Какую прелестную вещь вы играете!.. Можно подумать, что Шопен писал ее на Майорке, когда море стонало вокруг его виллы и соленые брызги летели в окна. Фортепианный концерт «Дневники Шопена», который в сезоне 2010/2011 года на сцене Большого зала исполнял солист краевой филармонии Владимир Будников — часть большого фортепианного проекта «Великие романтики. Шуман. Шопен. Лист. 200 лет». Значимость проекта не вызывает сомнений: трем великим людям, гениям фортепианной музыки, исполнилось два века. Концерт начался без предварительного вступления. В полумраке зала зазвучал знаменитый шопеновский Ноктюрн ми-бемоль мажор, и лишь когда смолк последний аккорд, последовал текст ведущей: письма композитора, воспоминания современников, наблюдения исследователей. Слово, органично совпав с музыкальным строем исполняемых произведений, словно перенесло слушателей в романтическую эпоху начала XIX века. Так пианист и ведущая стали единым целым. Любой исполнитель знает насколько важно во время концерта создание особой атмосферы, когда зал не просто слушает, но и подготовлен к восприятию самой сложной музыки. Такая задача, во многом определяющая успех концерта в целом, ложится на плечи ведущей Ларисы Михайленко. Приоткрывая слушателям завесу тайны исполняемого произведения, она приобщает слушателей к моментам, когда времени уже нет, а есть бесконечные глубины высокого искусства, сквозь магический кристалл которого, по словам Даниила Андреева, нам открывается высшая реальность. — Во время подготовки к проекту я стараюсь погрузиться в мир композитора, читая его письма, воспоминания о нем, статьи исследователей его творчества, — говорит председатель правления Дальневосточного отделения Союза композиторов России, кандидат искусствоведения, заведующая теоретическим отделением Хабаровского колледжа искусств, ведущая филармонических концертов Лариса Михайленко. — Материал бродит во мне независимо от того, читаю я лекции, занимаюсь ли обыденными делами. Вдруг какой-то поворот, удачная метафора, яркая цитата — и возникает связь времен, и складывается форма. Очень помогает мне и то, что в Москве и Санкт-Петербурге я встречаюсь с живыми композиторами-классиками — Музыкальность Ларисы проявилась очень рано, в возрасте пяти лет. Все началось с подбора мелодий на фортепиано. Девочку невозможно было оторвать от инструмента — настолько привлекал мир звуков, их сочетания. Детскую музыкальную школу сменило училище искусств, затем консерватория. — Нижегородская консерватория им. Глинки окончательно укрепила мои художественные приоритеты, сформировала мировоззрение. Почти каждый год в консерватории проходили интересные научные конференции, где с докладами выступали не только музыковеды, но и известные искусствоведы, филологи, философы из различных городов России. Причем с докладами мэтров соседствовали сообщения подающих надежды студентов и аспирантов. В рамках научного студенческого общества проходили творческие встречи с крупнейшими российскими композиторами А. Шнитке, С. Губайдулиной, Когда на втором курсе необходимо было определиться с выбором педагога по специальности, выбор студентки пал на профессора, доктора искусствоведения Тамару Николаевну Левую (непререкаемый авторитет в музыкальном сообществе), которую всегда отличала широта взглядов, интерес к общегуманитарным вопросам, к проблемам, возникающим на стыке разных видов искусства и разных областей искусствоведческого знания. Первой творческой работой Ларисы в ее классе стал очерк о русско-французских культурных контактах начала XX века. За ним последовал анализ композиторского творчества Бориса Пастернака. Позже такие исследовательские устремления привели к изучению проблематики стиля модерн применительно к музыке и музыкальному творчеству. Стилю модерн посвящена была и дипломная работа Ларисы Михайленко, и диссертация, защита которой прошла в Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве. Отрадно, что интерес к подобным темам совпал с творческим кредо пианиста Владимира Будникова. Именно ему принадлежала идея создания совместных филармонических проектов. С 2006 года от концерта к концерту между пианистом и ведущей укреплялась внутренняя связь, и в этом единстве музыки и слова отчетливо проступал образ эпохи. Так появились циклы тематических концертов «Художник и судьба» — о жизни и творчестве Бетховена, Чайковского, Мусоргского; «Шнитке — Фауст ХХ века», «Музыкальный футурист Прокофьев», «Шедевры — Шлягеры», «Чайковский. Русская хандра». Среди них проект «Николай Метнер. Возвращение музыкального наследия России» в некотором роде уникальный, в него вошли около 10 концертов, исполненных в России и Японии. Примечательно, что в одном из них впервые на Дальнем Востоке прозвучала «Эпическая соната» для скрипки и фортепиано гениального русского композитора Николая Метнера. В международном проекте, организованном Дальневосточным художественным музеем, участвовал японский скрипач, известный интерпретатор русской музыки Джюн Танимото. В сезоне 2010/2011 года творческий союз Л. Михайленко — В. Будников продолжает претворять в жизнь циклы «Великие романтики». Уже прозвучали программы «Лунное безумие музыки Шумана», «Дневники Шопена», «Годы странствий Листа»... — В следующем сезоне мы с Владимиром Будниковым готовим большой проект под названием «Азбука Бенуа», в котором будет звучать замечательная музыка Н. Черепнина, С. Ляпунова, Н. Метнера, пойдет разговор о дворянском воспитании, о патриотизме, об ответственности перед отечеством за свои поступки, а также о «мирискусстве». Художественная азбука Александра Бенуа, адресованная двухлетнему сыну, является первым образцом подобного рода книг. Так тандем Слова и Музыки, выводя филармонические концерты на более высокий просветительский уровень, помогает исполнителю проникнуть сквозь пелену звуков к самому главному — душе слушателей. Марина ЦВЕТНИКОВА |
|||
|