Граф Амурский в картинах дальневосточных художников

Образ легендарной личности — генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского — привлекал внимание многих российских художников.

Константин Егорович Маковский. 1900-еВ книгах прошлых лет можно обнаружить уникальные портреты, созданные в разные годы его жизни. Графа Амурского изображали и в штатском, и в казачьей сибирской форме. Наиболее известен его портрет кисти Константина Егоровича Маковского (1839–1915), написанный по заказу жителей Иркутска в 1863 году. Граф, облокотившийся на «Карту Амурской страны, присоединенной к России», изображен на палубе плывущего по Амуру корабля. Это была первая крупная работа художника, которая имела шумный успех. Хранится она в фондах Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева.

К.Е. Маковский. Портрет Муравьева-АмурскогоДругая известная картина с изображением Н. Н. Муравьева находится в Кяхтинском краеведческом музее. Это портрет кисти художника Льва Степановича Игорева (1822–1893), написанный в 1858 году. В это время художник в составе 14-й Русской духовной миссии в Пекине вынужден был на целый год задержаться в Иркутске, так как в Китае шла война. Там он написал несколько портретов известных деятелей Сибири. До наших дней сохранились два: портрет военного губернатора города Иркутска Карла Карловича Венцеля (Иркутский государственный художественный музей) и портрет губернатора Восточной Сибири Муравьева.

Лев Степанович ИгоревИзвестны и картины дальневосточных авторов, написанные в разные годы. Среди них полотно благовещенского художника Е. П. Санаева. Сведений о нем очень мало. Известно, что в период с 1955 по 1961 год он принимал участие в художественных выставках, организованных в Амурской области. Картина «Приезд Муравьева в Усть-Зейский пост в 1857 г.» написана в 1958 году.

Л.С. Игорев. Портрет Муравьева-Амурского.1958Художник-маринист Валерий Иванович Шиляев из Приморья в картине «Стакан амурской воды» изобразил эпизод, описанный Д. И. Романовым — автором воспоминаний о деятельности Муравьева-Амурского. Он произошел 18 мая 1854 года: «Трубачи играли „Боже, царя храни!“, все встали на лодках, сняли шапки и осенились крестным знамением. Генерал зачерпнул в стакан воды амурской, поздравил всех с началом плавания по Амуру, раздалось: „Ура!“. Торжественна была эта минута после двухвекового промежутка, повторившаяся для русских на Амуре; весело было смотреть на суда, которые неслись по гладкой поверхности реки». Живописный портрет Н. Н. Муравьева-Амурского кисти сахалинского художника и скульптора Анатолия Николаевича Ни (1996) хранится в Сахалинском краеведческом музее. Интересен графический портрет «Граф Муравьев-Амурский» из серии «Город у моря», написанный приморским художником Юрием Алексеевичем Аксеновым.

Анатолий Николаевич НиНо подробнее я остановлюсь на работах хабаровских художников, и прежде всего, на большом историческом полотне «Айгунский договор», которое известно по многочисленным репродукциям в книгах и журналах. Оно создано заслуженным художником России, одним из старейших дальневосточных живописцев Василием Евтроповичем Романовым (1913–2009). Картина «Айгунский договор» рождалась в Благовещенске, куда художник приехал в 1946 году. Но тема освоения далекого края России заинтересовала его еще в студенческие годы. Он изучал архивные материалы того времени, труды по философии и культуре Маньчжурии XVII–XIX столетий, по крупицам извлекал необходимые сведения, чтобы сделать свое произведение максимально достоверным, передать атмосферу важнейшего для Российской империи политического и исторического события — подписание в 1858 году договора с Дайцинской империей о разграничении территории России и Китая по Амуру.

А. Ни. Портрет Муравьева-АмурскогоВ своих воспоминаниях В. Е. Романов описывает трудности в подборе подходящей натуры для персонажей своей картины: «После продолжительных поисков в толпе на рынке мое внимание привлек человек, в какой-то степени схожий внешне с Муравьевым. Он оказался жителем Благовещенска, работал грузчиком на железной дороге. Мое предложение позировать для портрета генерал-губернатора Восточной Сибири вначале он воспринял как шутку, потом — как оскорбление. Мыслимо ли, с него, рабочего человека, рисовать портрет царского генерала, из тех, что в семнадцатом году ставили к стенке?! Ни за что!!! Шел 1947 год, и у меня не оставалось надежды найти натурщика. Пришлось обратиться за помощью к историку Новикову-Даурскому, который в популярной форме разъяснил сомневающемуся рабочему, что Муравьев не просто генерал, а крупная историческая личность, принесшая своей деятельностью большую пользу Российскому государству. В конце концов совместными усилиями нам удалось убедить „натуру“, что позировать будет безопасно, без последствий, но денежно. Получив согласие рабочего, я приступил к рисункам и этюдам для портрета».

