Звенящая красота

Ювелиры Республики Саха

В ноябре в Хабаровске прошла выставка «Звенящая красота якутского серебра» из коллекции Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. Созданные мастерами XVIII–XXI столетий уникальные произведения с особой наглядностью подтвердили, какое почетное место занимает ювелирное искусство в истории и культуре народа саха (якутов).

Как и у других тюркских народов, ювелирное дело здесь вышло из кузнечного ремесла. Великий предок якутских кузнецов Кудай Бахсы, проживающий в подземном Нижнем мире, считается одним из сыновей верховного божества Урюнг Айыы тойона, а владыка пятого небесного яруса Улуу Суорун был покровителем кузнецов и шаманов. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам.

Якутка Амгинско-Ленского плоскогорья. Якутская обл. XIX–XX вв.

Ювелирное искусство — яркая и самобытная ветвь якутского кузнечества. Отличающееся своими традициями и особым художественным стилем, оно весьма самобытно и своеобразно. Этим тонким и сложным ремеслом занимались почти повсеместно. В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела кемюс ууhа, искусными руками которых делались разнообразные женские украшения, луки седел, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства.

Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро. Чаще всего оно было низкопробным, за что получило название уулаах кемюс — «серебро с водой». Ричард Маак в лаборатории Санкт-Петербургского университета сделал химический анализ небольшого украшения из якутского серебра и получил следующий результат состава в процентном соотношении: серебро — 34,26, медь — 50,78, цинк — 15,05. Однако в коллекции музейных предметов из белого металла есть серебряные изделия с достаточно высокой пробой. Наряду с ними есть изделия, которые не содержат серебро, это предметы из нейзильбера — сплава меди, никеля и цинка. Видимо, якутские мастера по причине дороговизны и недостаточности серебра создавали сложные сплавы. Высокая проба не являлась главным требованием к серебру. Часто внешний вид ювелирных изделий не отличался от изделий из серебра более высокой пробы.

Якутка Амгинско-Ленского плоскогорья. Якутская обл. XIX–XX вв.

Якуты любили холодный матовый блеск серебра и предпочитали его желтизне золота, о котором говорили: «Что в нем красивого — та же медь!» Серебряным украшениям издревле приписывали силу магического воздействия, приносящую обладателю не только счастье и богатство, но и защиту от болезней, сглаза. Считалось, что звенящая игра звуков таких изделий отпугивала злых духов и очищала от нечистой силы. Подобное отношение к серебру сохранялось и позднее. Желая выразить высшую степень красоты, якуты говорят: как серебро. Золото же не было в почете, так как в отличие от серебра собирало отрицательную энергию и ничем не отличалось от бронзы.

Серый, с легким оттенком голубизны цвет ювелирных украшений пришелся к лицу смуглолицым заказчицам. Кузнецы-ювелиры ценили серебро за его замечательные пластические свойства: оно легко поддавалось ковке, чеканке, литью, резьбе, гравировке и вместе с тем было довольно твердым и весомым. Коллекция якутских серебряных изделий Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского включает в себя полный традиционный перечень изделий, куда входят украшения, предметы личного обихода, элементы праздничного убранства верхового коня, предметы культового назначения, посуда и предметы быта.

Национальная мужская и женская одежда и украшения. Фрагмент экспозиции

Серебряные украшения — важная составная и неотъемлемая часть якутского костюма, отличаются обилием, многосоставностью и массивностью форм. Еще одна особенность — они в основном носились поверх зимней меховой одежды (пояса, гривны, нагрудные и наспинные). Все виды украшений как часть традиционного костюма были связаны между собой общим стилем и составляли единое целое.

Особенно богатый набор серебряных украшений присутствовал в нарядном женском костюме. Об одежде якутской невесты повествуется в героическом эпосе олонхо:

Нарядная шубка ее,
Обложенная бобром,
Пышно распушаясь на ветру,
Ладно облегала
Плечи и стан,
Была ей к лицу, говорят.
Подвески узорного серебра,
Цепочки на шейном кольце,
Тонкие илин — кэлин кэбисэр
Переливаясь, ярко блестя
Поигрывали на груди и спине,
Позванивали на ней.
Высокий бобровый верх
Рогатой шапки ее
Будто дню;
Круглая чеканная туоhахта,
Укрепленная надо лбом,
Радостно на солнце блестя,
Озаряла ее лицо...

