Четверть века счастья и слез

Лидия ГладкаяМне запомнился день, когда впервые попала на концерт камерного хора Лидии Гладкой. Он проходил в актовом зале самой обычной школы, и ситуация эта вначале показалась не совсем «концертной». Но с появлением первых звуков исчезли обшарпанные стены, неудобные стулья, неуютность холодного помещения. Была лишь музыка. Редчайшей способностью изменять окружающее пространство, заставлять его подчиняться мощной силе искусства обладают немногие музыканты. Этот дар есть у Лидии Пантелеевны Гладкой. Именно она уже двадцать пять лет наделяет жизнью этот тонкий и сложный инструмент — камерный хор.

Четверть века для коллектива, который не имеет официального статуса и каким-то чудом сохраняется несмотря ни на что, — не просто срок. Это большая жизнь, в которой счастье переплетено со слезами.

Лидия Гладкая мечтала о своем певческом коллективе еще в студенчестве. В те годы в Хабаровске работал городской молодежный хор под управлением Владимира Чернина, выпускника Одесской консерватории, художественного руководителя Хабаровской краевой филармонии. Там пели не только студенты музыкального училища, но и люди совсем иных профессий. Это запало ей в душу. Сразу и навсегда.

Отправляясь на гастроли, репетировали нередко прямо в автобусеПосле музыкального училища в жизни Гладкой было отделение хорового дирижирования Новосибирской консерватории, потом — возвращение в Хабаровск и работа в детской хоровой студии «Тополек». Первые ученики — мальчишки и девчонки — ее первая любовь. «Они и сейчас мои дети», — говорит Лидия Пантелеевна. После «Тополька» Гладкая пришла на кафедру хорового дирижирования Хабаровского института искусств и культуры. Она готовила руководителей самодеятельных хоров, открывала для своих студентов современную хоровую музыку и произведения дальневосточных композиторов. А потом началась работа над созданием камерного хора. Кстати, среди первых его певцов были не только студенты музыкального училища, института искусств и культуры, но и выпускники «Тополька» — «дети» Лидии Пантелеевны.

1977-й — рождение хора Лидии Гладкой. Прежде чем предстать перед зрителем, три года руководитель и певцы работали, работали и еще раз работали. Лидия Пантелеевна всегда поднимала планку очень высоко. И в первую очередь — для себя. Когда камерный хор наконец вышел на сцену, в его репертуаре были произведения Моцарта, Бетховена, Орландо Лассо, Танеева, Рахманинова. И уже не обходились без участия камерного хора Гладкой пленумы и творческие отчеты дальневосточной композиторской организации.

1996 год. Афины. Победа на международном конкурсе стала звездным часом для Хабаровского камерного хора1980 год — особый для хора. Гастроли в Благовещенске, Владивостоке, Николаевске-на-Амуре. Складывался исполнительский коллектив, приходили люди, для которых музыка на самом деле значила очень многое. А как иначе объяснить репетиции по вечерам и в праздники, умение отодвинуть груз каждодневных забот. Трудно объяснить словами чувства, которые рождались во время этих встреч с музыкой.

Со временем камерный хор Лидии Гладкой стал известен не только на Дальнем Востоке. Коллектив приглашали на озвучивание произведений, московские композиторы присылали свои ноты для исполнения. А побывавший в Хабаровске профессор Московской консерватории Владислав Агафонников отметил высокий профессиональный уровень хора. Это же подчеркивалось в статьях в «Советской музыке», «Музыкальной жизни». У хора появились друзья — ведущие хормейстеры России, его приглашали на фестивали, которые в разное время проходили в Новосибирске (здесь, кстати, Хабаровский камерный хор занял второе место в зоне Сибири и Дальнего Востока), Иванове, Плёсе, Таллинне. Довелось выступать вместе с Ленинградской государственной капеллой имени М. И. Глинки под руководством Владислава Чернушенко. Яркая страница жизни, как и открытие в 1983 году второго канала Центрального телевидения, началось с трансляции выступления Хабаровского камерного хора. Впрочем, это не случайно: наш хор считали одним из лучших в России.

Надо сказать, что в Европе хоровому искусству уделяют большое значение. И не потому, что оно одно из самых сложных. В музыкальном мире сложилось убеждение, что такая музыка «очеловечивает людей». Камерный хор Лидии Гладкой всегда был символом духовности в Хабаровске. Ведь именно он в 1992 году стал инициатором проведения в городе Дней славянской письменности и культуры, и с благословения епископа Хабаровского и Приамурского Иннокентия дал первый концерт духовной музыки, в котором также принял участие камерный оркестр"Серенада" под управлением Виктора Тица. И «Рождественские вечера», в течение нескольких лет проходившие в Арт-подвальчике Хабаровского фонда культуры, — тоже детище Лидии Гладкой.

Л. П. Гладкая со своим учителем В. Н. Мининым - профессором, руководителем Московского камерного хора, директором Ассоциации дирижеров мираМеждународный конкурс в Афинах в 1996 году многие называют звездным часом хора. На самом деле коллектив без статуса «профессиональный», приехав из далекого и никому не известного Хабаровска, не просто достойно выступил, но и завоевал две медали — золотую и серебряную. И все же победа в столь престижном конкурсе — не случайность, не миг везения, а закономерность. Лидия Пантелеевна Гладкая убеждена: прежде чем выехать за рубеж и показать свое мастерство, нужно добиться уважения на Родине. Так и случилось. А в 2000 году хабаровчан пригласили на международный конкурс имени Беллы Барток в Венгрию, и это стало полной неожиданностью. Никаких призовых мест хор не занял, но сам факт участия в серьезном конкурсе, собравшем сильнейшие хоровые коллективы мира, говорит о многом.

И тем непонятнее ситуация, которая сложилась вокруг камерного хора. Поднимаясь все выше и выше по ступеням профессионализма (об этом, кстати, говорилось в музыковедческих статьях еще двадцать лет назад), хор продолжает ютиться в рамках любительского, самодеятельного. А ведь они давно уже стали тесными. Не случайно творческая интеллигенция Хабаровска ходатайствовала перед администрацией края с предложением присвоить камерному хору Лидии Гладкой за его многолетние заслуги звание профессионального академического коллектива. «Хор в состоянии поднять большой пласт духовной музыки, — уверен заслуженный деятель культуры Виктор Тиц. — И сегодня, в условиях духовной нищеты, растущего оттока с Дальнего Востока профессионалов высокого класса нужно радоваться тому, что еще есть силы, способные сохранить и приумножить славу отечественного искусства».

Но несмотря на такую высокую оценку, все остается по-прежнему. Необъяснимое отторжение, незаслуженные упреки. Неужели эта горькая участь должна постигать все истинно нефальшивое? Камерный хор стал для талантливого музыканта Лидии Гладкой и любовью, и болью, и смыслом всей жизни. И я не знаю, откуда она берет силы.

Анна МОРОЗОВА
Фото Виталия Беловолова и из архива Лидии Гладкой