Потерянный альбом

Творческое наследие Матвея Генендлиса

Матвей Генендлис. АвтопортретЭта история началась со случайной находки, почти так же, как сюжет романа В. Каверина «Два капитана» с письма, найденного в сумке утонувшего почтальона. В нашем случае утонувшего почтальона, слава богу, не было, только папка, обнаруженная автором этих строк в коридоре, когда пришлось наводить порядок после ремонта в здании, где помещаются мастерские художников. Откуда она взялась — непонятно. Кому принадлежала — выяснить не удалось.

Собственно говоря, это была даже не папка, а бумажный сверток, стянутый скотчем, в каких художники обычно перевозят или хранят свои старые работы. Хотелось этот пыльный сверток выбросить не глядя, так как перед этим разобрал точно такой же со своими старыми подготовительными рисунками. Но что-то подтолкнуло не делать этого и заглянуть внутрь.

Там оказался старый, обветшавший, с потертыми углами альбом. Его твердый переплет оклеен пятнистой «мраморной» бумагой с темными коленкоровыми уголками. Так переплетали книги в библиотеках в 50-е годы ХХ века. Внутри альбома сразу бросились в глаза вложенные отдельные листы с ботаническими рисунками овощей и фруктов, выполненные, видимо, для какого-то издания по сельскому хозяйству. Изображенные томаты, огурцы, ранетки, сливы — все местных, дальневосточных, сортов. На выгоревшие, когда-то светло-зеленые листы альбома наклеены другие листы — пожелтевшие — с эскизами декораций для театральных постановок. Профессионально выполненные в технике акварели и гуаши, детально проработанные. На каждом эскизе подписи с названием спектакля, указанием действия и картины.

Дальше следовали эскизы театральных костюмов к этим постановкам. Судя по надписям, они предназначались для театра Дорпрофсожа. Попадались и беглые карандашные эскизы декораций к спектаклям все того же театра. Названия спектаклей: «Акулина» по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», «Мать своих детей» Афиногенова (так указано в подписи), «Табачный капитан», «Баядера» и другие. Даты на листах удивляли: 1939 г., 1942 г., 1949 г. Почти 80 лет назад! На всех рисунках подпись автора: выполнил (или рисовал) Генендлис М. А. Очередная загадка. Имя художника ни о чем не говорило.

Листаю альбом дальше. Вижу тонко исполненные портретные зарисовки, наброски фигур, сценки на городских улицах. Попадаются этюды, выполненные главным образом акварелью: пейзажи, натюрморты, портреты. Целый мир характерных персонажей, вещей из обихода нескольких десятилетий советской эпохи. Самая ранняя дата на наброске с надписью: «Мой отец» — 1926 год. Живо схваченные зарисовки голов красноармейцев в буденовках переносят в начало 30-х годов прошлого века. Очередь в хабаровский кинотеатр «Гигант» за билетами на фильм «Тарзан» — это, очевидно, конец 40-х или начало 50-х. Именно тогда взятый в качестве трофея фильм показывали во всех кинотеатрах СССР. Два портретных наброска скульптора — автора памятника Ерофею Хабарову А. П. Мильчина — датированы 1949 годом. Эскизы оформления праздничных колонн, сцен домов культуры, досок почета Хабаровского судостроительного завода и завода железобетонных изделий относятся к концу 1950-х — началу 60-х. Самая поздняя дата стоит на наброске акварелью «Лена Генендлис» — 1980 год. Итак, более 50 лет работы этого художника, продолжительный срок жизни в Хабаровске, но что известно о нем?

В альбоме имеются два автопортрета художника: один этюд маслом и большой карандашный рисунок во весь лист альбома (57,5×41 см). На последнем дата: 4.02.44. Несколько листов портретных набросков мальчика с подписью: «Мой сын Арон». Они датированы 20.02.37, 4.06.40 (подписан: «8 лет Арону»), 1.05.44. Значит, родился Арон в 1932 году, а его отец тогда не менее чем двумя десятилетиями ранее. Несколько схожих женских портретов, один из них подписан «Люба» — можно предположить, что жена.

Особая часть находки — эскизы архитектурного оформления здания Дома культуры завода «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре, строительство которого заканчивалось в 1951 году, а также барельефы на фасаде административного здания Хабаровского отделения Художественного фонда СССР по улице Фрунзе, 65, сданного в эксплуатацию в 1959-м. Эскизы вазона для цветов и урны для города выполнены как чертежи — с простановкой размеров. Сделаны в классической технике: тонко вычерчены карандашом, с отмывкой акварелью, кое-где обведены тушью. Все они подписаны автором, датированы и завизированы подписями административных лиц, утверждавших эскизы к исполнению.

