Маршруты, книги и литературные герои Григория ФедосееваВ 2024 году исполнилось 125 лет со дня рождения талантливого писателя, геодезиста Григория Анисимовича Федосеева. Его человечность, отзывчивость, сердечность притягивали. Люди стремились попасть в его экспедиции, гордились знакомством с ним. Среди тех, кто хранит память о Григории Анисимовиче, писатели и редакторы его книг, коллеги-геодезисты, ставшие потом литературными героями. Многие из них оставили письменные воспоминания об ушедшем друге. «В 1959 году в Новосибирске отмечали шестидесятилетие Г. А. Федосеева, — пишет Галина Колесникова. — Со всех концов страны спешили к Новосибирску друзья писателя, герои его книг. Подтянутый, молодцеватый с чуть посеребренными висками, юбиляр растерянно заморгал глазами, когда увидел заполненный зал, друзей, которым приходилось добираться до железной дороги на оленях, на собаках, идти пешком. Ему, около тридцати лет руководившему геодезическими экспедициями, прошедшему сотни километров в предгорьях Кавказа, по Восточному Саяну, по самым недоступным местам у Охотского моря, по хибинской тундре и Алданскому нагорью, пришлось собрать все свое мужество, чтобы не дрогнул голос». В памяти неизменного героя его книг — геодезиста В. Шевченко — Георгий Анисимович остался таким, каким тот увидел его впервые. «...Передо мной стоял обыкновенный немолодой мужчина: чуть выше среднего роста, коренастый и уже начинающий полнеть. Из-под расстегнутой хлопчатобумажной куртки виднелась простая рубаха в крупную клетку. Сдвинутый на затылок накомарник с отброшенной назад сеткой открывал загорелое лицо, широкий лоб с большими залысинами пересекало несколько морщин. Под мясистым носом как-то по-домашнему спокойно ерошились рыжеватые усы. Виски густо серебрились сединой. Все было буднично и просто, вот только открытый и прямой взгляд выдавал в этом человеке сильный и настойчивый характер». Участник многих экспедиций Григория Анисимовича в Эвенкии и других местах Крайнего Севера Дм. Еремин писал: «Обладая недюжинным умом и отзывчивым, щедрым сердцем, Григорий Анисимович вызывал в каждом, кто с ним близко соприкасался, неизменные чувства глубокого уважения, симпатии и любви. Да и сам он, однажды поверив в человека, уже навсегда привязывался к нему». Федосеева всегда манили горы, бурные потоки, суровые картины природы. «Я не люблю спокойное море, дремлющую на солнце тайгу, отполированное синевой небо, — признавался писатель. — Радуюсь, когда надо мною воет пурга... С какой-то особой доверчивостью отношусь к дождю. Люблю, когда он в сумрачные вечера окатывает прохладой... цокает невидимыми копытами... по листьям, по камням, по полотняной крыше палатки». Около 30 лет Григорий Анисимович Федосеев водил геодезические экспедиции по малоисследованным или совсем не изученным местам нашей Родины. Его произведения построены на фактическом материале, а герои переходят из одной повести в другую. Он часто говорил, что в походе никогда не расставался с дневником и всегда старался вписать в него первое впечатление, самое яркое, которое назавтра уже невозможно было бы восстановить. Дневниковые записи стали литературной основой. Галина Колесникова вспоминает: «Герои писателя могут подтвердить, что все рассказанное Федосеевым — правда. Он не придумывал имена и фамилии, сохранил подлинные географические названия. Не расставаясь с фотоаппаратом, снимал наиболее примечательные места, героев своих будущих книг». За годы экспедиций скопилось огромное количество дневников, путевых записок, набросков повестей и рассказов, законченных произведений. Но только в 1949 году Григорий Федосеев впервые послал в журнал «Сибирские огни» свой многолетний труд. Первую книгу «Таежные встречи» опубликовал, когда исполнилось 55 лет. Широкую известность приобрел после 60. О публикации первой книги Г. А. Федосеева вспоминает ее редактор Кондратий Урманов. «Первые наброски записок „Мы идем по Восточному Саяну“ мне были переданы редакцией журнала „Сибирские огни“. Покойный Савва Елизарович Кожевников порекомендовал мне прочитать эти наброски, связаться с автором и помочь ему литературно оформить его записки. Так я почти каждую неделю получал от Федосеева частями его дневниковые записи — главы будущей книги. Нелегко было