Абстракция как жизнь

Самое поразительное в этом мире это то,
что он еще и познается при этом.
Альберт Эйнштейн

Вера Карпова. Зарождение музыки из хаосаНа выставке «Абстракция как жизнь», которая состоялась в галерее современного искусства «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре), было представлено более 80 живописных и графических работ художников Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Биробиджана, Находки, а также Германии и Японии.

В изобразительном искусстве до сих пор абстрактное направление представляется загадочным и дискуссионным для понимания. В 2008 году мировое сообщество широко отмечало 100 лет Абстракции как высшей формуле художественно-интеллектуального мышления человека. Современное изобразительное искусство является наследником авангардных традиций рубежа XIX–XX веков. Та эпоха характерна обращением человека к своему внутреннему эмоциональному миру, его влиянию на взаимоотношения, желанием расширять пространство своего познания. Самое ценное, что наследовало искусство — свободу поиска соответствия пластических средств личному эмоциональному видению. Это то уникальное образное представление, где мысль выходит за границы логики видимого.

Борис Косвинцев. АфродитаХудожник, существуя одновременно и в пространстве интеллектуального сознания, и в тайнах внутренних эмоциональных импульсов, и в мире чувственного восприятия мира, соединяет все в единый художественный смысл. Но это художественное исследование изначально отталкивается от некой идеи, когда впечатление становится истоком создания эстетического Со-Бытия. Очертания пейзажных видов, промелькнувшее крыло бабочки, звуки поющего в ночи сверчка, изысканный утомленный абрис праздничного букета, раскиданные созвездия ночного неба, поэтическая строка — буквально любое соприкосновение с реальным миром порождает стихию чувств, с вдохновением путешествующую в лабиринтах чувственных образов, чтобы в них обрести самодостаточную другую реальность во взаимодействии цветоформ. Человек здесь сам решает свою степень вхождения в мир Красоты, данный вне воли человека как потенциальная возможность развития духовности.

Юрий Башан. Сикачи-АлянЭтот увлекательный процесс точно выражает одно из названий абстрактной композиции Веры Карповой (Комсомольск-на-Амуре) «Зарождение музыки из хаоса». Небольшая работа 15×15 вместила не количество ярких цветовых звучаний полимерной пленки, а приведенный в равновесие динамичный образ Космоса цветового устремления в единую неизвестную, но притягивающую потенциалом открытия точку. Абстракция предполагает освобождение от формы, но еще более сложной является задача найти верный цветовой тон чувствования идеи. Главное в этом напряженном процессе — внутреннее ощущение гармонии и дисгармонии, опирающееся на знание изобразительных основ, которое должно буквально раствориться в глубинах подсознания. Сознание или нечто другое подчинено импульсам эмоционально-чувственного осязания энергии извне. Более всего в поисках слов хочется подчеркнуть громадный, но увлекательный труд художника-абстракциониста. По сути, он помогает зрителю развить рецепторы чувственного мира, раскрыть неисчерпаемо богатый земной мир красоты, рожденный взаимодействием с энергиями Вселенной: Солнце, Луна, другие объекты — все пульсирует, отражаясь друг в друге. А мысль не энергия ли Вселенной? Абстракция погружает человека в его ассоциативные интеллектуально-чувственные способности. Абстракция — это и космос физической Вселенной, и космос нашего чувствования. На выставке часть произведений представляли грань двух миров: абстракции и реалистического подхода, но интерес, оригинальность в использовании художественных приемов абстрактного импровизированного характера помогает приблизиться к пониманию абстракции. Пожалуй, своеобразным символом художественного поиска в абстрактном направлении может служить живописная картина «Афродита» Бориса Косвинцева (Биробиджан). Из хаоса живописных поливов краски постепенно образуется торс, лик прекрасной девы, а волосы или стихия вокруг, стекающие назад, к морской пучине, вновь возвращают взгляд к началу зарождения смысла — и трудно оторваться от ясной, на первый взгляд, идеи, но как объемно представлена, по сути, историческая мифологема поиска человеческой мыслью истока рождения красоты.

Рейнхард Шульц. ОсвобождениеАбстрагирование в искусстве имеет колоссальное значение для специфики самого понятия художественности. Художественность обращена к эмоциональному восприятию и непосредственно проникает в тот душевный поток, когда человек невольно переживает нечто необычное, отличное от бытового уровня. Отрываясь от предметной формы, художник в абстракции стремится этому нечто найти соответствие. Так Юрий Башан (Хабаровск) в серии «Сикачи-Алян», используя схематичность, изобразительную условность наподобие древних пещерных росписей и акцентируя контрастами локального цвета с экспрессией черно-белых штрихов, создает впечатление напряженности от временной недоступности этого древнего комплекса, подчеркивая драматургическую основу понятия «ритуальность». В самом подходе с поисками различных композиционных приемов чувствуется временная протяженность работы над серией. В графической работе Р. Шульца (Германия) тот же контраст широких черных мазков с солнечным абрисом выполнен в импровизационной манере и создает, наоборот, эффект легкого романтического настроения.