На последних страницах альбома наклеены фотографии: маленькие, любительские, плохого качества, с нечетким изображением. На одних сам художник, часто запечатленный в процессе работы, на других, видимо, родственники, коллеги. Некоторые фотографии подписаны и датированы. Подписи эти позволили установить географию передвижения художника по стране. На лицевой стороне фотографии, на которой позирует неизвестный молодой человек, а художник запечатлел себя в зеркале вместе с фотоаппаратом, стоящим на треноге (такое селфи прошлых лет), надпись «г. Полтава. 1935 г. Июнь месяц». К этому же времени относятся эскизы рекламных плакатов к кинофильмам на украинском языке. В Кировограде исполнены некоторые этюды и наброски 1934–1935 годов.

Есть этюды, которые написаны в Одессе в это же время. Ниже одного маленького группового снимка подпись карандашом: «Театр музкомедии Азово-Черноморского края 1935–36 гг.». Известно, что в указанные годы театр этот находился в Армавире. Место написания акварельного этюда горящей свечи 1937 года — Курск. 1940 год — уже Дальний Восток — выполнен эскиз занавеса для театра Манзовки (ныне город Арсеньев Приморского края). Об этом же говорит подпись на другой фотографии: «1940 г. Хабаровск». Фото, связанные с театральной деятельностью художника, запечатлели его с коллегами монтировочного состава театра Дорпрофсожа (февраль 1940 г.), на некоторых фотографии актеров в театральных костюмах. На обороте написаны имена: Попов Д. А., Массальская Н. Н., Павлова В. М. и другие. Фотография главного режиссера театра Дорпрофсожа С. А. Глятера. Миниатюрные снимки связаны с постановкой1939 года пьесы Кальдерона «Дама-невидимка».

Весьма интересны фотографии, запечатлевшие известные круглые барельефы с балеринами, которые до сих пор украшают концертный зал Хабаровской краевой филармонии. То, что они сфотографированы в процессе лепки, наводит на мысль, не является ли М. А. Генендлис их автором. Снова загадка. Еще фотографии бюста К. Маркса, также в процессе работы, вкупе с подготовительным рисунком. Фото, где Генендлис лепит фигуру Ленина, а также фотографии модели неизвестного большого памятника — убедительное свидетельство того, что Генендлис занимался скульптурой. Одна из фотографий помогла установить имя и отчество художника — Матвей Александрович.

Всего в альбоме оказалось 195 работ Генедлиса (рисунки ботанические, эскизы оформления театральных постановок, эскизы театральных костюмов, рисунки и наброски, живописные этюды, эскизы праздничного оформления и стендов, эскизы киноплакатов и афиш, эскизы архитектурного декора) и 108 фотографий. Казалось бы, все ясно — обнаружен архив работ художника, работавшего с конца 1930-х по 1980 год в городе Хабаровске и Хабаровском крае. Этот человек весьма разносторонне проявил себя, по крайней мере, оставил след в оформлении значительных архитектурных объектов в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Найденные материалы дают основание говорить о значимости его работы и как театрального художника. Но почему тогда его имя не сохранилось в среде хабаровских художников, не упоминается в архивных документах, связанных с Хабаровским Союзом художников, хабаровскими театрами, строительством объектов, эскизы архитектурного декора которых он выполнил? Не упомянуто оно ни в списке художников, работавших в Хабаровском крае, ни в книге «Художники Приамурья» старейшего хабаровского искусствоведа В. Г. Стариковой, ни в биографическом иллюстрированном словаре «Художники Дальнего Востока (XIX — середина XX в.) профессора Н. П. Крадина.

В процессе поиска материалов о М. А. Генендлисе в Государственном архиве Хабаровского края обнаружен документ, в котором упомянут Арон Матвеевич Генендлис, старший инженер Хабаровского треста «Жилстрой». Общение со старейшими работницами треста позволило установить, что А. М. Генендлис долгое время работал в тресте «Жилстрой» до своей эмиграции в Израиль вслед за дочерьми и что его отцом был художник М. А. Генендлис. Большего пока выяснить не удалось...