работать над рукописью, автор которой находился за тысячи километров от города, где-то на берегах Охотского моря. А записки, наброски, и все интересней, шли и шли оттуда, я уже не видел конца книге. За зиму отобрал из рукописи двенадцать самостоятельных рассказов, хорошо рисующих жизнь и быт таежных людей и природу далеких окраин Сибири, которые и составили книгу „Таежные встречи“... Завершив работу в Геодезическом управлении и выйдя на пенсию, Григорий Анисимович вплотную сел за письменный стол, и скоро все его друзья — литераторы и геодезисты, читатели и критики — увидели, что в литературу пришел совершенно оригинальный и талантливый писатель, исследователь и художник, по-своему видящий мир и отображающий его в своих произведениях...» О первом знакомстве с творчеством Федосеева писатель-сибиряк и редактор Сергей Сартаков рассказывает так: «Просматриваю страницу за страницей. И словно под горячими лучами утреннего солнца всползает к небу болотный туман — рассеивается моя предубежденность против автора. Я уже не могу оторваться от книги. Ого! Да он, Григорий Федосеев, оказывается, никакой не математик. Геодезист — это так, по профессии, по долгу службы, вообще-то очень приятной ему, но взялся он за перо литератора совсем не для того, чтобы составить своеобразный „полевой отчет“, ну разве лишь немного посвободнее, чем полагалось бы для учрежденческих архивов. Он тонкий, вдохновенный живописец, зоркий наблюдатель самых сокровенных таинств природы. И глубокий психолог, знаток души человеческой. Художник. И инженер». Своей главной книгой Федосеев считал «Смерть меня подождет». Он дал ей такое определение: «Это не роман и не повесть, а документальный рассказ о подвиге советских людей в борьбе с безжалостной природой, об их удачах и неудачах, тревогах и радостях. И наконец о тех, кто ценой своей жизни заплатил за открытия на карте нашей Родины». В рассказе о другой повести — «Тропою испытаний» подчеркивал: «В этой книге нет ничего придуманного. Это не научная фантастика и не приключенческий роман. Это суровое и до последнего слова правдивое повествование о реальных событиях, о том, что было в жизни, а не сочинено за письменным столом. И драматический сюжет книги подсказала сама жизнь». Друзья отмечали, что за восемнадцать лет активного писательского труда Федосеев создал около десяти книг. И каждая из них вызвала живейший интерес в самых широких кругах читателей, особенно молодежи, романтический дух которой горячо отзывается на книги-путешествия, книги-приключения, исполненные мужества и добра. Каждый день писатель поднимался в пять утра, садился за рукопись. Трудился упорно, долго. Просиживал по двенадцать, а то и по шестнадцать часов в сутки. Писал и переписывал — «перелагал», как он говорил, страницу за страницей. Его часто печатали в популярном советском издании «Роман-газета». Он подружился с писателем Семеном Шуртаковым — членом редакционного совета «Роман-газеты» и рецензентом, который писал о творчестве Г. А. Федосеева: «Биография его и жизненная, и литературная — не совсем обычна. Родился на благословенном Северном Кавказе, а почти всю взрослую жизнь провел в нехоженых, труднодоступных дебрях Заполярья и Восточной Сибири. Первую книгу опубликовал только в пятьдесят лет, то есть в возрасте, когда многие писатели уже завершают свой творческий путь. Но и это еще не все. В конце концов можно начинать и в пятьдесят, важно, какое будет продолжение. Продолжение у Григория Анисимовича было феноменальным: к своему следующему юбилею — шестидесятилетию — он „успел“ заиметь не только всесоюзную, но и мировую известность... Чем ближе узнавал я Федосеева, тем ближе он мне становился. Во всем его поведении, в каждом его слове и поступке сквозила удивительная естественность и какая-то постоянная, что ли, расположенность к людям. Что бы он ни делал, чем бы ни был занят, он всегда помнил о тех, кто с ним рядом, и всегда всем сердцем хотел, чтобы им было хорошо. И не только хотел — делал все возможное. Он и сам только тогда испытывал полную радость, когда все кругом радовались». Слава писателя росла. Книги его печатались большими тиражами, неоднократно переиздавались, переводились за рубежом. Роскошные иллюстрированные издания «В тисках Джугдыра», «Тропою