Диалог отца и сына

Живопись Ивана и Сергея Петуховых

Иван Петухов у картины «Васильки»Сергей Петухов в мастерской. Середина 1980-хС начала 2017 года Дальневосточный художественный музей развивает выставочный проект «Дальневосточная классика». Его задача в том, чтобы познакомить зрителей с именами тех мастеров, которые упрочили фундамент и умножили достижения изобразительного искусства нашего региона. В рамках проекта в музее в конце прошлого года состоялось открытие выставки, посвященной творчеству двух талантливейших художников Дальнего Востока — Ивана и Сергея Петуховых. Абсолютно разные по художественным стилям, отец и сын одинаково беззаветно посвятили свою жизнь искусству, до конца своих дней продолжая творить.

«Сила таланта. Живопись Ивана и Сергея Петуховых» — именно такое название получила экспозиция, имевшая не вполне традиционный формат моновыставки. В едином пространстве музейного выставочного зала происходил молчаливый, но густо насыщенный эмоциями диалог двух интереснейших художников, каждый из которых для своего времени являлся знаковой фигурой в дальневосточном искусстве. Кроме того, выставка давала возможность почувствовать и осознать, каким образом в биографиях отца и сына нашли отражение этапы личностного и творческого становления каждого из них.

Иван Петухов. Эвенкийские дети. 1970. Холст, масло. Из собрания Картинной галереи имени А.М. ФедотоваДля зрителей послевоенного поколения имя Ивана Сергеевича Петухова, участника Великой Отечественной войны, всегда ассоциировалось с реалистической живописью счастливой советской действительности, с блестяще написанными портретами современников, с жанровыми композициями, посвященными северу Хабаровского края. Искренность и душевная теплота автора будто возвращают нас в светлое прошлое. Но самое важное, Иван Петухов являлся достойным представителем поколения дальневосточных живописцев, серьезной заслугой которых было создание региональной художественной школы.

Иван Петухов. Васильки. 1985. Холст, масло. ДВХМТворчество Ивана Петухова наполнено реалиями 1960–70-х годов, временем, когда развитие тематической картины в Дальневосточном регионе находилось на самом пике расцвета. Свое обращение к явлениям обыденной жизни, к современному облику простых людей — строителей, пограничников, жителей севера Хабаровского края или тружеников села, художник с документальной точностью выразил в самых известных полотнах «Весна овощеводов» (1973), «Эвенкийские дети» (1970), «Праздник оленеводов» (1979), «Хлеборобы Субботины».

Сергей Петухов. Сикачи-Алян. 1985. Холст, маслоОтчасти эту линию продолжил и его сын. Сергей Петухов, следуя не столько семейной традиции, сколько собственному глубокому увлечению живописью, выбрал для себя тот же путь, что и отец, но путь этот стал особенным и глубоко индивидуальным. В эпоху, когда большинство художников уделяло максимальное внимание внешней форме своей работы, Сергей неожиданно для всех глубоко погрузился в мир философии цвета, ставшего главным персонажем его творчества. И все же, несмотря на избыточную красочность полотен, в работе над каждой темой, будь это бытовая сцена («Амурская черемуха», 1990; «У колодца», 1999 ), авторское прочтение аборигенного мифа («Сикачи-Алян», 1985; «Камень любви», 1990) или торжественный реквием — посвящение памяти юных солдат, павших в Великую Отечественную («Опаленные весны», 1985) в основе живописи Петухова-младшего всегда лежат вполне реалистические образы.

Сергей Петухов. Качели. Середина 1990-хВ весьма скромном по размерам выставочном зале музея разместились более 50 красочных, разнообразных по тематике и настроению живописных произведений, большей частью крупноформатных полотен. Крупный формат на этой выставке не случайное явление, а часть ее концепции. Оба мастера тяготели к универсальным высказываниям, воплощению больших общечеловеческих идей, хотя у каждого было, разумеется, собственное, индивидуальное мировосприятие. Искусство Ивана Петухова движимо его жизненным опытом, проницательным умом, сильной трудовой этикой и упорным трудом в сочетании с решимостью достигать профессиональных высот.

Автопортрет. 1998. Картон, масло. ДВХМХаризматичный, обаятельный, неистово влюбленный в энергию красок Сергей Петухов для художников своего поколения был одним из самых влиятельных региональных живописцев конца ХX — начала ХХI века. Наполняя свои произведения феерией цвета, поэтическими переживаниями, сказочными ощущениями, Петухов-младший создал самые яркие свои работы — пейзажи Дальнего Востока. Большая часть из них связана с аборигенной темой, которую художник разрабатывал в течение всей жизни. С местными жителями его связывала не только работа «с натуры», но и простые добрые человеческие отношения. Может быть, именно в силу этого в его полотнах особый градус теплоты и чистое любование персонажами своих живописных повествований.

По сути, обусловленный форматом выставки диалог отца и сына, Ивана и Сергея Петуховых, превратился в музейных залах в визуализацию параллельного мировосприятия. И это очень важно для понимания современной истории искусства Дальнего Востока, так как работы Ивана и Сергея Петуховых хранят память о перипетиях развития не только регионального, но и в целом, российского искусства и их современниках. Поэтому новая музейная экспозиция полотен двух мастеров, вписавших свои имена в историю изобразительного искусства края, это послание, очень четко прочитываемое, даже вне контекста выставки.

Людмила КОЗЛОВА