Серьги со съемными подвесками тугэхтээх ытарга.  Начало ХХ в.  Серебро; кустарное производство, литье, гравировка

Серьги — самый распространенный вид женских украшений. Якутские серьги ытарга отличаются разнообразностью форм, техническими приемами изготовления и художественного оформления. Самым старинным видом якутских серег являются проволочные (кольцевые) или так называемые бусинные серьги. Они представляют собой медную или серебряную проволоку, на которую нанизаны несколько бусин. Вдеваемый в ухо конец загибался кольцом в виде знака вопроса. Бусы встречаются черного, синего и белого цвета, по форме круглые или плоские. Цвета бусин иногда чередовались. Количество бусин доходило чаще до 7 и 9 и реже до 3–5 на серьге. Проволочные серьги широко бытовали в прошлом у многих народов Сибири, Поволжья и Средней Азии, но только у якутов они сохранились в своем первоначальном виде до начала XIX в. Якутские женщины носили такие серьги по несколько штук в ухе. Для каждой серьги в мочках ушей делались отдельные отверстия.

Серьги с подвесками. Хангаласский улус. XVIII–XIX вв. Латунь, металл белый; ковка

Серьга бусинная. XVIII в. Медь, бусы, кость; литье, сверление, резьбаЛюбили якутские красавицы и серьги с подвесками. Например, сиэл (грива), курдьэх (лопата или ханха), харыйа (ель), которые имеют единую основу — верхушку в виде загнутого кольца. У лицевой части верхушки этих серег плоское утолщение, которое в нижней части иногда оканчивается плоской пластинкой. Верхнее утолщение (обычно круглое или треугольное) пластины имеет отверстия для закрепления к ним подвесок. Все серьги в коллекции Якутского музея датированы XIX в. Таким образом, бусинная серьга послужила прообразом для многих разновидностей серег с подвесками. Серьги, о которых шла речь выше, отличаются тем, что подвески на них не съемные, их верхушки отдельно не носились.

Самым распространенным видом якутских серег с подвесками являются серьги тугэхтээх ытарга, верхняя часть которых называется иэмэх и имеет форму разъемного литого кольца овальной формы с шарниром и накладной застежкой. Лицевая часть серьги иэмэх выполнена в виде утолщенного фигурного листочка с орнаментом или без него. Серьги носят как отдельные украшения или же с подвесками тугэх, в большинстве своем образующими по форме лиру — кехуур ойуу. Они имеют круглые отверстия для привесочек в виде капель, гирек, ромба, зерен, ростка, шариков, круга и др. Иногда в таком орнаменте подвесок видят антропоморфную форму. Возможно, этот вид подвесок является улучшенным вариантом русских подвесок в виде «голубцов», бытовавших в XVI–XVII вв., но в якутском варианте они имеют выраженный лировидный орнамент.

Серьги с подвесками сиэл ытарга. XIX в. Серебро; кустарное производство, ковка, гравировка.  Серьга с подвесками. Конец XIX – начало ХХ. Белый металл; кустарное производство, литье, гравировка, чернениеПодвески тугэх с одной стороны гравируются растительным орнаментом. Иногда украшаются чернью и позолотой. Характерной особенностью якутской серьги с подвесками является многоступенчатость, объемность и удлиненность формы за счет многочисленных подвесок. М. В. Хабарова в книге «Народное искусство Якутии» отмечала: «В декорировании изделий мастера обходились преимущественно гравировкой и ажурной резьбой. Они умело сочетали рисунок орнамента с фигурным мотивом прорези и формой предмета. Утонченны и изысканны серьги с разными листочками. Тонкие линии графического узора настолько органично и легко ложатся на плоскость серебряных пластин, что крупные широкие подвески не вызывают ощущения тяжеловесности».

