Точка отсчета китайской коллекции

Жанровая скульптура «Посадка риса» Китайцы. XIX в. Дар Н.И. Гродекова в 1897 г.Рождение Гродековского музея связано с появлением в Хабаровске Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ПОИРГО). И дата основания у них общая — 1894 год. Общественную организацию, получившую статус научной, возглавил Николай Иванович Гродеков.

К тому времени он уже пять лет являлся действительным членом Императорского географического общества, написал несколько научных трудов по этнографии Средней Азии, поэтому с первых дней существования ПОИРГО одним из важнейших направлений стала экспедиционная работа. Все в том же 1894-м организовали экспедицию в Амурскую, Приморскую и Забайкальскую области для изучения местных народов и разработки мер по улучшению их жизни. Из этих поездок исследователи привозили интересные археологические находки, предметы культуры и быта коренных жителей и передавали их в музей. Так формировались первые коллекции, со временем получившие признание на российских и международных выставках. К примеру, в Париже, на Всемирной выставке 1900 года, образцы национальной одежды амурских этносов были отмечены почетными дипломами.

Жанровая скульптура «Ловля рыбы при помощи бакланов».  Китайцы. XIX в.  Дар Н.И. Гродекова в 1897 г.Но создатели и попечители Хабаровского музея не замыкались только на России, их интересовали культурные традиции ближайших соседей — китайцев, корейцев, японцев. В конце 1896 года Николай Иванович Гродеков, в то время помощник приамурского генерал-губернатора, получил отпуск и отправился в длительное путешествие по странам Восточной Азии. И хотя он был на отдыхе, в Японии провел переговоры с тамошними музейщиками о сотрудничестве, а из Китая привез интереснейшую коллекцию деревянной скульптуры — около 50 миниатюр с изображением разнообразных картинок из жизни Поднебесной. Свое приобретение Гродеков передал в дар Хабаровскому музею, и можно сказать, что с этого момента в его собрании начала формироваться китайская коллекция.

Котел сянлу ритуальный храмовый для свечей. XIX в.Однако как раз имя дарителя на долгое время затерялось и было возвращено нам только спустя столетие благодаря усилиям заместителя генерального директора Краевого музея им. Н. И. Гродекова Татьяны Мельниковой, в то время главного хранителя. Она более 10 лет занимается изучением китайской коллекции, именно ей удалось установить авторство по архивным подшивкам газеты «Приамурские ведомости». В конце XIX века газетчики внимательно следили за всеми значимыми событиями города и края, в том числе и культурными, и регулярно размещали информацию о новых поступлениях в Хабаровский музей. Просматривая один из выпусков, Татьяна Владимировна обнаружила сообщение о том, что Н. И. Гродеков передал во втором квартале 1897 года коллекцию китайской деревянной скульптуры, привезенную им из Шанхая. Главный хранитель сразу вспомнила безымянные деревянные фигурки прекрасной работы с сохранившимися этикетками из шанхайского магазина Пан Фан Тая и датой поступления 1897 на полках в хранилище. Конечно же, установить историю поступления того или иного экспоната для исследователя невероятно важно, но еще большей радостью стало то, что дарителем оказался основатель музея.

Статуэтка «Богиня Гуань-инь» культовая буддийская.  Китай. XIX в.Безымянный мастер, выполнивший во второй половине XIX столетия эту многосоставную жанровую скульптуру, в мельчайших деталях показал будни и праздники китайцев, их сакральные ритуалы. Поэтому сегодня, рассказывая посетителям музея о той или иной стороне жизни Китая, можно выбрать подходящую фигурку из дара Гродекова и на этом абсолютно достоверном примере показать, как в старину, к примеру, садили рис. Николай Иванович на столетия вперед обеспечил музейщиков отменным наглядным материалом о прошлом Поднебесной.

Сосуд ритуальный (свадебный), в учетных документах зафиксирован как «сахарница»Украшением китайской коллекции музейщики считают ритуальный свадебный сосуд из серебра конца XIX века, в учетных документах обозначенный как «сахарница». Уникальный экспонат также связан с именем приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова. Купив «сахарницу» в Маньчжурии, он подарил монастырским воспитанницам эту явно очень дорогую вещь, украшенную драконами и фениксами, сделав гравировку следующего содержания: «Маньчжурский подарок Н. И. Гродекова маленьким монашкам Хабаровского девичьего монастыря». Татьяна Мельникова предполагает, что визит военачальника Приамурья в Маньчжурию связан с подавлением российскими войсками в 1900 году так называемого Боксерского восстания, когда пришлось защищать Китайско-Восточную железную дорогу от нападения отрядов ихэтуаней. В Хабаровск из военного похода привезли китайское оружие, флаги, которые позднее были переданы в музей. Но вот история поступления серебряного свадебного сосуда с гравировкой пока остается неизвестной. Скорее всего, это случилось уже после октябрьских событий 1917 года. Отношение к религии изменилось, храмы и монастыри закрывались, но часть церковной утвари, к счастью, попадала в надежные руки музейных хранителей. Повезло и «сахарнице», сохранившей для нас еще один штрих к портрету человека, который искренне заботился о своих земляках.

