Иллюстративный фонд в собрании Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова представлен уникальными фотографиями конца XIX и первой половины ХХ в. Среди них можно выделить изображения алеутов 1899 г., управляющего Командорскими островами Н. А. Гребницкого (1848–1908) и подполковника Н. А. Волошина (1854–1893), сделанные в период с 1884 по 1885 г. на острове Беринга в с. Никольском; фотографии Охотско-Камчатской экспедиции 1896–1898 гг.; горного инженера, ученого-геолога К. И. Богдановича (1864–1947). Здесь же работы купца 2-й гильдии В. В. Ланина периода 1864–1878 гг., фотооткрытки первого профессионального фотографа Хабаровска Э. Нино (1845–1923), изданные торговым домом «Кунст и Альберс» и датируемые 1912 г. Интересны и более поздние поступления — коллекция фотографий и черно-белых негативов, принадлежащих фотографу Ю. Н. Тузу (1937–987), участвовавшему в 1958 г. в экспедиции этнографа В. Г. Ларькина к орочам Хабаровского края, и снимки охотских эвенов, сделанные в 1948 г. корреспондентом ТАСС И. И. Овчаруком. Одним из первых пополнил эту коллекцию чиновник по особым поручениям при приамурском генерал-губернаторе Петр Поликарпович Шимкевич (1862–1920). Он родился 22 января (по старому стилю) 1862 г. в семье обедневшего дворянина. После окончания Санкт-Петербургского училища св. Анны был назначен телеграфистом на Николаевскую железную дорогу. В 1882 г. телеграфный департамент послал его в Париж для слушания лекций в высшей телеграфной школе, которую он закончил в 1884 г. Затем он служил по специальности в Петербургском, Вологодском, Смоленском, Московском почтово-телеграфных округах. В 1892 г. генерал-губернатор Приамурского края барон А. Н. Корф (1831–1893), получив о П. П. Шимкевиче самые благоприятные и одобрительные отзывы, пригласил его к себе на службу1. В этом же году Шимкевич сопровождал генерал-губернатора во время его ознакомительной поездки по Южно-Уссурийскому краю. В 1893 г. его командировали со статистико-этнографической целью в Забайкальскую область, а через год он отправился в Амурскую и Приамурскую области для исследования и переписи коренных народов. По результатам поездок была составлена карта Забайкальской области, проведены этнографические исследования по религиозным верованиям гольдов (нанайцев), тунгусов (эвенков) и якутов и опубликованы статьи в научных изданиях, сообщения в периодической печати2. Его работы носили не просто описательный характер, он пытался понять суть и значение религиозных верований в жизни инородцев. Кроме этого, в служебных поездках П. П. Шимкевич сделал уникальные фотографии, прекрасно иллюстрирующие быт и культуру народов Сибири и Дальнего Востока — эвенков, бурят, китайцев, якутов и других. В экспедиции по р. Амгуни он первым запечатлел негидальцев. В марте 1897 г. Шимкевич передал в дар музею большую коллекцию фотографий. Из сообщения в местных газетах известно, что они были сформированы по темам, с указанием места съемки: «из быта бурят (Забайкалье, 120 снимков); бродячих тунгусов (орочены (Забайкалье, 26 снимков); буддизм (Забайкалье, 125 снимков); якуты (Амурская область, бассейн р. Буреи, 17 снимков); бродячие тунгусы-оленеводы (орочены, Амурская область. 68 снимков); духоборы (Амурская область, 6 снимков); гольды (Амур-Уссури, 22 снимков); китайские подданные левого берега Амура (устье р. Зеи, Амурская область, 63 снимков); негидальцы (Приморская область, бассейн р. Амгуни, 22 снимков)»3. Всего поступило 469 фотографий. Это одиночные и групповые портреты мужчин и женщин в национальных костюмах, жилища, хозяйственные постройки, предметы быта, пейзажи, церкви и буддийские храмы, несколько снимков посвящено Ниманскому прииску на р. Бурее. Несмотря на разнообразие сюжетов, жанров, наблюдается определенный тематический план, как и в научных изысканиях, где чиновник руководствовался подробной этнографической анкетой. На снимках, сделанных