«Когда я держу в руках кисть, я живу»

Последний бой. Автопортрет с палитрой. Холст, масло. 116 х 84. 1994Николай Павлович Долбилкин, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный художник России, родился 22 мая 1923 года в старообрядческом селе Беловодье (ныне г. Риддер Республики Казахстан).

Первые уроки по изобразительному искусству Долбилкин получил в изостудии, учителем его был Франц Феликсович Иванчук. После окончания средней школы пошел работать на Сокольный рудник рабочим на подкидке руды. В марте 1941 года в клубе полиметаллистов состоялась первая персональная выставка юного художника, где были представлены его акварели и рисунки: пейзажные зарисовки, портреты.

Когда началась война с гитлеровской Германией, ушел добровольцем на фронт. Принимал участие в боях 1943–1945 годов за освобождение Украины, Бессарабии, Румынии, Болгарии, Венгрии. Чехословакии. На Западе закончил войну в Праге. На Востоке — в составе 6-й танковой армии участвовал в ликвидации Японско-Квантунской группировки в Китае. Из боевых наград у него: орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу» (три), «За боевые заслуги». «За победу над Германией». «За победу над Японией», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги» и ряд других послужных наград.

Беловодье. Рудный Алтай. Картон, масло. 80 х 50. 1989Демобилизовавшись в Порт-Артуре, в 1949 году поступил учиться в Московский институт прикладного и декоративного искусства на факультет монументально-декоративной живописи. Его педагогами были Дейнека, Соколов-Скаля, Шухмин и другие известные художники. После окончания трех курсов МИПиДИ, как кратко называли студенты свой институт, в связи с его закрытием по обвинению в формализме преподавания перевелся в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной тоже на факультет монументально-декоративной живописи. В 1955 защитил диплом с отличием и получил звание художника монументального и декоративного искусства. Вскоре был приглашен на работу в Комсомольск-на-Амуре, который местные жители с гордостью называли городом юности. Художнику поручили выполнить несколько мозаичных панно молодежной тематики в мемориальном зале Дома культуры судостроителей.

По сути, творческий путь Николая Павловича складывается из создания многочисленных произведений в разных жанрах, техниках и материалах и организации выставок. Только персональных выставок по произведениям художника за период его творчества состоялось более 22 в разных городах страны и за рубежом.

На Дальнем Востоке первую персональную выставку Н. П. Долбилкин организовал в Комсомольске-на-Амуре в 1959 году. На выставке демонстрировались портреты современников, этюды и композиции к будущим мозаичным работам. Уже в 1960-м на республиканской выставке «Монументалисты России» (г. Москва) экспонировались его мозаичные фрагменты композиций на тему «Молодость и борьба».

Глава общины староверов. Фрагмент картины «Первые поселенцы. Уход в камень». Холст, масло. 260 х 190. 1997В 1961 году Н. П. Долбилкин был принят в члены Союза художников СССР. В 1965-м в Доме культуры судостроителей Комсомольска-на-Амуре с привлечением широкой общественности города состоялось торжественное открытие завершенных им мозаичных панно. На открытии демонстрировался фильм «Песня моя — тебе, Комсомольск», посвященный творчеству художника.

По просьбе ректората Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной в 1966 году была развернута персональная выставка, которую можно считать отчетом художника за 10 лет творчества. Там были широко представлены живопись, графика, фрагменты композиций о героике молодежи, выполненные в мозаичной технике.

После переезда из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск выставочная деятельность его еще больше оживилась. Местом проведения выставок стали залы Дальневосточного художественного музея (1967, 1973), Союза художников Хабаровска, где в 1969 году была показана экспозиция «Мои современницы», повторенная в 1970 году, в Доме молодежи Комсомольска-на-Амуре. В 1975 году Николай Павлович выставлялся в Академгородке Новосибирска. В экспозиции насчитывалось свыше ста портретов. Выставка посвящалась Международному году женщины.

Художник Георгий Александрович Цивилев, первостроитель Комсомольска-на-Амуре. Бумага, масло. 84 х 60. 1956Н. П. Долбилкин был постоянным участником многих тематических союзных, республиканских, региональных выставок; никогда не игнорировал тематические краевые, городские выставки, однако всегда отдавал предпочтение персональным, поскольку именно они позволяли целостно представить творчество художника.

На встречах со зрителями Николай Павлович говорил, что жизнь для него — это работа. «Когда я держу в руках кисть, я живу!» Отсюда удивительная работоспособность. Но творчество — это не спортивное состязание, художник создает произведения не для художников, но для публики! От встреч со зрителями у него возникает жажда радости, его трогает реакция зрителей, ему важны оценка и восприятие его картин.

В 1980 году Николай Павлович длительное время находился на своей родине, в Рудном Алтае. Много написал пейзажных этюдов, портретов земляков. Итогом поездки стала выставка «Природа и люди Алтая», состоявшаяся в родной школе Риддера, где было представлено около ста живописных и графических работ. Несколько позднее, в 1986 году, в областном центре Рудного Алтая Усть-Каменогорске была организована персональная выставка «Рудный Алтай — колыбель художника», на которой демонстрировались 170 произведений живописи и графики разных лет. По окончании выставки художником в дар городу передано 120 живописно-графических работ, что заметно обогатило областной музей искусств.