Валерий Иванович ШиляевАрхимандрит Иннокентий (Вениаминов) писался с режиссера Благовещенского театра Георгия Георгиевича Эпимахова. Актеры этого театра с радостью соглашались позировать для изображения других героев картины. Сложности были и с натурой для китайских сановников — участников подписания договора. Художник не нашел никаких сведений, ни литературных, ни изобразительных, для создания портретов персонажей из окружения князя И Шаня. Пришлось воспроизводить облики сановников и мандаринов по индивидуальному принципу, используя сведения из старой прессы, а также искать выразительные типажи среди живущих в Благовещенске китайцев. В то трудное послевоенное время друзья помогали искать подлинные костюмы и аксессуары китайского происхождения. Их добывали в соседнем Китае. Именно поэтому сегодня многие ученые и исследователи обращаются к картине В. Е. Романова «Айгунский договор» как к историческому документу, и это, без сомнения, высокая оценка труда художника. Картина была завершена в 1947 году. Говоря о значимости художественного полотна В. Е. Романова, Нина Ивановна Дубинина, профессор, доктор исторических наук, отмечала прежде всего тот факт, что художник впервые за достаточно длительный период, от первых лет революции до середины ХХ века, создает живописный образ генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского и отводит ему в своей картине центральную роль. Картина входит в собрание Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.

В.И. Шиляев. Стакан амурской водыДругое живописное полотно — парадный портрет генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского находится в помещении правительства Хабаровского края. Принадлежит оно кисти Марианны Георгиевны Татьяниной. Марианна Татьянина — известный дальневосточный живописец, график, лауреат премии администрации Хабаровского края за лучшее произведение в изобразительном искусстве 1978 и 1985 годов, награждена почетным знаком Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре». Ее творчество разнопланово — от проникнутых цветом и светом пейзажей, ярких и сочных натюрмортов до портретов. Художница создала обширную галерею — портреты художников, артистов хабаровских театров, врачей, ветеранов, простых хабаровчан, друзей и знакомых.

Юрий Алексеевич АксеновВ этом ряду особое место занимает портрет Н. Н. Муравьева-Амурского, выполненный по заказу Хабаровской краевой администрации в 1994 году. В полотне подчеркнута историческая достоверность. Во время работы над портретом художники (портрет писался М. Татьяниной совместно с графиком Робертом Юрьяновым, ее мужем) консультировались с историками и краеведами — знатоками истории России и Дальнего Востока.

Ю.А. Аксенов. Граф Муравьев-Амурский. Серия «Город у моря»Это парадный портрет генерал-губернатора Восточной Сибири в элегантном генеральском мундире середины позапрошлого века, с наградами, которые были пожалованы ему за бескорыстный и самоотверженный труд во имя Отечества — знак ордена Святого Станислава II степени (девиз ордена «Награждая, поощряет», 1848), знак ордена Белого орла (девиз «За веру, царя и закон», 1858), оба знака на шее; на груди — звезды орденов Святой Анны I степени с короной и чересплечной лентой (девиз «Любящим справедливость, благочестие и верность», 1856) и Святого Владимира I степени с мечами (девиз «Польза, честь и слава», 1861). На планке знаки орденов Святой Анны III степени (1829), Святого Владимира IV степени (1830) и знак военного ордена Святого великомученика и победоносца Георгия IV степени (Георгиевский крест, девиз «За службу и храбрость», 1856). На поясе золотая шпага с надписью на эфесе «За храбрость».

Василий Евтропович РомановПортрет подчеркивает значительность фигуры графа Муравьева-Амурского в истории заселения и освоения территорий Дальнего Востока, закрепленных за Россией, благодаря его усилиям, направленным на подписание Айгунского договора.