Шейное нагрудно-наспинное украшение с гривной илин – кэлин кэбихэр. ХIX в.  Серебро; ковка, гравировка, штамповка, кустарное производство

В прошлом большие размеры серег были признаком состоятельности их владелиц. У русских путешественников такие серьги получали эпитет «огромный» или «преогромный».

Якутские девушки до замужества украшали свои волосы косоплеткой сухуох симэгэ или киистэ. На выставке в Хабаровске были представлены два таких предмета. В них к ровдужному ремешку привязаны серебряные разнофигурные пластины и стеклянные бусы в длину около 30 см. Нижние звенья свисают в несколько отдельных рядов, издающих при движении мелодичный звон.

В прошлом якутские женщины носили шейные украшения хабарга симэгэ или моой симэгэ — пластинчатый ободок шириной около 4 см, нижняя часть которого слегка расширялась, а концы застегивались или завязывались ровдужными ремешками.

Наспинное женское украшение кэлин кэбихэр. 1840. Серебро; латунь, стекло, ткань,  ковка, литье, гравировка, кустарное производство Шейно-нагрудное женское украшение с гривной илин кэбихэр. XIX в.  Серебро; ковка, гравировка, кустарное производство

Якутская гривна кылдьыы является наиболее древним и устойчивым видом традиционного женского украшения. Гривны из коллекции музея имеют две разновидности — витые и плоские. Этот вид шейного украшения широко бытовал у многих племен и народов Ближнего и Среднего Востока, Западной и Восточной Европы. Из всех тюркоязычных народов гривна сохранилась только у якутов и соединялась на концах кожаными ремешками. Она считалась атрибутом замужней женщины, знаком ее зрелости и в какой-то степени знатности. Но в старину гривны носили также известные воины. Например, в мужском погребении XVII в. (по преданиям Суор — Бурдука), была обнаружена шейная гривна из бронзы.

В XIX в. гривна кылдьыы являлась составной частью женских украшений, к которой подвешивалась передняя и наспинная части украшения илин — кэлин кэбихэр. Задолго до замужества родители девушки готовили ей свадебный наряд, уделяя особое внимание изготовлению такого нагрудно-наспинного украшения. Его надевали на шубу, поэтому оно довольно громоздко и объемно. Нагрудное украшение илин кэбихэр было короче и шире наспинного, состояло из серебряных пластин, фигурных цепочек: серебряная кольчуга чуть не ли на всю грудь; часто по центру между звеньями подвешивали большой серебряный диск туохахта, символизирующий солнце. Ансамбль заканчивался серебряными подвесками.

Наспинное украшение кэлин кэбихэр прикреплялось иногда к затылочной части головной повязки бастынга и состояло из длинного ряда серебряных пластин или ажурных цепочек, трубочек, стеклянных бус. На концах нижних звеньев позванивали полукруглые чашечки или круглой и трапецие-видной формы, орнаментированные серебряные пластины. Илин — кэлин кэбихэр мастера часто изготавливали в одном стиле с серьгами и браслетами.

В изготовлении илин — кэлин кэбихэр якутские ювелиры широко применяли различные способы обработки серебра и многообразие материала. Это можно было увидеть в одном кэлин кэбихэр, представленном на выставке. При изготовлении этого украшения мастер применил не только серебро, но и ткань, ровдугу, стеклянные бусы, привозные трубочки и полукруглые чашечки. Также обработал серебро методами литья, ковки, штамповки, чеканки и гравировки. Якутские илин — кэлин кэбихэр являются более поздним видом нагрудно-наспинных украшений. До конца XVIII в. не зафиксированы нагрудное украшение илин кэбихэр и наспинное кэлин кэбихэр, прикрепляемые к гривне. Ее заменяла косоплетка, предназначавшаяся для покрытия волос невесты, но в связи с частичной утратой этого обычая стали привязывать к гривне.