Неоднократно персональные выставки проводились Долбилкиным в Доме офицеров Советской армии, историческом музее Дальневосточного военного округа (Хабаровск). Особенно представительной и эстетически значимой была выставка в 1994 году. Она носила название «Огненные годы». Особое место в ней заняли портретные циклы «Вдовы войны», «Беженцы войны», «Сестры милосердия». В 1995 году в залах Союза художников Хабаровска состоялась персональная выставка «С праздником Весны, милые женщины!».

Андрей Николаевич Боровец, племянник.  Картон, масло. 34 х2 4,5. 1983Заканчивается ХХ век, и художник спешит с коллекцией своих картин для выставки в Харбин. В 1996 году открытие выставки Николая Долбилкина под названием «Миропонимание в красках» состоялось в Харбинском зале городского Союза художников и каллиграфов. Демонстрировалось 32 произведения живописи маслом: портреты, пейзажи, натюрморты. Китайская общественность, художники встретили выставку хорошо. Долбилкину удалось найти понимание с китайским зрителем, показать традиции подлинно русской живописи.

Одним из значимых событий позднего периода его творческой биографии стала персональная выставка, посвященная 80-летию художника. Она открылась в залах Дальневосточного художественного музея под названием «Моя эпоха в портретах». Более 140 портретов и других работ, представленных на выставке, подарены художником Музею истории города Хабаровска. На выставке происходили встречи с самыми разными людьми — ветеранами, студентами, учащимися детских художественных школ. Почти одновременно на родине художника, в областном центре Рудного Алтая Усть-Каменогорске, демонстрировалась его выставка «Алтай — колыбель моя» из коллекции, подаренной им прежде. Земляки не забывают художника, посвящают ему статьи в местной прессе, присылают альбомы и видеокассеты с родными пейзажами.

Портрет матери. Антонина Николаевна Афанасьева.  Бумага, пастель. 56 х 45. 1948В музее истории города Хабаровска на фоне организованной выставки произошло знаменательное событие в творческой жизни художника — презентация его книги «Моя эпоха в портретах», вышедшей в издательском доме «Приамурские ведомости» (2004) при помощи генерального директора издательства Валерия Смирнова и при поддержке мэра Хабаровска Александра Соколова.

В своем художественном творчестве Долбилкин работал в различных жанрах и с разными материалами. В процессе полувековой работы на ниве изобразительного искусства он создал целую серию монументально-декоративных произведений в архитектуре. Еще в студенчестве его привлекала идея синтеза искусств. Создание эстетической среды проживания человека особенно волновало художественную интеллигенцию в 60-е годы ХХ века. В Москве на эту тему организовывались конференции с участием художников различных школ и направлений. Читались лекции, доклады, давались рекомендации, намечались широкие перспективы в формировании стиля эпохи, где человек чувствовал бы радость бытия и гармонию с окружающей средой. К сожалению, в реальной практике художники могли находить решение синтеза искусств только в отдельных архитектурных объектах.

Народная мастерица Катерина Оберталина-Дятала.  Бумага, пастель. 64 х 48. 1991Николаю Павловичу удалось создать ряд произведений не в угоду штампу или прихоти заказчика, а реализуя свое понимание синтеза искусств. Так были созданы мозаичные росписи «Молодость и борьба» в Доме культуры судостроителей Комсомольска-на-Амуре, посвященные истории молодежи 1920–1950-х годов. В 1976-м в Советской Гавани на фасаде городской библиотеки выполнена мозаика, получившая название «Просвещение». Она занимает площадь 53 квадратных метра.

Не в меньшей степени художника привлекает техника рельефа с мозаикой, в которой также создан ряд произведений: фасад фабрики нетканых материалов в Хабаровске под названием «Труд» (1970-е годы), крупномасштабная работа на тему «Наука» на фасаде здания Политехнического института в Комсомольске-на-Амуре (1980), фасады индустриального техникума в Хабаровске под названием «Учитесь, дерзайте, изобретайте» (1990-е). Мозаичные панно на тему «Космос» украшают фасады зданий детского профилактория авиаторов в поселке Переяславка Хабаровского края. На родине художника в Рудном Алтае выполнена крупномасштабная мозаика «Ландшафты Алтая» площадью 240 квадратных метров, украшающая профилакторий горнообогатительного комбината Риддера.

Зарубежная пресса отмечает самобытность русской традиции в творчестве художника. Много откликов в периодической печати Китая вызвала экспонировавшаяся в Харбине выставка «Миропонимание в красках» (1996).

Высочайшее душевное напряжение, выстраданное художником в годы войны, развило в нем способность видеть человека изнутри. Глубинное видение позволяло ему понять глобальный феномен страдания человека и выразить изобразительными средствами как реквием хрупкости жизни, этого тонкого слоя между бездной космоса и твердью земной.

Сергей КРАСНОШТАНОВ