испытаний», «Смерть меня подождет», «Злой дух Ямбуя» вышли в Лондоне, Париже, Лейпциге, Берлине, Праге. Потрясающее впечатление произвела книга Федосеева «Тропой испытаний» на Мариэтту Шагинян. В предисловии к ее первому изданию она написала: «Книги бывают разные, Одни подобно окнам, сквозь стекла которых (светлые или мутные) читатель лишь наблюдает людей и природу какими их описывает автор. Другие — словно раскрытые двери, и вы сразу, с первой страницы, входите в них: дышите свежим воздухом, ощущаете землю под ногами, слышите говор людей, птиц, шум реки, шум леса, словно вступили в реальную жизнь — не читателем книги, а ее участником. Вот таким свойством вовлечения в свой мир обладает Г. А. Федосеев, свойством, надо сказать, очень редким и драгоценным у рассказчика. Я раскрыла его книгу „Тропою испытаний“, стоя у письменного стола с намерением только посмотреть, полистать... Но... пахнуло ледяной свежестью, снежным бураном на далекой маленькой станции, кинулись навстречу собаки Кучум и Бойка, заскрипели полозья под грузом экспедиции, все задвигалось, ожило, потянулось вперед — и я, потянувшись вместе с ними в мир настоящих, захватывающих приключений, так и осталась стоять у стола, погруженная с головой в книгу». Особое место в творчестве Федосеева занимает образ проводника-эвенка Улукиткана. Многие критики сравнивают Улукиткана с Дерсу Узала, героем книг Арсеньева. Оба они правдивы, искренни, непосредственны, добры и бескорыстны. Оба близки суровой и прекрасной природе дальневосточного края. Благодаря Улукиткану геодезисты и топографы сохранили на карте исконные названия рек, озер и хребтов. Для писателя он стал не просто проводником и героем его книг — настоящим другом. В книге «Последний костер» Федосеев дает портрет Улукиткана: «Он стоял перед нами бесхитростный, маленький, полный покорности. Его темно-серые глаза, прятавшиеся глубоко за узкими разрезами век и, вероятно, видевшие много за долгие годы жизни, теплились неподдельной добротой. Что-то подкупающее было в его манере держаться с незнакомыми людьми и в том спокойствии, с которым он принял нас». Григорий Анисимович часто вспоминал слова Улукиткана: «Когда ты хочешь испытать друга, берите с ним котомки, посохи и отправляйтесь в дальнюю дорогу, по самой трудной тропе. Если по пути встретятся голод, болезни, разные неудачи, и вы оба дойдете до конца, верь ему, он твой друг!» Они и были верные друзья — Г. А. Федосеев и его преданный проводник Улукиткан. В повести «Последний костер», которую писатель посвятил своему другу, такие строки: «... уже не бывать мне больше в этих суровых нагорьях, не бродить по здешней тайге, не купаться в ледяных потоках, не скрадывать снежных баранов. И неодолимо захотелось вернуться туда, забраться на одну из вершин великого водораздела, еще раз с орлиной высоты взглянуть на безбрежное царство тайги и болот, комариного гуда и птичьего многоголосья, где шесть лет и зим скитались мы с Улукитканом... Мне хотелось поклониться могилам товарищей, кому не суждено было вернуться с нами из этих безлюдных мест. Их много. Они спят на Шантарских островах, на Селиткане, под гольцами Сага и Ямбуй, на безымянных холмах Алданского нагорья. Но они увековечили себя в славе советских геодезистов и топографов и на необъятной карте Родины, нанося на неё дотоле неизведанные и не мереные пространства нашей земли». Печальная новость о смерти Улукиткана пришла в 1963 году в Краснодар, где Федосеев жил уже пять лет. Писатель Вл. Монастырев вспоминал: «...из дальневосточного села Бомнак, где на покое жил девяностолетний проводник, пришло сообщение, что Улукиткан погиб в тайге. Горькая весть потрясла Григория Анисимовича. На следующий год он поехал на берега далекой Зеи, на могиле Улукиткана собственными руками соорудил памятник, увенчав его железобетонным туром, подобно тем, какие строят геодезисты на горных пиках. В бетон вмонтированы чугунные плиты с надписями. Вот что написал на этих плитах Федосеев: «С тобой, Улукиткан, геодезисты и топографы штурмовали последние белые пятна на карте нашей Родины». «Тебе, Улукиткан, были доступны тайны природы, ты был великим следопытом, учителем, другом». Повесть «Последний костер» оказалась последней книгой Г. А. Федосеева. Летом 1968 года писателя