Рассказы о жизни и трудах великого миссионера
(Отрывок)
В Русской Америке
...Было это, друзья, двести лет назад. А до сих пор на Уналашке передают старинные предания о том, как когда-то прибыл сюда православный священник отец Иоанн. Был он высокого роста, крепкого сложения — настоящий русский богатырь! Всё умел делать своими руками: и печь сложить, и храм построить. Алеуты называли его «адак», что значит «отец»...
Но давайте вспомним жизнь батюшки на Уналашке по порядку. Он прибыл туда летом 1824 года. Оказалось, на острове нет домов. Сами алеуты жили в землянках, вырытых в земле, а сверху покрытых шкурами зверей.
— Не беда, — сказал отец Иоанн и поселился с семьей в такой же маленькой холодной землянке. — Пока поживем здесь, а потом я построю дом. И вас научу строить теплые русские избы, — пообещал он алеутам. — А сначала построим храм...
На другой день батюшка в сопровождении алеутских мальчишек пошел осматривать остров, на который привел его Бог.
— Это огнедышащая сопка, — показали ему ребята большой дымящийся вулкан. — Из нее идет вечный дым. Иногда она так гудит, что земля трясется.
— А дальше есть озеро, где живут усатые нерпы...
Конечно, Уналашка совсем не походила на родную Сибирь. Здесь редко светило солнце, зато часто дули студеные ветры и лежали густые туманы. Но он полюбил эту суровую землю, ее реки, горы и скалы, на которых гнездились шумные морские птицы. Одно огорчило батюшку: на острове не было ни одного деревца. Из-за ветров и морозов здесь никогда не росли леса.
Из чего же храм строить? И с кем его строить? Алеуты были простыми, добрыми и смелыми людьми. Их главное занятие — охота на морского зверя: моржей и тюленей. Но жили они еще будто в каменном веке. Все их орудия, даже ножи, были сделаны, как в древние времена, из камня и кости. Никаких строительных ремесел алеуты еще не знали.
С острова Ситха по просьбе батюшки прислали лес и другие материалы. Вскоре на берегу моря застучал топор, запела пила. Батюшка учил своих прихожан работать пилой, рубанком, делать кирпичи, класть камень. А потом торжественно заложили храм. Закипела работа, и за год батюшка с помощью прихожан выстроил чудесный храм во имя Вознесения Господня. Он сам сделал в нем престол, иконостас, купол и даже сложил печь.
Храм получился красивым, светлым и теплым. Как полюбили его алеуты! Только ударит колокол — они уже в храме. Просто, доступно рассказывал батюшка им о христианской вере, учил жить по Евангелию.
А алеуты понимали русский язык? — спросите вы. Нет, друзья, русский язык они не знали, но ведь батюшка говорил с ними по-алеутски. К тому времени он уже отлично выучил язык своих прихожан. Он всегда считал, что слово Божье нужно нести людям на их родном языке, только тогда они смогут понять его и принять всем сердцем.
ххх
Каждой весной батюшка садился в маленькую алеутскую байдарку — лодку, сделанную из кожи морских зверей, и выходил в открытое бурное море. Ведь кроме Уналашки в его приход входило много других островов, рассыпанных в холодном Беринговом море.
Огромные волны готовы были поглотить легкую лодку! Но, несмотря на опасность, батюшка бесстрашно пробирался от острова к острову. Даже отважные морские охотники, как называли алеутов, удивлялись его храбрости в этих походах. Когда батюшку спрашивали, что помогает ему сохранять мужество в самых опасных ситуациях, он говорил:
— Привычка быть в море, а главное — надежда на Бога, направляющего все пути человека.
Батюшка от всего сердца полюбил алеутов, и они отвечали ему такой же искренней любовью. Его знали и ждали в каждом селении. Едва завидев в море лодку священника, мальчишки радостно кричали:
— Адак плывет!
Все тотчас выходили на берег. Здесь же, на берегу, или в походной палатке батюшка совершал церковные службы, наставлял алеутов в вере, давал им духовные советы. Каждого человека он приводил ко Христу своей любовью, и жители островов скоро приняли христианскую веру.
ххх
Еще в первый год жизни на Уналашке батюшка открыл для детей школу, где сам был учителем. Это была необычная школа! Все учебники составлял сам батюшка, сам переписывал их от руки и раздавал ребятам.
