- Искусство собирать
- Коллекция
- Рисовальщик чукоч и камчадалов
- Дары генерал-губернатора
- Точка отсчета китайской коллекции
- Артефакты истории далекой и близкой
- Собрание впечатлений
- Пекинец Моррисон — журналист и коллекционер
- Коллекционная вещь времен античности
- Сюжеты Поднебесной в символах чуан хуа
- Дневник императора
- «Я буду жить...»
- Собирая подлинное
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- БЕЛЬДЫ Андрей Иченгаевич (1929–1987)
Рождение Гродековского музея связано с появлением в Хабаровске Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ПОИРГО). И дата основания у них общая — 1894 год. Общественную организацию, получившую статус научной, возглавил Николай Иванович Гродеков. К тому времени он уже пять лет являлся действительным членом Императорского географического общества, написал несколько научных трудов по этнографии Средней Азии, поэтому с первых дней существования ПОИРГО одним из важнейших направлений стала экспедиционная работа. Все в том же 1894-м организовали экспедицию в Амурскую, Приморскую и Забайкальскую области для изучения местных народов и разработки мер по улучшению их жизни. Из этих поездок исследователи привозили интересные археологические находки, предметы культуры и быта коренных жителей и передавали их в музей. Так формировались первые коллекции, со временем получившие признание на российских и международных выставках. К примеру, в Париже, на Всемирной выставке 1900 года, образцы национальной одежды амурских этносов были отмечены почетными дипломами. Но создатели и попечители Хабаровского музея не замыкались только на России, их интересовали культурные традиции ближайших соседей — китайцев, корейцев, японцев. В конце 1896 года Николай Иванович Гродеков, в то время помощник приамурского генерал-губернатора, получил отпуск и отправился в длительное путешествие по странам Восточной Азии. И хотя он был на отдыхе, в Японии провел переговоры с тамошними музейщиками о сотрудничестве, а из Китая привез интереснейшую коллекцию деревянной скульптуры — около 50 миниатюр с изображением разнообразных картинок из жизни Поднебесной. Свое приобретение Гродеков передал в дар Хабаровскому музею, и можно сказать, что с этого момента в его собрании начала формироваться китайская коллекция. Однако как раз имя дарителя на долгое время затерялось и было возвращено нам только спустя столетие благодаря усилиям заместителя генерального директора Краевого музея им. Н. И. Гродекова Татьяны Мельниковой, в то время главного хранителя. Она более 10 лет занимается изучением китайской коллекции, именно ей удалось установить авторство по архивным подшивкам газеты «Приамурские ведомости». В конце XIX века газетчики внимательно следили за всеми значимыми событиями города и края, в том числе и культурными, и регулярно размещали информацию о новых поступлениях в Хабаровский музей. Просматривая один из выпусков, Татьяна Владимировна обнаружила сообщение о том, что Н. И. Гродеков передал во втором квартале 1897 года коллекцию китайской деревянной скульптуры, привезенную им из Шанхая. Главный хранитель сразу вспомнила безымянные деревянные фигурки прекрасной работы с сохранившимися этикетками из шанхайского магазина Пан Фан Тая и датой поступления 1897 на полках в хранилище. Конечно же, установить историю поступления того или иного экспоната для исследователя невероятно важно, но еще большей радостью стало то, что дарителем оказался основатель музея. Безымянный мастер, выполнивший во второй половине XIX столетия эту многосоставную жанровую скульптуру, в мельчайших деталях показал будни и праздники китайцев, их сакральные ритуалы. Поэтому сегодня, рассказывая посетителям музея о той или иной стороне жизни Китая, можно выбрать подходящую фигурку из дара Гродекова и на этом абсолютно достоверном примере показать, как в старину, к примеру, садили рис. Николай Иванович на столетия вперед обеспечил музейщиков отменным наглядным материалом о прошлом Поднебесной. Украшением китайской коллекции музейщики считают ритуальный свадебный сосуд из серебра конца XIX века, в учетных документах обозначенный как «сахарница». Уникальный экспонат также связан с именем приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова. Купив «сахарницу» в Маньчжурии, он подарил монастырским воспитанницам эту явно очень дорогую вещь, украшенную драконами и фениксами, сделав гравировку следующего содержания: «Маньчжурский подарок Н. И. Гродекова маленьким монашкам Хабаровского девичьего монастыря». Татьяна Мельникова предполагает, что визит военачальника Приамурья в Маньчжурию связан с подавлением