Браслеты женские. Таттинский улус. Конец XIX в. Серебро; ковка, гравировка, чеканка, кустарное производствоЯкутские женские браслеты бегех в основном однотипны, различаются лишь размерами, характером нанесенного орнамента и застежками. Браслеты из коллекции музея имеют в диаметре от 4,5 до 9 см и высоту от 4 до 8,5 см.

Наилучшим образом дополнял якутский праздничный костюм серебряный пояс — кемус кур. Музей обладает большой коллекцией якутских серебряных поясов. Нарядный пояс носили мужчины и женщины в торжественных случаях, он был принадлежностью людей состоятельных. Женский пояс сирэй кемус кур входил в приданое невесты, им опоясывали свои нарядные шубы богатые якутки. Пояс состоит из прямоугольных и фигурных орнаментированных серебряных пластинок, прикрепленных к ровдужному ремню с помощью медных заклепок.

Харах кемус кур — мужской кожаный пояс, по всей его длине с одинаковыми промежутками с помощью заклепок закрепляются серебряные фигурные бляшки. Фигурные пластины имеют разнообразную форму. Мужские пояса в коллекции музея в основном уже, чем аналогичные женские. В них встречаются сердцевидные, крестовидные, лирообразные, круглые и овальные пластинки, без гравировки или с затейливым рисунком, иногда с применением чернения и золочения. На пряжку обычно наносят инициалы владельца, год изготовления, иногда указывают цену пояса. Нарядный мужской пояс носили поверх легкого камзола, по бокам подвешивали нож в ножнах в серебряной оправе, кисет для табака, кресало, пороховницу, иногда именную печать на цепочке.

Пояс женский, парадный с боковыми подвесками сирэй кемус кур. XIX в. Серебро, медь, кожа, сукно, бусы, бисер, латунь; кустарное производство, ковка, литье, гравировка, клепка, шитье, вышивка бисеромЯкутские женщины с нарядными поясами сирэй кемус кур носили набедренные подвески еттук симэгэ, прикрепленные с двух боков кольцами. Более яркие по колориту благодаря разноцветным бусам вперемешку с металлическими трубочками и разнообразными подвесками внизу, они придавали женскому костюму богатый нарядный вид. Подвески имели также утилитарное назначение. Поскольку традиционная одежда якутов, как и одежда многих тюрко-монгольских народов, не имела карманов, вещи первой необходимости, такие как кисет, огниво, игольница, ухочистка, щипчики и недельный календарь, становились частью украшения. На выставке был представлен нарядный женский пояс середины XIX в. с набедренными подвесками. Однако они не принадлежат этому поясу, были пришиты позже, что доказывает наличие двух серебряных календарей в одном наборе и отсутствие некоторых необходимых элементов.

Подвеска к парадному женскому поясу еттук симэгэ. XIX в. Сукно, бисер, кожа, бусы, серебро; кустарное производство, шитье, ковка, гравировка, тамповка

С большой любовью якутские мастера создавали именные серебряные печати с инициалами владельца. Они представляли собой круг диаметром примерно в 2 см, который свободно вращался вокруг оси, прикрепленной к дужке с фигурной ручкой. Из серебра якутские мастера отливали также кольца, перстни, пуговицы, штамповали бляшки для украшения нарядных кафтанов, головных уборов, обуви. Кольца относились к самым массовым видам украшения, которые носили почти все — и женщины, и мужчины. Состоятельная часть населения предпочитала кольца и перстни из серебра и золота.

Свадебный костюм женщины завершала конусообразная шапка ураа бэргэхэ или меховые высокие шапки дьабака. К ним пришивали серебряный диск туохахта или «кун» (солнце). Два туохахта, представленные на выставке, имеют диаметр от 7 до 8,2 см, украшены чернью, одна дополнена золочением. И еще один туахахта диаметром 14 см как фрагмент переднего женского украшения илин кэбихэр.