Он видел, что дети и взрослые тянулись к знаниям. И решил перевести на алеутский язык Священные книги. Но у алеутов не было письменности! Когда-то первые просветители славян братья Кирилл и Мефодий создали для славян грамоту. Так поступил и батюшка — он создал алеутский алфавит, букварь, словарь и грамматику алеутского языка, а затем перевел на язык своих прихожан катехизис, Евангелие от Матфея, молитвы и другие тексты. Катехизис отпечатали в Петербурге, и вскоре на Алеутских островах многие знали грамоту.
А еще батюшка написал для своих прихожан замечательную книгу «Указание пути в Царство Небесное». Он рассказал в ней о трудном и светлом пути христианской жизни. Это был путь, освященный любовью к Богу и людям, которым он шел сам и вел за собой других.
Кроме миссионерских забот, было у него еще одно большое дело — батюшка писал научные труды. Он много путешествовал по островам, много знал и видел, и в своей главной научной книге «Записки об островах Уналашкинского отдела» описал жизнь алеутов, их историю, легенды, горы, вулканы, реки, моря... Эта книга и другие научные работы батюшки получили самые высокие оценки не только в России, но и за рубежом.
Люди передавали друг другу рассказы о добром и мудром священнике с Уналашки. Вскоре о его трудах узнали далеко за пределами Америки. Даже иностранцы писали о батюшке такие стихи:
В стране пустынной и суровой,
Бродя по тундрам и лесам,
Ты говорил слова Христовы
Непросвещенным алеутам.
Ты твердо шел путем из терний
В своих апостольских делах,
И засиял Свет Невечерний
На Алеутских островах.
А когда на Уналашку приходили русские корабли, то моряки, встречаясь с батюшкой, восхищенно говорили:
— Кажется, в мире нет дела, с которым бы вы не справились. И когда же вы, отец Иоанн, успеваете всё делать?
Но батюшка не любил хвалебных речей, оценивал свои труды скромно.
Десять лет прожил он среди алеутов и с Божьей помощью сделал для них так много, что это похоже на чудо.
А ведь у него еще была большая семья, шестеро детей... Первую зиму на Уналашке семья батюшки провела в холодной землянке, но уже через год он своими руками построил дом. Всю мебель, утварь, посуду и, конечно, часы батюшка тоже сам сделал. Рядом с домом он устроил метеостанцию с нужными приборами, которые тоже изготавливал сам.
Жил батюшка, как первые апостолы, трудом своих рук: плотничал, ловил рыбу, косил сено, выращивал картофель. Пригодился и его дар механика: музыкальные органы его работы охотно покупали католики-миссионеры в Калифорнии.
Батюшка тепло заботился и о своих прихожанах. Он открыл на Уналашке приют для девочек, больницу, научил алеутов строить избы, класть печи, возделывать огороды. В своем священнике алеутский народ встретил одного из тех светлых людей, что всегда помогали ближним.
В краю снегов и метелей
Особенно часто владыке Иннокентию приходилось плавать по морю. Его знали многие знаменитые моряки того времени и называли неустрашимым мореходом. На корабле владыка следил за работой судовых приборов и, как опытный механик, мог починить любой из них.
— А дай ему в управление корабль, из него бы вышел отличный капитан, — говорили моряки.
В своих апостольских странствиях по морям и океанам святитель Иннокентий перенес много штормов и даже кораблекрушение. Но при всех опасностях всегда сохранял мужество и теплую надежду на милость Божию.
...В феврале 1842 года на небольшом парусном судне епископ Иннокентий отправился по делам епархии на острова, лежащие возле Аляски. Все хорошо: тихое море, синее небе, ясное солнышко... Вдруг ночью все почувствовали на судне толчки. Что случилось? Владыка Иннокентий сказал:
— Похоже, что произошло землетрясение.
Вскоре начался шторм. Поднялся сильный ветер, на корабль налетали волны высотой с многоэтажный дом. Пассажиры спрятались в трюм и каюты, заколотили все люки. На палубе остались только команда, капитан и епископ.
Двадцать восемь дней и ночей корабль, как скорлупку, кидало по волнам. Давно закончились продукты, не было даже воды, тогда стали выжимать из парусов воду и пить ее. Многие от голода и жажды заболели. Казалось, нет никакой надежды на спасение...
Только епископ Иннокентий сохранял спокойствие духа, ободрял пассажиров и горячо молился Богу. Наконец шторм стал стихать, а к вечеру стал виден остров Еловый. Но капитан боялся перемены ветра и решил уйти в открытое море. Что тут стало! Матросы взбунтовались, закричали:
— Идем к берегу! Мы погибаем от голода!
Владыка Иннокентий тоже убеждал капитана идти к берегу.
— А если вы боитесь, — сказал он ему, — так я сам буду править судном.