Анатолий Нежинский. КамниИнтересно сопоставить работы разных художников, где в различных смысловых вариациях присутствует ночной мотив. В абстракции для выразительности смысла играет значительную роль композиция цветовых полей. Сине-фиолетовое пространство ночи как будто распахнуто навстречу зрителю отраженными друг в друге красно-оранжевыми озерцами, лирика цвета подчеркнута бархатистой фактурой восковой пастели. Верх — небесное светило, земля — отражение в воде заката определены различием цветового напряжения, но все же в композиции нет формы, а есть бескрайние глубины космического пространства как единого целого. Такое чувствование вообще характерно для художника Ильи Лиханова (с. Сикачи-Алян). В композиции «Камни. Амурский берег» Анатолия Нежинского (Хабаровск) присутствует другой эффект. Из синего фона выступают темные цветовые замесы сиренево-, фиолетово-синего фона, из-за них как будто еще выплывают волнообразные массы более напряженного синего тона, и это едва уловимое перемещение неизвестного сущего позволяет размышлять о реальной и живой субстанции природных явлений, их мощи. Удивляешься настойчивости автора выявить те тончайшие тоновые переходы, которые на внутренне визуальном уровне осязаются движением. «Большой корабль на рейде» Сергея Беломыцына (Хабаровск) — поэтическое название соответствует композиции с оригинальными цветовыми решениями, где розовый цвет является камертоном музыкальной сюиты ритмов стилизованных масс, характерных для амурского пейзажа. Притягивают взгляд и увлекают внутрь в композиционное поле, полное скрытого смысла переливами монохромных серо-жемчужных и голубоватых тонов, батики Надежды Хрустовой (Хабаровск). Они отрывают зрителя от уютного мира наивных представлений, что море голубое, трава зеленая, и открывают мир еле уловимого тонального перешептывания разнотравья, листьев, набегающих волн.

Илья Лиханов. ЗакатВ вышеперечисленных работах, находящихся на стыке двух реальностей, в разной степени обобщение и условность показывают разнообразие абстрагирования как концентрацию впечатления и размышления о свойствах натуры. Например, тревожный городской мотив в графической монохромной работе «Свет и надежда» Ваканы Ямаучи (Японии) рассечен беспросветными оттенками черного и прорывающимся световым потоком белого листа. Живописная композиция «Вечерний город» Александра Александровича Зибаровского (Комсомольск-на-Амуре), построенная на сочетании черного с цветовыми всполохами, наоборот, позволяет почувствовать лирику сумерек — своего рода театральная декорация к прелюдии чувств. У Антона Вольгушева, Александра Лепетухина (Хабаровск) абстрактные композиции наполнены и лабиринтами земных дорог, и космическим содержанием: окружности, геометрия куда-то ведущих линий, спутники, росчерки таящих следов в пространстве космоса подчинены законам гравитации, притяжения неизвестного, образуя динамические комбинации как формулы взаимодействия всего сущего во Вселенной.

Сергей Беломыцын. Большой корабль Абстракция — это всегда вызов для художника, который в поиске безусловной эстетической формулы стремится уловить музыку цвета, а зритель проникнется этой интонацией, эмоциональное проживание смысла наполнит его уже другой, обогащенной его личностными аккордами. Можно ли в таком случае назвать такие композиции формальными, если зритель по неведомым ему законам, затаив дыхание, созерцает картины? Это и есть высший смыл искусства. Такие композиции полностью отстранены от формы и подчинены идее цветового соотношения эмоциональной субъективности личности. Они воздействуют непосредственно на эмоциональные глубины подсознания. В живописной экспрессивной абстракции Миямото Цутому «Памяти Дмитрия Гутова» взрыв красного в интенсивном замесе черного символически отражает печаль японского художника от прощания с русским художником, мощный по воздействию характер монументального творчества друга-художника.

Надежда ХрустоваАбстракцию как импровизацию души невозможно повторить. Процесс создания иносказателен, названия также, как штрих, вырываются из памяти личного опыта и становятся краткой ступенью на пути к уже зрительской импровизации мысли: Игорь Грабовский (Комсомольск-на-Амуре) «Сумерки», «Дождливый день», триптих «Рай», Р. Шульц (Германия) «Освобождение», Михаил Гусельников (Хабаровск) «Лесная фея» — поэтика этих живописных формул выразительна почти монохромной краткостью, здесь художественное средство одновременно является и целью. Поэтому, если спросить художника, о чем его абстрактная картина, скорее всего, он промолчит или будет говорить просто о жизни, о чувствах людей, отражающихся друг в друге. Любое пятно в абстракции капризно, как летящее мгновение, соединяющее отпечатки прошлого и через настоящее устремленное в будущее. Природа творчества в абстракции — это Метафора ирреальной творящей Вселенной, где свет одновременно тьма неизвестного, где дух и форма неотделимы, где энергия более высокого порядка, где в восприятии самосозидающего смысла, пожалуй, достаточно остановиться — сделать паузу. Абстракция та сфера, в которой есть попытка в глубь внутреннего освобождения и возможность пробиться ростку зарождающейся мысли «через тернии к звездам».

«Искусство не в воспроизведении видимого, а в том, чтобы сделать видимым». (Пауль Клее).

Ольга ПРИВАЛОВА