Якутская лошадь в праздничном убранстве. Автор А.П. Курочкин. Намский улус.  Начало ХХ в. Копия

Спереди и сзади шубы бууктаах сон ниспадали нагрудно-наспинные украшения илин — кэлин кэбихэр. Шубу обтягивал парадный пояс сирэй кемус кур с набедренными подвесками еттук симэгэ. На уши надевались массивные серьги с подвесками тугэхтээх ытарга, а обе руки украшали браслеты бегех и кольца бихилэх. Весь этот наряд издавал мелодичный звон при каждом движении. Согласно обычаю невеста должна была побренчать своими украшениями при входе в дом. По легенде, побрякивание серебряного убора дочери Хоро Тойона, танцевавшей в местности Ойуу — Хатын в 20 км от Якутска, было слышно даже в городе.

Украшения передавались по наследству от матери к дочери, из поколения в поколение. Неизбежные утраты восполнялись новыми деталями, поэтому зачастую в одном изделии можно увидеть пластины, выполненные разными мастерами.

Седло женское парадное с медными стременами. XIX в. Дерево, металл, кожа; кустарное производство, резание, литье, ковка Узда с подшейной кистью моонньохтоох уун. 1886. Серебро, медь, ровдуга, сукно, бисер; кустарное производство, шитье, литье, ковка, гравировка Боковые попоны кычым. Начало ХХ в. Сукно, холст, ровдуга, бисер, металл; ручная работа, шитье, вышивка, аппликация Чепрак чаппараах (накидка на круп коня). Вторая  половина XIX в. Сукно, холст, ровдуга, бисер, металл; ручная работа, шитье, вышивка, аппликацияКак исконные коневоды якуты придавали большое значение конскому убранству. Лошадь у якутов имеет своего божественного покровителя Уордаах Джесегея, в честь которого устраивали весеннее празднество — Ысыах. Пучками конских волос украшали якутские деревянные кубки чороны. Голова коня изображалась на коновязи. Вешалки в старинных домах делались в виде головы коня с шеей. В олонхо конь выступал в качестве друга и советчика богатырей Среднего мира. О том же свидетельствуют разнообразное, щедрое украшение серебром, цветными металлами и разноцветным бисером почти всей конской сбруи. Конь с такой сбруей являлся обязательным приданым невесты.

Седло женское парадное с медными стременами. XIX в. Дерево, металл, кожа; кустарное производство, резание, литье, ковка Узда с подшейной кистью моонньохтоох уун. 1886. Серебро, медь, ровдуга, сукно, бисер; кустарное производство, шитье, литье, ковка, гравировка Боковые попоны кычым. Начало ХХ в. Сукно, холст, ровдуга, бисер, металл; ручная работа, шитье, вышивка, аппликация Чепрак чаппараах (накидка на круп коня). Вторая  половина XIX в. Сукно, холст, ровдуга, бисер, металл; ручная работа, шитье, вышивка, аппликацияСложный процесс работы сопровождал изготовление серебряных пластинок для оковки передней и задней луки седла. Женские седла отличались большими размерами передней луки, имевшей форму перевернутой трапеции. В коллекции музея парадные женские седла имеют ширину передней луки до 33 см и почти такую же высоту. Передние луки мужских седел отличаются от женских седел своей овальной формой. Передние и задние луки седла украшались сложным чеканным или гравированным растительным орнаментом. Часто в центральной части передней луки седла наносились изображения льва, сказочного грифона, единорога, вензель с инициалами владельца, указывали год изготовления и реже имя мастера.

Крест нагрудный сурэх. Якутская обл. 1888. Металл белый. Литье, ковка, гравировка, чернение

Орнаментированное седло с серебряной лукой дополнялось великолепно расшитым чепраком, закрывавшим круп коня, двумя так же роскошно расшитыми кычымами (попонами), свисающими по обеим сторонам седла. Все три изделия трапециевидной формы. Чепрак имел характерные очертания нижнего края в виде двух смыкающихся пологих дуг, в месте их стыка и на двух боковых углах с чепрака свисают еще широкая и длинная ровдужная бахрома. Обыкновенно чепрак и два кычыма изготовлялись одной мастерицей как единый декоративный комплект.

