Федор Фартусов — народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, легенда Дальневосточной студии кинохроники. И еще кинооператор от Бога. Так о нем говорили. Федор Алексеевич Фартусов родился 28 января 1926 года в Москве и вырос на старой московской улице близ бывшего театра Корша. Его семья сугубо городская, даже богемная: отец — художник, мать — пианистка. Прадед по материнской линии немец Евгений Кюндигер был учителем П. И. Чайковского, прабабушка Зинаида Арманд, француженка — родная сестра Инессы Арманд, близкой подруги вождя российского пролетариата В. И. Ленина. Миллионы капиталистов Арманд, имевших ткацкие фабрики в Подмосковье, снабжали Ленина и партию большевиков и, быть может, в какой-то степени помогли совершить Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Родственники по отцовской линии — Фартусовы — все художники. Издревле расписывали церкви, писали иконы. Прадед Виктор Дормидонтович Фартусов был академиком живописи, реставратором росписи в церквах, реставрировал Благовещенский собор в Москве, Новопокровский собор в Брянске, где, помимо многих других, 1 ноября 1897 года были освящены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика Фартусова. Мать, урожденная Кюндигер Елена Евгеньевна, была актрисой и пианисткой. Отец, Фартусов Алексей Викторович, окончивший Суриковское художественное училище с Большой золотой медалью, — художником. Творческий путь их сына Федора Фартусова был предопределен: в 12 лет он получил в подарок фотоаппарат, а дом, где он родился и жил, располагался на Петровке, недалеко от Центральной студии кинохроники. Операторское мастерство Федора Фартусова имеет свою любопытную гносеологию. Окончив экстерном среднюю школу А потом — фронт. Рукой Федора Алексеевича в анкете из личного дела сделана запись: «В сентябре 1944 года был призван рядовым 524 отдельного батальона связи Белорусского фронта, войну закончил рядовым 335 корпусной артиллерийской бригады в Северной группе Вернувшись в 1950 году в Москву, он стал помощником оператора на ЦСДФ. Здесь, на Центральной студии документальных фильмов, учился у прославленных мастеров советского документального кино: Романа Кармена, Бориса Небылицкого, Федора Киселева, Владислава Микоши. Тогда-то он и придумал свой знаменитый трансфокатор, с которым его приглашали на другие студии для съемок документальных и игровых картин. Например, в 1953 году Фартусов даже выезжал с киногруппой ЦСДФ за границу, в Румынию, на съемки документального фильма «Румыния». А за свое изобретение он получил прозвище «Трансфокартусов». И действительно, камера для Федора Алексеевича стала другом с первого дня работы. Она была послушна не только движению его мысли, но и всей палитре чувств. Многие кинокритики писали, что «в этом — сила Фартусова. Он очень наблюдателен в жанровых, репортажных съемках. Есть у него вкус и к детали, которая сразу рождает образ, создает атмосферу события, ...опыт документалиста у Фартусова подчинен чаще не логическому, а эмоциональному началу». В 1956 году, работая на Бакинской киностудии, Федор Фартусов как оператор снимал фильм вместе с режиссером Атамалибековым, дипломником ВГИКа «Баку — город ветров», принятую «на отлично». Именно тогда, наверняка поддавшись очередному порыву, а может, и далекой юношеской мечте увидеть рубежи родины, край света, океан, наслушавшись рассказов о Дальнем Востоке, с семьей приехал в этот суровый край. В его личном деле, которое хранится в личном архивном фонде Госархива Хабаровского края, есть выписка «из приказа по ДВ студии кинохроники от 1 августа 1956 года за № 127: Фартусова Федора Алексеевича — асс. кинооператора на основании приказа по Министерству культуры СССР зачислить на работу в студию в качестве исполняющего обязанности кинооператора III категории с окладом 980 руб. в месяц». Вначале он жил в гостинице в Благовещенске, по полгода был в командировках, но всегда с семьей. Видимо, ему было важно, что жена Сталина Ивановна рядом. Она вспоминала, что отличительная черта Фартусова — одержимость в работе, большая ответственность