P. S. Закончив эту статью, автор припомнил свое детство, прошедшее в среде Хабаровских художественных мастерских Художественного фонда СССР, поскольку отец проработал там много лет, и подумал: а ведь в Хабаровске было немало художников, и далеко не все они являлись членами профессионального творческого союза. Многие выполняли оформительские работы, занимались нужным делом — идеологической пропагандой, «несли эстетику в массы», как тогда говорили. (А что сейчас государство без идеологии?) И людьми они были интересными, своеобразными, неординарными. Где и кто сейчас о них вспоминает, кто о них напишет? Сделанное ими материально уже не существует, но должно же оно оставить след в тех людях, для которых они создавали визуальную среду города, их рабочих мест, учреждений культуры?

Видимо, случайно найденный альбом эскизов и рисунков художника М. А. Генендлиса — малая частица этого забытого пласта ушедшей культуры. Только стоит ли о нем забывать? Может быть, данная публикация попадется на глаза кому-то из пожилых, конечно, читателей, кто помнит что-либо связанное с описанным в статье. И тогда история нашей случайной находки получит продолжение.

P. P. S. В то время пока публикация готовилась к печати, обрабатывались иллюстративные материалы, поисковая работа автора не прекращалась. Удалось разыскать внучку художника М. А. Генендлиса Елену Генендлис (ныне Рабинович), проживающую в Израиле, и установить с ней связь.

Выяснилось следующее. Матвей Александрович Генендлис родился в Одессе 17 февраля 1909 года. У него было трудное детство: ранняя смерть матери, жизнь в приюте. Вместе со своим старшим братом Ароном они учились в художественной студии. Старший брат погиб вместе со всей семьей в одесском гетто во время Великой Отечественной войны, а Матвея спасло то, что он попал на Дальний Восток. Случилось это благодаря его работе на «театральном поезде» (очевидно, тот самый театр Дорпрофсожа, эскизы к спектаклям которого сохранились в альбоме). Поезд этот колесил по железным дорогам всего Советского Союза. Когда он прибыл со спектаклями в Хабаровск, М. А. Генендлису предложили поработать в Хабаровском театре музыкальной комедии. Художник согласился, и с 1936 года вместе с семьей (женой Любой и единственным сыном Ароном) поселился в Хабаровске. В театре музыкальной комедии он работал в должности художника-бутафора.

Елена подтверждает авторство своего деда на барельефы с балеринами, которые и поныне украшают стены зрительного зала Хабаровской филармонии (бывшее здание театра музкомедии). В начале 1950-х М. А. Генендлис перешел на работу в Хабаровские художественные мастерские, где рисовал плакаты и вывески. К 1951 году относятся эскизы лепного декора для Дома культуры «Металлург» в Комсомольске-на-Амуре, выполненные Генендлисом, изображения которых сохранились в альбоме. Заметка в одном из номеров газеты «Сталинский Комсомольск» за 1951 год указывает, что отделкой интерьеров ДК «Металлург» «занималась бригада хабаровских художников под руководством Макашина». Известно, что М. А. Макашин был в то время директором Художественного фонда в Хабаровске. Во время работы известного хабаровского скульптора А. П. Мильчина над памятником Е. Хабарову М. А. Генендлис входил в «группу Мильчина», то есть был причастен к созданию главного изобразительного символа города Хабаровска. Участвовал Генендлис и в создании и оформлении фонтанов на площади имени В. И. Ленина, еще тех старых, 1950-х годов. Вспомнила Елена и работу своего деда над статуей женщины-рабочей. И еще она особо отметила, что «куда бы он ни шел, у него всегда был блокнот и карандаш. Везде он делал маленькие наброски. Любил рисовать лица людей».

Прояснилась история появления альбома в здании мастерских на ул. Фрунзе, 65: «Перед отъездом в Израиль папа, по просьбе дедушки, отнес эту папку в мастерские художественного фонда». К сожалению, неизвестно, кому Арон Матвеевич передал на хранение альбом. Установить это, скорее всего, не получится, поскольку А. М. Генендлиса уже нет в живых. Видимо, передал он его кому-то из мастеров старшего поколения. Далее можно предположить, что после смерти того, кто его хранил, молодые художники, занявшие мастерскую, избавились от «наследия прошлого», выставив его в коридор.

Матвей Александрович Генендлис ушел из жизни 1 апреля 2001 года в возрасте 92 лет. Выходит, что в Хабаровске он прожил около шестидесяти лет.

Вот такая история оказалась у случайной находки.

Евгений БАЗИЛЕВИЧ