- Театр
- Музыка
- Уроки Токаревой
- История одной фотографии
- Энергетика живой музыки
- Открытия Вероники Касьяновой
- Пусть не гаснет свеча
- Этот чудесный волшебный мир
- Александр Новиков. Театральный роман
- Четверть века счастья и слез
- Светлые мелодии суровой земли
- Неизвестный Бортнянский
- Душа, как Богородица, должна пройти по всем мукам...
- Воспоминания об Эдди Рознере
- Кино
Дальневосточный композитор Александр Новиков скоро отметит свое пятидесятилетие. Сегодня он, увы, единственный профессиональный композитор, живущий в Хабаровске, где в недавнем прошлом существовала композиторская организация — одно из самых ярких явлений региональной культуры второй половины XX века. Музыкант прошел хорошую школу у основателя этой организации Ю. Я. Владимирова в Хабаровском колледже искусств, у Ю. П. Юкечева в Новосибирской консерватории. Стиль музыкального мышления композитора универсален: он может «говорить» на языке средневековой псалмодии и современного авангарда, свободно чувствует себя во всех музыкальных потоках — фольклоре, духовной музыке, академической, джазе и массовых жанрах. Значительную часть творчества Александра Новикова составляют вокально-хоровые сочинения, в которых наиболее полно раскрылись его индивидуальность и предпочтения: интерес к русскому фольклору — музыкальному и поэтическому, тяготение к театрализации, зрелищности музыкального действа, подсказанной словом, находящей отражение в музыке и сценическом поведении исполнителей. Театральность — главная линия творчества А. Новикова, протянувшаяся от скромных юношеских попыток оживить концертное исполнение академической музыки к театру, где композитор развернул в полную силу свое музыкальное дарование. Лучшее определение подобной линии дал французский поэт, художник, мыслитель Жан Кокто: «Под линией я понимаю непрерывность личности. Линия — это стиль души. В ней заключены взгляды, поступки, жесты, походка — все, из чего складывается облик личности. Она — проявление мощной, подчиняющей наше естество силы». Верность этой линии сохранял композитор в своих ранних произведениях — детских хорах на стихи И. Пивоваровой и Уолтера де ла Мэра, опере «Верую» по рассказу Василия Шукшина, где театральная струя выплеснулась мощным фонтаном. Душевные муки героев писателя, жаждущих обрести согласие с собой и миром, нашли здесь правдивое отображение. Опера впервые прозвучала в 1985 году в Новосибирске, а затем была показана в концертном исполнении в Хабаровске. В 1986 году композитор пришел в театр и не расстается с ним сегодня не только по причинам житейским — театр дает работу, заказы, — но и потому, что ощущает востребованность своей музыки здесь, ее проникновение в сознание и душу зрителей. А начался «театральный роман» Александра Новикова с краевого театра драмы, где самыми удачными работами он считает музыку к спектаклям Виктора Коркиа «Я, бедный Сосо Джугашвили» в постановке Олега Матвеева и Григория Горина «Чума на оба ваших дома» в постановке Александра Мещерякова. Помню, как одержим был музыкант сочинением музыки к пьесе Горина — современной саркастичной версии шекспировских «Ромео и Джульетты», ища ее музыкальный эквивалент. Надо признать, что в своей театральной музыке композитор нередко балансирует на «лезвии бритвы» и делает это с азартом. Ему чем опасней, тем интересней. Он нередко бросает вызов композиторам-классикам, писавшим музыку на тот литературный материал, за который он берется. Так было в опере «Верую», где звучит новиковский вариант популярной в России песни «Клен ты мой опавший» на стихи Сергея Есенина. В этой опере композитор одержал блестящую победу, преодолев звучащий в сознании образец и создав новую интонационную канву песни. Так было в «Трехгрошовой опере» Брехта (постановка Вадима Паршукова), где музыкант взялся посоперничать с Куртом Вайлем и сочинил-таки новую музыку к прославленной пьесе. Знай наших! Не скажу, что его «зонги» были ярче вайлевских, но песенка Мекки-Ножа мне запомнилась. Со всеми театрами Хабаровска сотрудничает Александр Новиков как композитор и хормейстер. К двум спектаклям, поставленным с участием японских режиссеров, он также «приложил руку»: «Бунне», поставленном в ТЮЗе, — как композитор, «Хагаромо», поставленном в театре «Триада», — как хормейстер. Обживает он и театр кукол. Здесь состоялась премьера «Федота-стрельца» по пьесе Л. Филатова в постановке Юрия Уткина, где вновь композитор явил нам свой щедрый дар, дав спектаклю достойную музыкальную оправу. Алексей НИКИТИН, |
|||
|