Трофеи аккордеониста

Александр ВеретенниковВ Хабаровске живет и удивительно ярко проявляет себя в филармонических проектах уникальный музыкант. Блестящее образование: Российская академия музыки им. Гнесиных, стажировка-ассистентура в Москве, трехлетняя стажировка в Париже, множество конкурсов, российских и зарубежных, где он неизменно получает только первые премии и золото. Знакомьтесь: аккордеонист Александр Веретенников.

Выбор и годы учебы

На мой первый вопрос, почему все-таки выбор пал на аккордеон, Саша рассказал забавную историю из детства. Когда-то в семилетнем возрасте он нашел в сарайчике небольшой чемоданчик, в котором оказался... аккордеон. Звучание инструмента так его покорило, что выбор был сделан в пользу именно этого инструмента, и он поступил в музыкальную школу. Несмотря на значительные успехи, Саша не планировал становиться профессиональным музыкантом. Большое влияние на него оказал преподаватель Хабаровского колледжа искусств В. А. Никиточкин, выдающийся педагог, воспитавший целую плеяду ярких исполнителей. Закончив колледж по классу аккордеона у этого мастера, Веретенников прошел прослушивание у профессора В. А. Семенова в академии им. Гнесиных, поступил туда и также блестяще ее закончил, занимаясь у ученика профессора, А. В Селиванова. Тогда же у него появился исключительный инструмент, за которым пришлось ехать в Италию. В дальнейшем талантливый музыкант поступил в ассистентуру-стажировку к своему профессору.

Конкурсы

Александр Веретенников — конкурсант от Бога. Сколько талантливых исполнителей становятся заложниками своей неустойчивой нервной системы и в итоге блестящая подготовка, мастерство и технические достижения не приводят к желаемому результату! Но не таков наш герой. У него настоящие качества победителя. Участвуя еще в годы учебы в колледже в своих первых международных конкурсах во Владивостоке, он неизменно получал первые места. Затем Дельфийские игры в Подмосковье, которые принесли хабаровскому музыканту золотую медаль.

Последовали победы в странах Европы. На конкурсе «Трофей мира» в испанском городе Виго он завоевал первое место. А потом был конкурс во Франции — Гран—при в городе Монрон-ле-Бен — и вновь первое место. С таким послужным списком престижных побед вполне можно рассчитывать на статус музыканта — гражданина мира.

Творческая деятельность началась в Хабаровской краевой филармонии в 2008 году, когда Александр еще учился в Гнесинке. Мне впервые довелось услышать его в летнем проекте 2016 года «Два рояля» и ощутить такое мастерство, что не видно мастерства. Он играл разнообразнейшие танго, и возникало ощущение, что жанр вышел за свои рамки. Он вызывал ассоциации с вестерном и сумеречными драмами американского драматурга Юджина О’Нила, столько в них было накала и страсти. В осеннем проекте «Истории парижского кафе» аккордеонист сорвал едва ли не самые громкие овации, сыграв попурри на знаменитые французские шлягеры.

На вопрос, почему при таких громких победах, когда были покорены практически все страны Европы, он все же остановил свой выбор на Хабаровске, музыкант сказал, что нигде не встречал столь горячей и откликающейся публики. Два проекта «Осенний шансон» и «Танго — пламя страсти» — ярчайшее тому доказательство. А в марте состоялся аншлаговый проект «Аргентинское танго» с привлечением танцоров из центра «Аргентинское танго». Давно такого не было, чтобы в Хабаровске метров за десять до входа в филармонию спрашивали лишний билетик...

Так вот, самое дорогое для него — это чуткая публика и накаленный зал. Только тогда бывает отдача, когда твоего концерта ждут, когда тебя встречают восторженные аплодисменты. Саша привел в пример одну неприятную историю, которая случилась в концертном зале Гнесинки. Музыкант, представлявший свою программу, учился в Москве, но родом был из Нижнего Новгорода. Этого оказалось достаточно, чтобы подвергнуть молодого артиста чуть ли не остракизму. Публика пришла с нотами (чтобы следить за правильностью текста и другими нюансами). Музыкант поборол негативные эмоции и сыграл так, что начались восторженные «бисы». Характер у него оказался бойцовским, а ведь другого исполнителя такая публика могла запросто сломать.

Хочется подробнее остановиться на проекте «Танго — пламя страсти», в котором главным героем был Александр Веретенников. Публика сделала свои выводы: если заявлены такие имена, как Александр Веретенников (аккордеон), Владимир Будников (рояль), Юлия Николаева (скрипка), Арина Никитина (вокал), Вадим Проць (вокал), а программу ведет Ирина Батраченко, то проект просто обречен на успех. Идея этого яркого действа инициирована Владимиром Будниковым. Альфой и омегой проекта стал Александр Веретенников.

Программа разнообразна и достаточно сложна. Жанр танго вышел за рамки танца и скорее походил на большие инструментальные полотна, включающие самые разные стили и направления — свинг, джаз, поп. Центральной фигурой исполняемых произведений был композитор Астор Пьяццола, который необыкновенно популярен в мире сегодня. Именно в танго Пьяццола достиг совершенства, усложняя и углубляя язык этого жанра. Не сразу признанный на родине, в Аргентине, Пьяццола не отступает от поисков именно своего непростого стиля, привнося элементы драматизма, театрализованности, глубины. Ярко прозвучали и другие композиторы, пишущие танго. Особенно хочется отметить Ришара Гальяно и его динамичное, с пьянящей энергетикой «Нью-Йорк танго». Почти все произведения исполнялись Александром Веретенниковым в тандеме с роялем (Владимир Будников). Мастерство, слаженность дуэта просто покоряли, было видно, какая гигантская работа проделана музыкантами. Интересен вокал Арины Никитиной — певицы, полюбившейся за яркое эмоциональное исполнение в проекте «Французский шансон». Ее исполнению присущи выразительные краски голоса, красивый тембр, необыкновенная эмоциональность.

Ко второму отделению, как и предсказала Ирина Батраченко, атмосфера продолжала накаляться. Фурор вызвал концерт в трех частях украинского композитора В. Зубицкого, посвященный Астору Пьяццоле. Александр Веретенников превратил аккордеон в отчасти ударный инструмент с элементами вокала. Мягким и лиричным «Танго для Клода» Ришара Гальяно и вокальным номером из танго-оперы А. Пьяццолы «Мария в Буэнос-Айресе» завершился этот яркий, стильный, незабываемый концерт.

Париж, Париж...

Александру Веретенникову всего 28 лет, но им сделано столько, сколько иному не удается за целую жизнь. Кроме блистательного исполнительства, его часто приглашают в жюри, так как авторитет его высок. Вот и совсем недавно поступило предложение приехать на конкурс «Трофей мира» в Париж в качестве арбитра. Думается, что настоящим трофеем мира для нас, хабаровчан, является сам музыкант — обаятельный и скромный, но чрезвычайно талантливый.

Марина ЦВЕТНИКОВА