и скрытность. Чтобы не тревожить близких, он всегда сам решал все проблемы. Приказом от 31 декабря 1957 года Фартусов был назначен начальником Сахалинского корреспондентского пункта с 1 января 1958 года. Жил на Сахалине, в который влюбился, и впоследствии неоднократно туда возвращался. На Дальневосточной студии кинохроники он сформировался как кинематографист, здесь познал радость самостоятельной работы, обзавелся друзьями, в основном «киношными», т. е. теми, которых снимал в своих кинокартинах. ©За сухими строчками творческой характеристики, написанной в 1958 году, уже угадывается мастер: «... за 3 месяца в 1957 году и за 6 месяцев в 1958 году Фартусов снял для союзных киножурналов 13 сюжетов. Из них особенно примечательны своим хроникерским мастерством и репортажностью следующие: „Доктор Крайнева“ — в „Новостях дня“ — сюжет о работе врача на Камчатке, „Снежный буран“ — отличный репортаж необычайного по силе снежного бурана в Южно-Сахалинске, помещен в „Новостях дня“, один из лучших сюжетов, премированных в апреле, „Прыжки с трамплина“ — интересный спортивный сюжет о природном трамплине, образуемом одной из сопок Сахалина, и знакомящий с характером природы, пейзажа южной части Сахалина, и другие. Его творческая карточка содержит сведения об участии в съемках различных картин и киножурналов, и, конечно же, прекрасных панорамных документальных фильмов. Вот только некоторые названия: „Есть в океане земля“, „Внуки шкипера Гека“, „Провокация на Уссури“, „Здесь Отчизна моя“, „Океан — судьба моя“, „Мы строим БАМ“, „Морские офицеры“, „На берегах Биры и Биджана“, „Я люблю эту землю“, „8 000 метров под водой“, „Я — водитель“, „Мы защищаем природу“ и др. Вначале он работал только как оператор, затем — как автор-оператор, позже — как режиссер-оператор и автор фильмов, сам писал сценарии с удовольствием и в своих фильмах читал свои тексты. Все работы характеризуют Фартусова как зрелого оператора-журналиста, в полной мере владеющего операторским мастерством. Каждый сюжет носит авторский характер, начиная от самостоятельных поисков и разработки темы и заканчивая творческим решением. В съемках виден сложившийся операторский почерк, основные черты которого характеризуются выразительным показом человека и живым восприятием природы. Помимо всего он хорошо владеет кинематографическим языком, искусством сюжетного построения — кинорассказа». Каждый предмет люди видят по-разному. Для одних Дальний Восток — те же автобусы и киоски «Союзпечати», что и в любом другом месте нашей страны. Таким людям особенно важно увидеть картины Фартусова. А другие видят в этом романтику, ведь люди-то живут здесь более напряженно и исполняют свою работу, несмотря ни на какие трудности. Фильмы Фартусова особенно дороги тем, кто вместе с документалистами восхищается удивительными просторами края, безбрежностью океана, непокорностью природы. Камера Фартусова бывает особенно поэтичной, когда в ее объективе природа Дальнего Востока. Художественный вкус, ясность, прозрачность кадра рождают на экране незабываемые пейзажи. Панорамы отснятых материалов принадлежат к прекрасным образцам цветовых решений в кинематографе. Цвет у Фартусова становится главным выразительным средством. Технические возможности оптики и пленки приумножаются трепетным, влюбленным отношением Фартусова к пейзажу родной земли, которую он не просто снимает, а как бы заботливо и нежно демонстрирует во всем ее очаровании. Здесь Фартусов предстает как отличный оператор. Природа Дальнего Востока выступает в его фильмах одним из главных героев, она мыслится, понимается им шире, чем просто ландшафт, она для него — символ родной земли, которую нельзя не любить. Очень любил снимать природу, особенно дальневосточную, считая ее удивительной. Федор Алексеевич говорил, что «человек может со временем меняться, а природа — нет, она всегда величава и вечна». А вот его отзывы из очерка о жизни кинодокументалиста, напечатанного в 1992 году в газете «Тихоокеанская звезда», о волшебстве кино: «Кино обладает поразительным свойством, оно как бы приобщает людей к