Живопись Ивана и Сергея ПетуховыхС начала 2017 года Дальневосточный художественный музей развивает выставочный проект «Дальневосточная классика». Его задача в том, чтобы познакомить зрителей с именами тех мастеров, которые упрочили фундамент и умножили достижения изобразительного искусства нашего региона. В рамках проекта в музее в конце прошлого года состоялось открытие выставки, посвященной творчеству двух талантливейших художников Дальнего Востока — Ивана и Сергея Петуховых. Абсолютно разные по художественным стилям, отец и сын одинаково беззаветно посвятили свою жизнь искусству, до конца своих дней продолжая творить. «Сила таланта. Живопись Ивана и Сергея Петуховых» — именно такое название получила экспозиция, имевшая не вполне традиционный формат моновыставки. В едином пространстве музейного выставочного зала происходил молчаливый, но густо насыщенный эмоциями диалог двух интереснейших художников, каждый из которых для своего времени являлся знаковой фигурой в дальневосточном искусстве. Кроме того, выставка давала возможность почувствовать и осознать, каким образом в биографиях отца и сына нашли отражение этапы личностного и творческого становления каждого из них. Для зрителей послевоенного поколения имя Ивана Сергеевича Петухова, участника Великой Отечественной войны, всегда ассоциировалось с реалистической живописью счастливой советской действительности, с блестяще написанными портретами современников, с жанровыми композициями, посвященными северу Хабаровского края. Искренность и душевная теплота автора будто возвращают нас в светлое прошлое. Но самое важное, Иван Петухов являлся достойным представителем поколения дальневосточных живописцев, серьезной заслугой которых было создание региональной художественной школы. Творчество Ивана Петухова наполнено реалиями 1960–70-х годов, временем, когда развитие тематической картины в Дальневосточном регионе находилось на самом пике расцвета. Свое обращение к явлениям обыденной жизни, к современному облику простых людей — строителей, пограничников, жителей севера Хабаровского края или тружеников села, художник с документальной точностью выразил в самых известных полотнах «Весна овощеводов» (1973), «Эвенкийские дети» (1970), «Праздник оленеводов» (1979), «Хлеборобы Субботины». Отчасти эту линию продолжил и его сын. Сергей Петухов, следуя не столько семейной традиции, сколько собственному глубокому увлечению живописью, выбрал для себя тот же путь, что и отец, но путь этот стал особенным и глубоко индивидуальным. В эпоху, когда большинство художников уделяло максимальное внимание внешней форме своей работы, Сергей неожиданно для всех глубоко погрузился в мир философии цвета, ставшего главным персонажем его творчества. И все же, несмотря на избыточную красочность полотен, в работе над каждой темой, будь это бытовая сцена («Амурская черемуха», 1990; «У колодца», 1999 ), авторское прочтение аборигенного мифа («Сикачи-Алян», 1985; «Камень любви», 1990) или торжественный реквием — посвящение памяти юных солдат, павших в Великую Отечественную («Опаленные весны», 1985) в основе живописи Петухова-младшего всегда лежат вполне реалистические образы. В весьма скромном по размерам выставочном зале музея разместились более 50 красочных, разнообразных по тематике и настроению живописных произведений, большей частью крупноформатных полотен. Крупный формат на этой выставке не случайное явление, а часть ее концепции. Оба мастера тяготели к универсальным высказываниям, воплощению больших общечеловеческих идей, хотя у каждого было, разумеется, собственное, индивидуальное мировосприятие. Искусство Ивана Петухова движимо его жизненным опытом, проницательным умом, сильной трудовой этикой и упорным трудом в сочетании с решимостью достигать профессиональных высот. Харизматичный, обаятельный, неистово влюбленный в энергию красок Сергей Петухов для художников своего поколения был одним из самых влиятельных региональных живописцев конца ХX — начала ХХI века. Наполняя свои произведения феерией цвета, поэтическими переживаниями, сказочными ощущениями, Петухов-младший создал самые яркие свои работы — пейзажи Дальнего Востока. Большая часть из них связана с аборигенной темой, которую художник разрабатывал в течение всей жизни. С местными жителями его связывала не только работа «с натуры», но и простые добрые человеческие отношения. Может быть, именно в силу этого в его полотнах особый градус теплоты и чистое любование персонажами своих живописных повествований. По сути, обусловленный форматом выставки диалог отца и сына, Ивана и Сергея Петуховых, превратился в музейных залах в визуализацию параллельного мировосприятия. И это очень важно для понимания современной истории искусства Дальнего Востока, так как работы Ивана и Сергея Петуховых хранят память о перипетиях развития не только регионального, но и в целом, российского искусства и их современниках. Поэтому новая музейная экспозиция полотен двух мастеров, вписавших свои имена в историю изобразительного искусства края, это послание, очень четко прочитываемое, даже вне контекста выставки. Людмила КОЗЛОВА |
|||
|