Крылья ангелов

Внутреннее пространство-3. Из серии «Ангеломания». 2008.  Бумага, смешанная техника. 70 х 55В мастерской художника на окне висит светлая штора, смягчая яркий солнечный свет. Она кажется совершенно прозрачной, но в сумерках ткань начинает «оживать» и на ее поверхности постепенно проявляется старинная рельефная карта с изображением исторического центра Венеции, с причудливой паутиной каналов и узких, почти в размах рук, переулков, уютных площадей, окруженных невысокими палаццо, украшенных открытыми галереями остроконечных готических арок и фигурами львов. Неожиданный, почти фотографический эффект «проявления» города — жемчужины Адриатики, в чем-то близок раскрытию зрителем графических произведений самого владельца мастерской Андрея Тена.

На протяжении многих лет Андреем Михайловичем создается и населяется необычный, не всегда поддающийся расшифровке художественный мир, отмеченный высокой профессиональной культурой. Маленькая, придуманная вселенная постепенно разрастается, здесь даже время течет по своим законам, и художник при желании может его остановить на несколько мгновений. Ее обитатели — обаятельные гномы, мудрые коты, чем-то напоминающие ожившие игрушки, и странствующие музыканты, иногда наделенные чертами знакомых и близких людей. Фигуры персонажей высвечиваются легкими тональными акцентами, словно выходят из какого-то отрешенного от современности пространства. Обычно они заняты своими творческими делами, иногда погружены в глубокую задумчивость. В графических листах Тена часто звучит музыка. Крылатые музыканты, с прикрытыми веками, с упоением и без устали наигрывают дивные мелодии, порой пикируя прямо на зрителя, или, наполнившись звуками, с наслаждением парят в воздухе, а пухлые коты-трубачи уморительно надувают усатые морды («Trumpeter» 2008; «Полет» 2008; «Трубадуры» 2008). Художник на протяжении многих лет возвращается к своим героям, импровизируя и находя каждый раз новые оттенки и приметы реальности своего фантазийного мира.

Полет ангелов. Из серии «Ангеломания». 2008. Бумага, смешанная техника. 55 х 70Постепенно, в течение ряда лет, рождалась и развивалась театральная тема мастера. Ее истоки связаны с работой автора в театре, а любимыми героями художника стали классические образы Арлекина и Пьеро. Иногда они глубоко задумчивы, словно отдыхают за кулисами невидимого театра от только что произнесенных сценических слов и исполненных реприз. И тогда Арлекин и Пьеро предстают перед нами не забавными комедийными героями, а просто уставшими людьми.

Графические листы «Венецианского цикла» возникли под сильным впечатлением от творческой поездки в 2007 году в Венецию (Серия «Венеция» 2008: «Пульчинелла»). В серии нашлось место узнаваемой декорации — характерному силуэту исторического центра города, окутанного легким туманом, и прекрасной даме, грезящей о далеком прошлом и веселых карнавалах, шумящих на щербатых плитах Пьяцетты («Венецианка»).

Одиночество. 2009. Бумага, смешанная техника. 70 х 50Ангелы Тена легки, напоминая силуэты готических фигур и одновременно птиц, удлиненными пропорциями своих остроконечных крыльев, стремительно улетают в дали небесные (Серия «Ангеломания» 2008: «Два ангела», «Внутреннее пространство 1»; «Внутреннее пространство 2»). Иногда желая встречи, они стремительно летят навстречу друг другу с закрытыми глазами, безошибочно ориентируясь в пространстве, доверяя взору внутреннему. В многофигурных композициях их невесомые тела образуют микрогруппы или синхронно проделывают в воздухе немыслимые пируэты. В графике мастера переданы разные оттенки настроений. Вот катится тележка с маленьким, трогательно задумчивым гномиком, из которой вырастает и ветвится безлистное деревце его недетской печали («Одиночество», 2009). Графические листы художника располагают к созерцательности и размышлению. Все в них словно патинировано временем и дышит склонностью к неожиданным превращениям. Границы созданного рукодельного мира зыбки и расплывчаты, смыкаясь в душе зрителя с миром реальным, они видимое превращают в невидимое, затрагивая что-то глубоко личное в душе.