не стало. Повесть об Улукиткане стала его «последним костром» и вершиной творчества. Она была опубликована посмертно... Незадолго до своей кончины Григорий Анисимович завещал друзьям-геодезистам похоронить его прах на перевале главной вершины Восточного Саяна... Завет писателя был выполнен. На перевале Иден, который теперь носит имя Федосеева, возвышается геодезический тур — на восьмигранном цементно-каменном основании обелиск из алюминиевого сплава, видный далеко в округе. В основании памятника замурована урна с прахом писателя. Александр Смердов, редактор почти всех произведений Г. А. Федосеева, опубликованных в журнале «Сибирские огни», оставил воспоминания об установке и открытии памятника писателю на горном перевале. «Этот, единственный в своем роде, памятник в горах Восточного Саяна возвели собственными руками, следуя завещанию писателя, самые близкие, верные и испытанные друзья, ученики и помощники, участники его походов, известные миллионам читателей герои его книг, старые геодезисты Михаил Куцый (со своим сыном-студентом), Кирилл Лебедев, Трофим Пугачев. Заброшенные в начале июня вертолетом в отроги пика Грандиозного с необходимыми инструментами и материалами, более месяца под жестокими горными ветрами почти круглыми сутками трудились эти люди, сооружая памятник другу. Груды камней отобрали на откосах и перетаскали они на себе к месту постройки, вынули вручную не один кубометр каменистого грунта, замешали и уложили в постамент не одну тонну песка и цемента. Работали так, как привыкли многие годы работать в любых условиях под началом и руководством своего неутомимого, отважного начальника экспедиции Григория Анисимовича. И это было еще одним из обычных для них, геодезистов, разведчиков, подвигов, о которых так проникновенно и влюбленно повествовал в своих произведениях их большой друг — писатель». На открытие памятника из Краснодара приехали вдова писателя Е. И. Федосеева-Глосинская, писатель Вл. Монастырев, прибыли представители Главного геодезического управления и местных организаций, собрались жители близлежащих селений и кордонов. На одной из металлических плит пьедестала памятника отлиты барельеф, даты жизни, на другой — слова Григория Анисимовича Федосеева: «...Карта... Как просто на нее смотреть и как непросто, порой мучительно трудно создавать ее!.. В борьбе за покорение природы еще много придется пережить горестных минут тем, кому суждено вступить с нею в единоборство. Но что значат трудности, если наш путь идет к коммунизму, к светлой жизни человечества!» В памяти друзей и коллег сохранился образ неутомимого труженика и землепроходца. О нем написал крупный ученый и исследователь, академик, вице-президент Академии наук СССР А. Л. Яншин. «Это человек огромной целеустремленности, воли и мужества. В некотором смысле отверженный счастливец. Я не знаю, какая высшая сила оберегала его в Гражданскую войну и в скитаниях. Но он всегда находил выход из невероятных ситуаций. Способен был принимать быстрые и верные решения. Спасался сам и спасал товарищей. Уникальная личность! Во время экспедиций он собрал большую коллекцию животных, птиц и растений ареала Сибири и Дальнего Востока и передал ее Академии. Почти документально засвидетельствованное им в книгах — лишь малая часть того, что испытал Григорий Анисимович. Он был легок на подъем, скор на ногу. Окончив Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, участвовал в создании карт районов БАМа, Братской, Усть-Илимской и Зейской ГЭС. Неистощимый романтик из плеяды героев Фенимора Купера, Майн Рида и Джека Лондона». Герои книг самого Федосеева по-прежнему сопровождают нас по жизни. Переиздаются его повести «Злой дух Ямбуя», «Тропой испытаний», «Смерть меня подождет», «В тисках Джугдыра», «Последний костер» и другие. Все они вошли в избранные сочинения писателя в серии «Сибириада». Их несложно купить в интернет-магазине, а можно зайти в библиотеку и в тихом библиотечном зале погрузиться в атмосферу жизни писателя-романтика и путешественника, писателя-труженика и первооткрывателя. В его книгах счастливо сочетается литературное мастерство красочного описания природы и воплощения характеров мужественных и благородных героев, верящих в идеалы человеческой дружбы. Татьяна КИРПИЧЕНКО |
|||
|