Балдахин зонта, который устанавливается над скульптурами будд и бодхисатв в храме даосов  Китай. XIX в. Дар китайского коммерческого агента во Владивостоке Ли Тяо в 1899 г.Нужно сказать, что благотворительность в те времена не считалась чем-то из ряда вон выдающимся. В формировании китайской коллекции нынешнего Гродековского музея принимали участие самые разные люди. Андрей Богданов, сын известного хабаровского купца Сергея Яковлевича Богданова, в 1897 году привез из путешествия по реке Сунгари старинный котел, но и этот экспонат, как потом выяснилось, достаточно ценный, долгое время оставался «неопознанным» и безымянным. И опять же благодаря скрупулезности хабаровских дореволюционных газетчиков, сохранившимся путевым запискам А. С. Богданова, где он пишет о своей поездке в город Баян-сусу, а также современным научным источникам и настойчивости исследователей удалось заполнить и эти пустые графы. Выяснилось имя дарителя и назначение предмета — ритуального храмового котла сянлу XIX века, куда насыпали смешанный с зернами песок и использовали для фиксации благовонных палочек в буддийских храмах.

Праздничный флаг, использовавшийся в «Процессии дракона». Китай. XIX в.Или еще одна культовая вещь из китайской коллекции, до недавнего времени числившаяся в загадках. Алый шелк с вышитыми драконами и фениксами оказался балдахином зонта, который в Китае устанавливали в даосских храмах перед изображением божества. В газете «Приамурские ведомости» нашлась нужная информация: в 1899 году эту красивую и значимую для коллекции вещь музею подарил коммерческий агент во Владивостоке Ли Тяо. Принес свой дар музею и хабаровский купец китайского происхождения Тифонтай — женский халат ципао, созданный в XIX веке. Он искусно вышит традиционной китайской гладью и, судя по семантике узоров, предназначался для свадебной церемонии.

В коллекции есть несколько мужских халатов, вышитых золотыми драконами и принадлежавших высокопоставленным чиновникам. Изучая их, Татьяна Мельникова увидела на некоторых изображения драконов с пятью когтями. В источниках по истории средневекового Китая говорится, что такие знаки указывают на принадлежность владельца к императорскому окружению. Либо это подарок тому или иному должностному лицу за особые заслуги. Пока история попадания коллекции китайских халатов в Гродековский музей неизвестна, но почему-то есть уверенность, что рано или поздно хабаровские историки вернут имя и этого дарителя.

Украшение письменного стола. Китай. Середина ХХ в.Времена менялись, а традиции Николая Ивановича Гродекова сохранялись: китайская коллекция, а вслед за ней японская и корейская, продолжала формироваться во многом за счет благотворительных поступлений. В 1958 году Хабаровск отмечал свое 100-летие, и на празднование приехала делегация из провинции Хэйлунцзян. В подарок зарубежные соседи привезли произведения современных китайских мастеров, сделанные из кости, дерева, камня и т. д., и потом часть коллекции передали в музей. Были поступления и от хабаровчан: из-за близости к Поднебесной во многих российских семьях нередко бытовали китайские вещи, и со временем некоторые из них дарились музею. К сожалению, после обострения отношений с Китаем и военного конфликта на острове Даманском в 1969 году нашу китайскую коллекцию частично расформировали и многие ценные предметы отправили в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Ленинград, убрав «опасные» предметы подальше от границы. И позднее, когда в музее несколько раз менялась система учета, терялись старые записи с ценными сведениями об экспонатах, ставя перед будущими исследователями непростые задачи.

В Краевом музее им. Н. И. Гродекова отдельно выделена коллекция по культуре сопредельных стран, и в общей сложности это 1 400 предметов из Китая, Кореи и Японии. Большую часть составляют китайские экспонаты — их около 600. Многие из них Гродековский музей представлял на тематических выставках, посвященных Поднебесной. Коллекция продолжает пополняться, отражая жизнь современного Китая, но один из первых кирпичиков заложил в нее человек, чье имя сегодня носит этот крупнейший на Дальнем Востоке научный центр.

Елена ГЛЕБОВА