Духи перевалов

Нелькан. Аяно-Майский районВ 1978 году члены туристского клуба «Баджал» из Комсомольска-на-Амуре отправились в лыжный переход по маршруту: поселок Аян — поселок Нелькан и посвятили его 80-летию со дня рождения писателя, геодезиста Г. А. Федосеева. Путь в 345 км они преодолели за 16 дней. Туристы вышли на маршрут 3 ноября 1978 года от Аяно-Майского райкома комсомола в селе Аян. Пришли в Нелькан 20 ноября. Хребет Джугджур переваливали по самому опасному и трудному перевалу — Казенному. Накануне штурма очень переживали: "Завтра будет денек не из легких»1. Участник похода Валентин Балыков успокаивал товарищей: "Охотники здесь бывают, а оленеводы, а те, кто первыми проложил путь из Якутска к морю?»2

Вот дневниковые записи 9 ноября 1978 года под говорящим названием «Джугджур гневается»: "Идти по дну ключа уже небезопасно. Прямо над распадком огромный наддув снега (козырек), виден огромный лоток и вынос массы снега. Одна из лавин уже сошла, и готов козырек для следующей. Выбрали правый склон по ходу движения. Склон наветренный. Под ногами камни и плотные наддувы снега. Медленно, шаг за шагом поднимаемся все выше и выше. Рюкзак всей тяжестью старается опрокинуть тебя, ему помогает ветер. Неосторожное движение, и ты теряешь равновесие. Не окажись страховки — загремишь вниз. Крутизна склона достигает 40–50 градусов. Перед самым перевалом круто забираем вправо и обходим карниз для большей надежности. И здесь со всей силой обрушивается на нас Джугджур. Его дыхание становится невыносимым, минутное промедление — и щеки обморожены, глаза слепит снег. Единственное спасе-
ние — маска на лице. Впереди ничего не видно. Неистовый, пронизывающий ветер. Под ногами твердый, почти заледенелый наст»3.

Однако перевал был преодолен: "Ура! Мы на перевале! Вот она, священная чаша с дарами: монеты, патроны, гильзы и маленький деревянный крест. Оставляем и мы свои дары»4.

Откуда пошла традиция оставлять на перевалах «подарки» и кому они предназначались? Коренные жители этих мест эвенки регулярно делали жертвоприношения духам-хозяевам природы и конкретных территорий.

«Дары» на перевале Казенном. 	Фото из фондов ХККМ им. Н.И. ГродековаПо представлениям верхнебуреинских и тугуро-чумиканских эвенков духом Дюгдюрского перевала через Джугджурский хребет был старик-эвенк
Дюгдюр — «высокий и сутулый». В легенде «Красавица Катэ и ее отец Дюгдюр» говорится: "Прежде чем перейти через перевал, каждый путник обязательно делал какой-нибудь подарок перевалу, иначе будет плохо, постигнет неудача»5.

На перевалах, где кочевали эвенки, были места — дерево или каменная чаша, куда клали жертвоприношения. «Может, верхнему богу, — сказал мне в 1993 году эвенк Савелий Николаевич Симонов, — может, духу перевала». Так, на перевале с Джаны на Маймакан, который в детстве с родителями он не раз и не два переваливал, они вешали тряпочки, клали монетки, еду, сигареты, спички (ПМА. 1993 г., от Симонова С. Н.).

На перевале через Джургджур от Керана на Маймакан стояла лиственница. На нее «и золото вешали, и книги, одеколоны, духи, приемники, деньги. Трогать было нельзя. Даже геологи знали и соблюдали этот обычай эвенков, тоже вешали», — вспоминал З. Г. Чепалов. Однажды Захар Гаврилович ехал через перевал с киномехаником, так его попутчик повесил на дерево несколько журналов «Советский экран». «Тоже хороший подарок», — выразил свое мнение мой собеседник (ПМА. 1993 г., от Чепалова З. Г.). Лиственница, на которую эвенки вешали дары духу-хозяину, росла и на Торомском перевале — в сторону реки Тыл (ПМА. 1993 г., от Катаевой Е. А.).

Если срубить священное дерево перевала, то, по представлениям эвенков, сразу «одуреешь» — «с головой плохо станет», а если уснешь под ним (под ним можно спать), то увидишь сон о будущем (ПМА. 1993 г., от Чепалова З. Г.).

Эвенки верховьев Зеи, переезжая Яблоновый хребет, тоже оставляли в «святых местах» различные дары, чем старались задобрить духов, чтобы они помогли благополучно перебраться через вершины6.

Сегодня и мы, вслед за эвенками, благодарим духов-хозяев перевалов. Удивлены? Вспомните дерево на перевале после затяжного подъема на трассе Хабаровск—Владивосток. Оно все расцвечено разноцветными ленточками. Признайся, дорогой читатель, среди них есть и твоя...

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
главный хранитель Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова


Информанты:

  1. Катаева Е. А., 1927 г. р., с. Удское.
  2. Симонов Савелий Николаевич, 1950 г. р., с. Тором.
  3. Чепалов Захар Гаврилович, 1926 г. р., с. Неран.

Литература:

  1. Дзевенис, А. А. Фольклор и обычаи эвенков, проживающих в верховьях Зеи / А. А. Дзевенис // Записки Амурского областного музея краеведения и общества краеведения. — Благовещенск, 1961. — Т. 5. — С. 78–87.
  2. Клуб «Баджал». отчет о лыжном походе V категории сложности по Джугджуру. — Комсомольск н/А, 1978 // Фонды ХККМ.
  3. Полевые материалы автора (ПМА). Экспедиция в Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края, 1993 г.
  4. Сказки эвенков Верхней Буреи / сост. Л. И. Шкуренко. — Хабаровск: КНОТОК, 2005. — 38 с.

Примечания:

  1. Клуб «Баджал». отчет о лыжном походе V категории сложности по Джугджуру. — Комсомольск н/А, 1978 // Фонды ХККМ, л. 31.
  2. Там же. — л. 31.
  3. Там же. — л. 32.
  4. Там же. — л. 32.
  5. Сказки эвенков Верхней Буреи / сост. Л. И. Шкуренко. — Хабаровск, 2005. — С. 12–13.
  6. Дзевенис, А. А. Фольклор и обычаи эвенков, проживающих в верховьях Зеи / А. А. Дзевенис // Записки Амурского областного музея краеведения и общества краеведения. — Благовещенск, 1961. — Т. 5. — С. 80.