Капитан послушал его и направил судно к острову. Не доходя до него, по настоянию епископа, стали палить из пушек и подняли морские знаки, давая знать, что пассажирам нужны вода и еда.
Когда причалили к берегу, все со слезами благодарили Камчатского епископа за то, что он своими распоряжениями спас их от гибели.
— Благодарить надо не меня, а Бога, Он нас спас, — отвечал владыка.
Долго еще говорили об этом случае в Русской Америке. Все приписывали спасение корабля только чуду.
ххх
А вскоре владыка Иннокентий снова сел на корабль и вышел в море. Теперь его путь лежал на Камчатку, в город Петропавловск.
Он прибыл туда в августе 1842 года. Какой чудесный был день! Над синим морем ласково светило солнце, кружили белокрылые чайки. Казалось, даже большие дымящиеся вулканы притихли и с любопытством смотрели на белый парусник, входящий в бухту.
Все жители города нарядно оделись и вышли встречать епископа. Ведь до этого на Камчатке еще никогда не видели архиерея, он прибыл сюда впервые. Какой он? Наверно, важный, суровый... А епископ Иннокентий оказался приветливым простым человеком, который очень не любил выставлять напоказ свои знания и заслуги.
А еще оказалось, что епископ Камчатский — замечательный столяр и плотник. Он даже путешествует по епархии со своим столярным инструментом. И это очень пригодилось! В городе был красивый собор, но из-за ветров он покосился. Владыка Иннокентий сам руководил ремонтом собора и, мастерски владея инструментом, делал многие работы.
Владыка Иннокентий совершал в храме литургии, вникал во все дела камчатских церквей, проверял местные школы. Однажды он спросил детей:
— Для чего человек родится?
И неожиданно сам же ответил на этот вопрос:
— Для того, чтобы быть полезным.
Это был девиз всей жизни самого святителя Иннокентия: быть полезным Церкви, Отечеству, людям.
Но вот пришла поздняя осень. Выпал снег. Епископ стал собираться в дорогу.
На чем же он теперь отправился в путь? Наверно, как и положено архиерею, в карете, запряженной шестеркой лошадей? Нет, друзья, в путь он отправился на... собачьих упряжках. Ведь на Камчатке не было дорог, зато кругом лежал глубокий снег, и ездить по нему можно было лишь в легких нартах, которые везли ездовые собаки.
Свыше пяти тысяч верст проехал епископ по Камчатке и Охотскому побережью. Здесь жили коренные народы Севера: коряки, камчадалы (ительмены), тунгусы (эвены). К ним и спешил епископ. Спешил за тем, чтобы принести людям, живущим в самых холодных землях, теплую христианскую веру.
Но каким трудным был путь! Бездорожье, морозы и метели, смертельные опасности на каждом шагу... Однажды путники подъехали к глубокому ущелью.
— Ну, теперь я вижу физиономию Камчатки! — улыбнулся владыка Иннокентий. — Как же тут быть?
Ему пришлось переодеться в кухлянку — одежду, сшитую из оленьих шкур. Проводники обвязали епископа ремнями и помогли ему спуститься на дно ущелья. Вот как описывал этот случай один из спутников епископа протоиерей П. Громов: «В этом, одном из глубочайших ущелий Камчатки, как сейчас вижу епископа Иннокентия, в темную зимнюю ночь сидящего в одеянии из оленьих кож на камне... Ни одному из русских иерархов не доводилось еще вносить свое благословение в подобные юдоли!»
Особенно трудным был путь по Охотскому побережью (сейчас это территория Магаданской области и Хабаровского края). Здесь, в ледяной пустыне, селения были редкими-редкими, они стояли за сотни верст друг от друга. В дороге епископ много дней и ночей провел под открытым небом, спал на снегу, питался сушеной рыбой — юколой. Но всё это он переносил терпеливо и мужественно.
Зато какой радостью были встречи с местными жителями! «Чем больше я узнаю людей Севера, тем больше люблю их», — говорил владыка. Он всегда замечал всё доброе в этих людях: их честность, скромность, гостеприимство...
В небольших бедных церквах или просто в чумах, занесенных снегом, епископ говорил им о Боге, о том, что жизнь требует от нас терпения, трудолюбия, умения помогать друг другу... И эти слова были понятны слушателям, ведь в самом епископе они видели воплощение любви и милосердия. Примером всей своей жизни он показывал людям путь ко Христу.
В разные годы владыка Иннокентий совершил четыре путешествия по Камчатке и Охотскому побережью. В каждом из них он преодолевал по суше и по морю до 20 тысяч верст, а сами путешествия длились по полтора года.
Татьяна ГЛАДКИХ