Венецианка (Коломбина). 2008. Бумага, смешанная техника. 65 х 85Станковая графика А. Тена разворачивается в великолепных, технично исполненных листах, тактично напоминая нам о источниках классического искусства, давно минувших «концертах» и «галантных праздниках» XVI–XVIII веков. Поэтические повторы в развернутых сериях, как ведущая музыкальная тема, приглашающая к путешествию в притягательный мир мифа или карнавала. Достоинство листов Андрея Тена — концентрированность авторского художественного решения, где все к месту, нет лишних слов и ненужных пересказов, а полускрытые метафоры дают ощущение реальности происходящего. Главный художественный прием — фон, только подчеркивающий положение героя в пространстве открытой связи с миром и фантазии. Художник не стремится к выстраиванию строгих исторических декораций, всегда экономно отбирая детали и избегая банальности. Намеками обозначенная плоскость выдвигает фигуру героя на первый план, пластичные штрихи усиливают объем, создавая в то же время эффект некоторой отстраненности. Образы укрупнены, иногда предельно приближены к нам, словно рядом с нами и одновременно где-то далеко, увлекая нас в иное временное измерение. Их глаза, полуприкрытые тонкими веками, созерцают нечто невидимое и недоступное нам. В небольших камерных композициях размером в ладонь художник наоборот придумывает много занимательных деталей, стремясь также к достижению интересных фактурных эффектов. Здесь он работает как миниатюрист, подробно и искусно прорабатывая каждую мелочь, заставляя зрителя с пристальным интересом и наслаждением вглядываться в композицию. Рожденные Андреем Теном герои настолько узнаваемы на выставках и в печатной продукции, что с первого взгляда на них сразу же вспоминается фамилия создателя.

Полет. 2008. Бумага, смешанная техника. 65 х 85Художник разработал собственную трудоемкую авторскую технику, применяя для создания своих композиций бумагу, предназначенную для дизайнерских работ, экспериментируя также над ее самостоятельным изготовлением. Исполнению листа в материале предшествует специальная фактурная подготовка бумаги, задается ее колорит, часто чуть теплый, обычно не заполненный деталями, так как главное в листе — изображенные герои. Красочность палитры мало интересует Тена. Он сосредоточивается на тонированной бумаге, тональных нюансах, пластичности линий, форме изображаемого, обретения равновесия и выразительности в композиции. Поэтому когда смотришь композиции Андрея Тена, невольно возникает ощущение, словно перед тобой хрупкие листы in folio, большого старинного непереплетенного фолианта с теплым цветом давно состарившейся бумаги.

Творчество Андрея Тена разносторонне. Он автор театральных афиш, оформления каталогов и книг. Всегда корректно применяя шрифты, художник создает гармоничные композиции, в основе которых строгий, чаще всего классический в своей основе замысел. В прикладной графике (календари, пригласительные билеты и т. д.) Тен остроумен и изобретателен в поиске конструкции, часто использует элементы комбинаторики, и это делает интересной каждую встречу с его новой работой. В названных областях он мастер изобретательный, остроумный и также всегда узнаваемый, хотя здесь его творчество неотделимо от технологии издательского производства.

Танцующий Пьеро. 2009. Бумага, смешанная техника. 70 х 50В графике Андрея Тена реальность прочно переплетена с неистощимой творческой фантазией, иронией и выраженным интеллектуальным началом. Главное — это не схематизированный материал «под старину». Трогательные маленькие герои, некоторые с многовековыми родословными на мировом древе искусства, неторопливо и уверенно уводят зрителя, да просто улетают с ним в нескончаемый лабиринт смыслов и аллюзий. Мир художника устойчив и мудр, живет по законам музыкальной гармонии, показывая ценность и необходимость уединения и созерцательности для каждого человека. Мастер подводит нас к осознанию возможности различных способов творческого выражения вечных мыслей и тем в искусстве. Композиции Андрея Тена нельзя изъять из пространства современной культуры, так как они не по ту сторону нашего, по-своему странного и не менее парадоксального времени. Они по другую сторону визуально грубой одномерности массовой культуры.

Виктория ШИШКИНА


Андрей ТенТен Андрей Михайлович в 1986 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. В 1989 году работал в издательстве детской и юношеской литературы «Амур». С 1990 года сотрудничает с Белым театром, где оформил спектакли «Урок» (Э. Ионеско), «Сто иен за услугу» (Б. Минору), «Пейзаж» (Г. Пинтер), «Контрабас» (П. Зюскинд), «Счастливые дни» (С. Беккет) и др. С 1997 по 2000 год работал в ООО «Детская полиграфия».

Андрей Тен постоянный участник художественных выставок различного уровня в России и за рубежом. В 1998 году на Восьмом Московском международном фестивале рекламы занял первое место в номинации «И стиль, и имидж, и печать» за цикл работ «Мультиграфика». С 2000 года член Союза художников России. В 2008 году был удостоен диплома лауреата краевого конкурса в области литературы и искусства.

В настоящее время Андрей Тен — доцент кафедры дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета.