Без неизменного нет Основы. В Японии существует традиция давать детям имя в качестве пожелания обладать ими в будущем. «Вакана» переводится как «молодой росток», а фамилия семьи Ямаучи означает «горный дом». Удивительно, но такое сочетание глубоко отражает личностный путь этого художника, идущего трудной дорогой. Первая встреча с Ваканой Ямаучи произошла в галерее Иокогамы в 2009 году. С присущей японцам застенчивостью и скромностью она попросила посмотреть ее работы. Графическая фактура листов ошеломила. Они дышали чувствами и чувственностью. Перед нами были работы оригинального мастера, живущего энергией краски — ее личностная суть от соприкосновения с миром откровенно творила изобразительную чувственность. Тема — люди, улицы, дома, в которых они живут. Цвет — серый, почти черный, в размывах с коричневым, синим, фиолетовым — можно сравнить с оттенками жемчуга от черного до лаконично белого. Традиционной японской изобразительной культуре присуще чувственное отношение к жизненным реалиям, но внешняя эстетика доминирует, облагороженная линейностью и локальным пятном. Графические композиции молодой художницы были переосмыслены в духе европейской школы экспрессионизма, где эмоциональная атмосфера выплескивается на зрителя. Она показала мир своих современников с обостренной ранимостью, ее графика ассоциировалась с миром образов художников, обладающих трагическим мироощущением, — Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Эгон Шиле... И в памяти остался образ художницы, хрупкой девушки с открытой эмоциональностью во внешне рафинированной Японии. Она как будто живет в пространстве духа искусства, где нет времени и расстояния, и творить можно всегда и везде. В ее первый приезд в Россию она узнала о необычном человеке Миямото Цутому, художнике из ее города. Пройдя ад испытаний в плену, он посвятил свою жизнь дружбе людей двух стран через искусство. Каждый год художник приезжал на место воспоминаний, отдавая долг памяти тем, кто остался навечно на чужой земле, и даря свои произведения музеям Дальнего Востока. Вакана Ямаучи из тех людей, кто может услышать историю жизни и войти в резонанс с энергией соучастия. Она приняла миссию Миямото Цутому творить мир дружбы между странами, и приезжает в Россию каждые два года с новыми творческими проектами. Ее творчество носит проектный характер. К приезду в Россию она всегда готовится скрупулезно. Определяет основные мысли, пишет их на русском языке в плакатной форме, готовит краткую речь на русском, привозит различную печатную продукцию, небольшие, но очень трогательные подарки, сделанные собственными руками. Так, в 2013 году ее выставка называлась «Человек в городе». Надпись на одном из плакатов: «Причина — моя картина бытия». Словарный перевод приобретает особое знаковое звучание. Действительно, ведь художник создает свою картину бытия, и изображаемый мотив повседневности является его неотъемлемой частью. Вакана Ямаучи — художник, который не мыслит себя вне постоянного художественного процесса, рисуя непрерывно. Натура — это источник для постижения сложной человеческой природы, понимания эмоции как рефлексии взаимодействия с миром. Рефлексия — термин из психологии. Выразить эту тайную сторону человека так же трудно, как и определить понятие «художественность» как сокровенный личный опыт каждого творца. Интересно высказывание Бориса Пастернака: «Искусство не название разряда или области, обнимающих необозримое множество... явлений, наоборот, нечто узкое и сосредоточенное, обозначение начала, входящего в состав художественного произведения, название примененной в ней силы, произведения говорят многим: темами, положениями, характерами, героями. Но более всего говорят они присутствием искусства». Определение художественности не поддается формуле, но ее присутствие переживается как влияние некой духовной силы, энергии, чего-то подлинного и прекрасного. Наблюдение за творческим процессом Ваканы Ямаучи существенно приближает к этой тайне. Быстрые взгляды на натуру, когда она улавливает поворот, жест, взгляд — все, что составляет динамику мгновений. Ей важно схватить мгновение как возможность отражения определенной сути предмета. Именно в этот момент человек не позирует, а пребывает