова. В результате получается, казалось бы, незначительная фигура, внезапно наводящая ужас и обеспечивающая ритм всей пьесе. Да уж, Хлестаков Евгения Бадулина — фееричная удача спектакля.

Постепенно действие начинает набирать темп и обороты. Появляется еще одна неотразимая парочка — нарядная маменька Анна Андреевна (Ирина Барская) и ее инфантильная дочурка с леденцом во рту — Марья Антоновна (Ирина Фоменко). Это прекрасно! Нет ничего смешнее, чем махровые провинциальные дамы, которые пытаются корчить из себя столичных светских львиц. Это так остро, так точно, так смешно и современно, что не описать словами, нужно видеть.

Ярких красок и сатирического перца добавляют в действие персонажи Евгении Ярцевой и Ларисы Гранатовой. Невозможно также обойти вниманием прекрасную работу в этом спектакле Виктора Пушкина, которому досталась роль слуги Хлестакова. В его исполнении Осип в отличие от своего господина сметливый, практичный и расчетливый человек, умеющий извлекать выгоду из любых, даже самых щекотливых обстоятельств. Вот он голодный холоп, а вот уже величественен и строг, полон великолепного ливрейного достоинства и в эпизоде мелкого пакостного мздоимства, и даже в момент панического бегства.

Хлестаков – Евгений Бадулин, Марья Антоновна – Ирина Фоменко«Инкогнито» — так назван спектакль по пьесе «Ревизор» в театре драмы Комсомольска. Дескать, неизвестно: кто, где, что. Гоголевский гротеск и весел, и трагичен одновременно. Страх, подстегивающий проворовавшееся чиновничество, и сейчас леденит ему кровь. А герои, чьи имена стали нарицательными, наделены не придуманными отвлеченными пороками, они живое воплощение морального разложения общества. Почти двести лет прошло, но, увы, по-прежнему почти любому деятелю при должности можно адресовать высказывание: «У вас чистая совесть? Значит, у вас плохая память».

Татьяна ЧАНОВА
Фото Сергея ТЫМКОВА