в Забайкалье, главными героями этнографа стали буряты Хоринского, Агинского, Селенгинского, Кударинского, Урульгинского, Баргузинского ведомств. Он запечатлел установку традиционной юрты, родовой сход, сборы на охоту, сенокос, сбор аргала (сушеного навоза), процесс выделки шкуры, женские национальные украшения. Интерес вызывает группа фотографий, посвященных китайцам, проживавшим в Амурской области. Здесь видим жителей маньчжурских селений Будунда, Большого Гильчина, Большого и Малого Алима, групповой портрет китайского войска в Айгуне, улицы селений, повозки и установленные памятники. Большая группа снимков посвящена буддийской культуре, ламаизму, который проник на территорию России, в Забайкалье, в XVIII в. К 1822 г. в Забайкалье насчитывалось 18 дацанов, в следующем десятилетии их количество удвоилось4. В 1853 г. был подписан законопроект «Положение о ламаистском духовенстве в Восточной Сибири», разработанный генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым-Амурским и регулирующий юридический статус и положение вероучения. На фотографиях чиновника особых поручений представлены самые крупные дацаны Забайкалья этого периода: Гусиноозерский — официальная резиденция Пандито Хамбо-ламы5 в XIX в.; Цугольский — центр буддийской философии, тибетской медицины и астрологии; Ацайский — старейшая монастырская школа гелуг6, действовавшая с 1743 г. по 1935 г., его постройки к 1945 г. были разрушены. Среди прочих Петр Поликарпович посетил Кудунский (основан в 1773 г.), Ацагатский (1826)7, Баргузинский (1818), Агинский (1811), Боргалтайский (1830), Ичетуевский (1773) дацаны административных ведомств Забайкалья. В конце 1930-х гг. из 46 действующих храмов на этой территории не осталось ни одного, многие были закрыты, разграблены, уничтожены. Ламы подверглись гонениям и репрессиям. На изображениях запечатлены внутреннее убранство дацанов, ламы во время служб, эмчи-ламы (врачи), портреты ширетуев (настоятелей) и Пандито Хамбо-ламы X Дампила Гомбоевича Гомбоева (1831–1896)8, ховароков (послушников), занимающихся строительством, печатанием книг, субурганы (памятники). Особое место занимает серия, посвященная ритуальной мистерии Цам. Петр Поликарпович представил ход проведения обряда, названия сцен, костюмы участников. Во время служебных разъездов на санях по маньчжурским степям, верхом на лошадях и на верблюдах по Забайкалью, на оленях по Амурской области он собрал информацию об эвенках (ороченах) и якутах, ведущих кочевой образ жизни. Результатом этих встреч стали записи тунгусских легенд9 и фотоснимки бродячих инородцев на оленях, виды стойбищ, переправы, жилища, работа на приисках, охота. Негативы большинства фотографий оказались в фондах Берлинского музея мировой культуры (ныне Государственный этнографический музей Берлина (Ethnologisches Museum10) — всего 650 единиц хранения. Часть из них была опубликована в 1930 г. в Германии, в специализированном журнале. Спустя 60 лет, в 1989 г., в Берлине вышел буклет «Народы между Байкалом и Тихим океаном: фотографии Петра П. Шимкевича» (Völker zwischen Baikal und Pazifik. Fotos von Pjotr. P. Simkevic um 1895), на страницах которого увидели свет 49 уникальных фотоснимков. В том числе были опубликованы изображения гольдов (нанайцев) из стойбища Сепчики (Ченчики?)11, располагавшегося в 1894 г. в 50 км от Хабаровска. Благодаря авторскому скрупулезному аннотированию каждого снимка удалось сохранить коллекцию до наших дней. Она насчитывает около 350 единиц хранения. Все фотоотпечатки оформлены на паспарту, на обороте имеются фирменная этикетка «Из снимков П. П. Шимкевича» с указанием места съемки и темы. Многие из них с рукописными надписями — емкими, детальными пометками, личными наблюдениями ученого за бытом и нравами народов в конце XIX в. По этой причине они приобретают еще большую ценность, как важный исторический источник. Виктория МАЛАКШАНОВА
|
|||
|