В.Е. Романов. Подписание Айгунского договораВ 2010 году М. Г. Татьянина написала еще один парадный портрет Н. Н. Муравьева-Амурского для Хабаровской духовной семинарии. Основой для него послужил портрет 1994 года с внесением лишь некоторых изменений в изображение наград.

Марианна Георгиевна ТатьянинаДругой хабаровский живописец Алексей Геннадьевич Авдеев, чьей кисти принадлежит картина «Год 1858-й. Граф Н. Н. Муравьев-Амурский и святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Дальнего Востока и Северной Америки», в 2003 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического университета. В Союз художников России Авдеев принят в 2005 году, но уже с 1999 года был постоянным участником краевых, региональных и всероссийских выставок. Сегодня произведения художника находятся в Государственном музее изобразительных искусств провинции Хэйлунцзян (Китай), в собраниях Картинной галереи им. А. М. Федотова, Дальневосточного художественного музея, в Хабаровской духовной семинарии, частных коллекциях.

М.Г. Татьянина. Муравьев-АмурскийВедущей темой в творчестве Алексея Авдеева стал пейзаж. Красота дальневосточной природы находит отражение в пейзажах-панорамах с бескрайними просторами. Это отражено и картине «Год 1858-й. Граф Н. Н. Муравьев-Амурский и святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Дальнего Востока и Северной Америки», написанной в 2008 году к 150-летию со дня подписания Айгунского договора, присоединившего к России левобережье Амура. На полотне богатая природа, раздольная река, по которой плывут большие лодки и огромные плоты первых переселенцев. На высоком берегу над рекой фигуры соработников — генерал-губернатора Н. Н. Муравьева и святителя Иннокентия (Вениаминова). На переднем плане у их ног росток молодой сосны как символ зарождения новой эпохи в жизни дальневосточных окраин огромной Российской империи.

Алексей Геннадьевич АвдеевСвятитель Иннокентий (Вениаминов), первый приамурский архиерей, впоследствии митрополит Московский, был настоящим другом и сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири. Он активно поддерживал деятельность Н. Н. Муравьева в решении проблем Амура и принимал непосредственное участие в исторических Амурских сплавах и в подписании Айгунского трактата 1858 года. Благодаря их совместным трудам Россия сумела сохранить и утвердить свою государственность в дальневосточном крае.

А.Г. Авдеев. Год 1858-й. Граф Н.Н. Муравьев-Амурский и святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Дальнего Востока и Северной АмерикиЭта картина не была случайной для Алексея Авдеева. Он обратился к поиску новой для себя темы, которую обозначил так: «на пути к храму». Полотно находится в Хабаровской духовной семинарии.

Татьяна КИРПИЧЕНКО


Источники

  1. Кандауров, И. Память о доблести и славе: [о портрете Н. Н. Муравьева-Амурского кисти Марианны Татьяниной] / Иван Кандауров // Дал. Восток. — 1995. — № 11/12. — С. 235–236: ил.
  2. Кузина, Я. Гимн радости: жизнь и творчество Марианны Татьяниной / Янина Кузина // Словесница Искусств. — 2014. — № 1(33). — С. 76–83: цв. ил.
  3. Кузина, Я. Торжествуя победу жизни: :[о работе А. Г. Авдеева над портретами серии «Галерея мужества»] / Янина Кузина // Словесница Искусств. — 2015. — № 1 (35). — С. 100–102: ил.
  4. Лепетухин, А. Неуловимая радость бытия: [о живописце А. Авдееве] / Александр Лепетухин // Лепетухин А. Вчера, сегодня, всегда: очерки, воспоминания, эссе о художниках и художественной жизни. — Хабаровск, 2015. — С. 151–153.
  5. Романов, В. Поиски и находки: [отрывки из книги об истории создания картины «Айгунский договор»] / Василий Романов // Словесница Искусств. — 2008 — № 21/22. — С. 13–16: ил.
  6. Романова, В. В. Из истории создания картины «Айгунский договор» / Виктория Васильевна Романова // Материалы городской научно-практической конференции, посвященной 190-летию одного из основателей города Хабаровска, командира 13-го Сибирского линейного батальона капитана Я. В. Дьяченко. — Хабаровск, 2007. — С. 8–11: ил.