в своем истинном состоянии. Художник, не вмешиваясь в это пребывание, открывает какую-либо характерную деталь внутренней природы человека. Графический материал разнообразен и способствует поискам выразительности образа. Для российского зрителя непривычно, что какая-либо часть человеческого тела уже может содержать образный мотив. Нарисовав дерево (куст), она присоединяет только ногу в ботинке (сапоге) стоящего рядом человека, что действительно соответствует реальному факту, а фрагмент природы оживился. В этом чувствуется синтоистское мышление неразделенности всего сущего на Земле. Вечером, просматривая этюдные работы, с удивлением обнаруживаешь фигуры людей, мимо которых быстро проезжали, но тем не менее фигуры выражают богатую палитру эмоций, становясь знаками представленной мысленно судьбы. И когда она успела нарисовать, ведь машина не останавливалась?! Образы на бумаге, возможно, неожиданные и для самого автора, художница с интересом рассматривает этюды, эмоционально вспоминая увиденное. Вообще процесс работы любого художника обладает зрелищностью. В случае с Ваканой Ямаучи зрелищность — качество фокусника. Ей мало кисти, она может что-то подправлять пальцами, растирая красочный полив, может протереть бумагу до дыр, надорвать какую-то часть (бумага тонкая, рисовая). Часто бумага склеена в два слоя, и второй слой имеет также красочные пятна, которые проникают на первый слой, обогащая живописностью. Вот художница впервые пробует борщ — и вдруг начинает быстро рисовать портрет, используя свекольную воду для выделения розоватого цвета лица сидящего напротив человека. Красный перец, купленный на рынке, на следующее утро превращается в живописный акцент в пейзажной композиции. Мастер-класс «Портрет» в галерее «Метаморфоза» проходил в течение трех часов. Художница не прерываясь, стоя, наклонившись, рисовала портрет за портретом, и каждый начинался по-разному. Например, перед ней художник-график, его творчество проникнуто жизненно-философскими коллизиями, но она этого не знает и начинает рисунок с красного тонового пятна — фона, глаза его делает пронзительно острыми, напряженными, лицо без улыбки, хотя в тот момент оно у него спокойное, с легкой улыбкой. Другой пример еще удивительнее. Сначала она набросала портрет двухлетнего ребенка, а через некоторое время позировал его отец (конечно, она этого не знала). Вдруг Вакана начала работу также с голубого фона, и на портрете появились глаза того малыша, ясные и открытые... Услышав шум вокруг, художница подняла голову, всмотрелась в мужчину и засмеялась, поняв, что это был отец. Поразительное чувствование незнакомого человека, когда она моментально схватывает самое характерное. Ее этюды имеют серьезный характер — они своеобразное чудо творчества, в котором соединяются чувствование, мастерство и пластическая импровизация. Из записей на русском зыке (работа со словарем): А человек бесконечности, человек бесконечности Вакана Ямаучи получила традиционное художественное образование, но желание выразить неограниченный мир человеческого в разных проявлениях приводит к абстрактному началу. Абстракция, по сути, композиция первоначальных элементов художественного языка (цвет, точка, линия). Предпочтение абстрактного искусства привело ее в группу известных японских абстракционистов, и ежегодно она выставляет с ними свои работы в галереях Гинзы (Мекка современного искусства в Токио). В августе 2015 года возник мотив приезда — «Дерево дружбы». Она написала на русском языке: «Не стоит забывать о жертвах». «Я хочу нарисовать картину в ожесточении сильного потока чувств». Так она выразила свои чувства на русском с помощью словаря. Думаю, кредо ее творчества — «оживление материала» духовной субстанцией. Поэтому широко используются коллажи именно из японской бумаги разной фактуры, которая сама по себе метафора истинной (природной) чувствительности, имманентно присущей человеку. Кроме того, японская бумага хорошо сохраняется в течение столетия, хорошо переносит климат. А художнику важно донести свое слово через временное пространство. Вероятно, она пишет стихи, потому что ее творчество органично в образах драматургии, где переживание рождает катарсис возрождения духа человека. В ее