себе. Смотрит человек на наш прекрасный мир, привыкает к нему, а вот глянет на него хоть раз через визир съемочной камеры и обязательно скажет — вот здорово, как красиво-то!» А вот высказывания кинокритиков о Федоре Алексеевиче в журналах «Советский экран»: «Для режиссера-документалиста Фартусова проблема выбора героя — первая проблема. Герой должен стать содержанием и смыслом картины. Портреты героев его фильмов выписаны сочными красками, соответствующими характерам образов. Внутреннюю значимость, духовную красоту, нравственное богатство разглядит глаз и почувствует сердце художника в самом неприметном на первый взгляд человеке». И действительно, своих героев Федор Алексеевич выбирал как раз из романтиков. «Его герои неотделимы от времени и места действия. Трудно себе представить картину Фартусова, герой которой оказался бы рассудочен и педантичен. Такой герой не совместился бы с тканью картины. И еще — герои режиссера-дальневосточника так или иначе накрепко связаны с этой землей характером, масштабом». Фартусов был не только «поцелованный Богом» режиссер и оператор, но еще и очень верный друг. А дружил он и с поэтами, и с художниками, и с капитанами кораблей, о которых снимал фильмы, с начальником Находкинского порта Юрием Островским, с людьми разных профессий. Друзья посвящали ему шуточные стихи. Например, после присуждения Государственной премии имени братьев Васильевых в области киноискусства в 1972 году за создание документальных фильмов «Рыбачка», «Здесь Отчизна моя», «Океан — судьба моя» главные герои его фильма «Здесь Отчизна моя» посвятили ему такие строки: Юрий Иванович Островский — начальник порта Находка: Тебя приветствуют все капитаны, Александр Реутов — по профессии плотник-бетонщик, а по жизни художник и поэт: Планета — воз, мы — на возу, ...Ты знаешь, я в музей все сбираю, Фартусов говорил о людях своей профессии так: «В основе документального кино лежит летопись, документалисты показывают и отражают время и людей, они —летописцы». И философ Фартусов писал историю Дальнего Востока. За время, прожитое на Дальнем Востоке, Федором Алексеевичем создана целая галерея портретов дальневосточников — людей сложных, трудоемких и благородных профессий: моряков, рыбаков, геологов, нефтяников, сельских тружеников, ученых. До конца дней проработал Федор Алексеевич Фартусов на Дальневосточной студии кинохроники режиссером и оператором высших категорий, и при этом еще успевал заниматься общественной работой. На II и III съездах Союза кинематографистов он избирался членом ревизионной комиссии правления Союза кинематографистов, а на IV съезде — членом правления Союза кинематографистов. Фартусов являлся уполномоченным правления Союза кинематографистов по Дальнему Востоку. Он действительно внес достойный вклад в развитие отечественного кинодокументального искусства. За 38 лет трудовой творческой деятельности Федора Алексеевича многие его фильмы демонстрировались на различных фестивалях в СССР, включая международные в Бухаресте (Румыния) и Оберхаузене (Западная Германия). Награжден Федор Алексеевич был неоднократно. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1969 года Ф. А. Фартусову присвоено почетное звание «Заслуженный артист», Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1981 года — звание «Народный артист». За свой многолетний труд на студии кинохроники Ф. А. Фартусов многократно отмечался грамотами Госкино СССР и РСФСР за активное участие своими фильмами в кинофестивалях как в СССР, так и за рубежом награжден орденом «Знак Почета» и премией Хабаровского комсомола в области литературы и искусства за создание цикла фильмов, посвященных строителям БАМа в 1978 году, а также медалями «За победу над Германией», «30 лет Советской армии». В апреле 1991 года Фартусов Федор Алексеевич ушел на пенсию, но разве мог этот неугомонный человек сидеть без дела? Снова работа, съемки... Из списочного состава Дальневосточной ордена «Знак Почета» студии кинохроники Федор Алексеевич исключен приказом от 21 ноября 1994 года. В связи со смертью. Любовь КРИВЧЕНКО |
|||
|