Крест нагрудный сурэх. 1902. Автор А. Бурнашев. Серебро; кустарное производство, литье, гравировкаКонские чепраки и кычымы расшиваются бисером и серебряными металлическими бляшками в виде выпуклого кружочка, треугольника, квадрата, сердечка. Натертые до зеркального блеска серебряные бляшки иногда так густо заполняют пространство внутри лировидной фигуры, что ткань из черного сукна едва просматривается.

Крест нагрудный сурэх. 1867. Серебро; кустарное производство, литье, гравировка, золочениеПодлинным произведением народного искусства является плеть кымньыы, иногда с металлической скребницей, с изящной деревянной ручкой, обмотанной серебряной лентой с кисточками, плетенными из конского волоса и тонких ровдужных нитей, заканчивающихся бахромой. На выставке демонстрировались три кнута, один из которых со скребницей для чистки снега с коня. Таким образом, в художественном решении украшений парадного конского убранства в полной мере проявилась традиционная любовь якутского народа к коню — любовь потомственных кочевников. Эта любовь ярчайшим образом проявилась в огромном труде и мастерстве при изготовлении каждого такого конского убора.

Серьги с подвесками сиэл ытарга. XIX в.  Серебро. Кустарное производство, ковка, гравировка  Крест нагрудный сурэх. 1900. Серебро; кустарное производство, литье, гравировка, золочение, чернениеВ Якутии православие начало распространяться в первой половине XVIII в., а строительство церквей в улусах началось в первой половине XIX в. Изготовление и ношение нательного креста относится к тому же периоду. Кресты небольшого размера делали из меди или серебра. Якуты не испытывали серьезной приверженности к навязанному им насильно православию. Крест, первоначально являвшийся религиозным атрибутом, позднее стал украшаться более сложным декором и воспринимался уже и как украшение. Нагрудные кресты носились на цепи поверх одежды, наподобие православных наперсных крестов священнослужителей. Поскольку этот атрибут связан с религиозным обрядом крещения, который на якутском назывался сурэхтэнии (приложить к сердцу), нагрудный крест стали называть сурэх — сердце. Якутские женщины носили его как украшение, а мастера изготовляли его по тому же принципу, что и илин кэбиhэр. Сурэх состоит из самого креста, соединенного на шарнире с ажурной пластиной и ажурной цепи. При изготовлении сурэх частично применяли чернение и золочение.

Изделия ювелирной фирмы «Уран Саха». Республика Саха (Якутия), г. ЯкутскНа выставке можно было увитдеть два полных и три без цепи нагрудных креста сурэх. Они различаются формой самого креста, пластины над ним, формой подвесок и ажурных цепей. К основной цепи крепились дополнительные подвески, к которым подвешивались щипчики искэх и ухочистки кулгаах хастар. Таким образом, нагрудные кресты сурэх стали иметь и вполне утилитарное назначение.

В ХIХ и начале ХХ вв. изделия якутских ювелиров были широко распространены далеко за пределами Якутской области, их носили многие малочисленные народы Дальнего Востока, что подтверждает коллекция серебряных украшений якутов в собрании Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.

К сожалению, в советское время, с 1920-х до 1980-х гг., ювелирное дело в Якутии не развивалось и только в конце ХХ — начале XXI в. началось возрождение этого уникального вида народного искусства наряду с другими национальными промыслами: традиционным шитьем, резьбой по дереву, кузнечным и гончарным делом, плетением из конского волоса. Из современных изделий на выставке в Хабаровске представлены работы ювелирной фирмы «Уран Саха», выполненные в традиционном стиле. Сегодня ювелирное искусство в Республике Саха вышло на производственный уровень. Якутские мастера создают новые украшения, удачно соединяя старые каноны и современный дизайн, и эти работы широко известны и пользуются большим успехом далеко за пределами России.

Евдокия КОЛОДЕЗНИКОВА
Фото Галины Першиной и Александра Храмцова


Источники

  1. Хабарова М. В. Народное искусство Якутии. М.,1981.
  2. Гоголев А. И. Якуты. Новосибирск,1993.
  3. Каплан Н. На земле чоронов и сэргэ. Радуга на снегу. Москва, 1972.