творчестве живет удивительный сплав мощной мужской энергии преодоления и состояния женской чувствительности к реальному миру. Вопрос Ваканы Ямаучи «Будет ли будущее, если забыть прошлое?» — трудный лейтмотив для эстетической формы. Но художник пишет не предмет, а связи между реалиями, восприятием и отражением. Связь между содержанием и пластикой выходит на уровень ассоциации и символа, и ее дерево вырастает как знак красоты Жизни в преодолении. Движение идет из точки (семени) в линию, выходящую в глубину плоскости, соединяется с красным шаром — и перед нами объемность мысли как глубокое проживание реального и воображаемого. Она ищет точки соприкосновения света и тьмы — вечная мифологема жизни. Какой путь совершает человек во тьме в поисках света? У всего есть оппозиция, но у человека имеется выбор в решении этой коллизии. Точка может трансформироваться в линию, а может противостоять ей. Тень не может быть без света, и что есть добро и зло? «Береза соединяется с сакурой и рождается красный плод — плод жизни. Это живое чувство памяти — не следует забывать войну, не следует забывать о жертвах. Пусть будет мир...» Говоря об этом, Вакана Ямаучи в то же время думала и о трагедии, случившейся 11 марта 2011 года на Фукусиме. После этого события она стала волонтером в центре эвакуированных. «Когда я пишу картину, то знаю, что всегда есть свет среди глубокого отчаяния. Япония — единственная страна, которая испытала взрыв атомной бомбы, также пострадала от ядерного взрыва в Фукусиме. Единственное, что я могу сделать, это найти истинную красоту даже в отчаянной ситуации, ибо там должна быть надежда на истинную красоту. Я смотрю на луч света — это я смотрю на красоту». Мифология рождается жизнью. На Фукусиме она познакомилась с удивительным человеком — фермером. Он не отдал свое стадо коров на уничтожение. Он до сих пор ухаживает за ними, старается лечить, провожает в иной мир. Эта жизнь — его драгоценность, его смысл жизни. После картины «Мать Фукусимы» она начинает писать цикл графических работ. Содержательность человеческого духа монументальна, и эти произведения органично растут как монументальная фреска в динамике горизонтали. Драматический мотив содержания цикла рождает пластически ясное ядро композиции, но трудное по восприятию. И хотя это обращение напрямую к эмоции, но тем не менее предполагает ассоциативно художественное чувствование. Геометрия формата работ выстроена по доминирующей горизонтали — зритель как будто идет вдоль и прочитывает живописный текст, но одновременно он направляет взгляд вверх, чтобы охватить пространство в целом: «... большая, чтобы сделать проще для людей, чтобы почувствовать себя, как будто вы там были со мной» (Вакана Ямаучи). Помимо динамики масштаба есть многомерная живописная структура — комбинация живописного тона и коллажа. Эта натурная реальность (цвет земли, пепла и т. п.) ассоциативно трансформируется в символическую категорию (горе, потери), а живописный тональный объем рождает проблески света. Графический рисунок лаконично очерчивает сюжетные фрагменты. Их немного, но энергия линий, контуров проникновенна. Обобщенное содержание рождает образ мужественного преодоления. И этот цикл сопровождает большое количество отдельных графических работ, в них мотив концентрированности на внутренней экспрессии. Художник буквально погружает зрителей в «портретную» галерею ракурсов частей тела животного, чтобы мы почувствовали боль всего живого на Земле. Возможно для европейского человека это непривычный взгляд, но синтоистское мышление позволяет глубоко прочувствовать трагическую суть. Этот художественный проект имеет широкую профессиональную поддержку и, в целом, общественности Японии. В августе 2017 года некоторые композиции из цикла под названием «Пастбище» были выставлены в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске. Хрупкая молодая женщина, она всегда старается быть незаметной, но как преображается, когда речь идет об искусстве, о людях: «Я хочу, чтобы исполнялось желание Миямото Цутому. Я хочу быть связанной с людьми. Мы должны понимать друг друга без политики, мы должны извлечь уроки из прошлого, чтобы мир был без войны, надеюсь, что не будет в мире войны». Ольга ПРИВАЛОВА |
|||
|