российскими войсками в 1900 году так называемого Боксерского восстания, когда пришлось защищать Китайско-Восточную железную дорогу от нападения отрядов ихэтуаней. В Хабаровск из военного похода привезли китайское оружие, флаги, которые позднее были переданы в музей. Но вот история поступления серебряного свадебного сосуда с гравировкой пока остается неизвестной. Скорее всего, это случилось уже после октябрьских событий 1917 года. Отношение к религии изменилось, храмы и монастыри закрывались, но часть церковной утвари, к счастью, попадала в надежные руки музейных хранителей. Повезло и «сахарнице», сохранившей для нас еще один штрих к портрету человека, который искренне заботился о своих земляках. Нужно сказать, что благотворительность в те времена не считалась чем-то из ряда вон выдающимся. В формировании китайской коллекции нынешнего Гродековского музея принимали участие самые разные люди. Андрей Богданов, сын известного хабаровского купца Сергея Яковлевича Богданова, в 1897 году привез из путешествия по реке Сунгари старинный котел, но и этот экспонат, как потом выяснилось, достаточно ценный, долгое время оставался «неопознанным» и безымянным. И опять же благодаря скрупулезности хабаровских дореволюционных газетчиков, сохранившимся путевым запискам А. С. Богданова, где он пишет о своей поездке в город Баян-сусу, а также современным научным источникам и настойчивости исследователей удалось заполнить и эти пустые графы. Выяснилось имя дарителя и назначение предмета — ритуального храмового котла сянлу XIX века, куда насыпали смешанный с зернами песок и использовали для фиксации благовонных палочек в буддийских храмах. Или еще одна культовая вещь из китайской коллекции, до недавнего времени числившаяся в загадках. Алый шелк с вышитыми драконами и фениксами оказался балдахином зонта, который в Китае устанавливали в даосских храмах перед изображением божества. В газете «Приамурские ведомости» нашлась нужная информация: в 1899 году эту красивую и значимую для коллекции вещь музею подарил коммерческий агент во Владивостоке Ли Тяо. Принес свой дар музею и хабаровский купец китайского происхождения Тифонтай — женский халат ципао, созданный в XIX веке. Он искусно вышит традиционной китайской гладью и, судя по семантике узоров, предназначался для свадебной церемонии. В коллекции есть несколько мужских халатов, вышитых золотыми драконами и принадлежавших высокопоставленным чиновникам. Изучая их, Татьяна Мельникова увидела на некоторых изображения драконов с пятью когтями. В источниках по истории средневекового Китая говорится, что такие знаки указывают на принадлежность владельца к императорскому окружению. Либо это подарок тому или иному должностному лицу за особые заслуги. Пока история попадания коллекции китайских халатов в Гродековский музей неизвестна, но почему-то есть уверенность, что рано или поздно хабаровские историки вернут имя и этого дарителя. Времена менялись, а традиции Николая Ивановича Гродекова сохранялись: китайская коллекция, а вслед за ней японская и корейская, продолжала формироваться во многом за счет благотворительных поступлений. В 1958 году Хабаровск отмечал свое 100-летие, и на празднование приехала делегация из провинции Хэйлунцзян. В подарок зарубежные соседи привезли произведения современных китайских мастеров, сделанные из кости, дерева, камня и т. д., и потом часть коллекции передали в музей. Были поступления и от хабаровчан: из-за близости к Поднебесной во многих российских семьях нередко бытовали китайские вещи, и со временем некоторые из них дарились музею. К сожалению, после обострения отношений с Китаем и военного конфликта на острове Даманском в 1969 году нашу китайскую коллекцию частично расформировали и многие ценные предметы отправили в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Ленинград, убрав «опасные» предметы подальше от границы. И позднее, когда в музее несколько раз менялась система учета, терялись старые записи с ценными сведениями об экспонатах, ставя перед будущими исследователями непростые задачи. В Краевом музее им. Н. И. Гродекова отдельно выделена коллекция по культуре сопредельных стран, и в общей сложности это 1 400 предметов из Китая, Кореи и Японии. Большую часть составляют китайские экспонаты — их около 600. Многие из них Гродековский музей представлял на тематических выставках, посвященных Поднебесной. Коллекция продолжает пополняться, отражая жизнь современного Китая, но один из первых кирпичиков заложил в нее человек, чье имя сегодня носит этот крупнейший на Дальнем Востоке научный центр. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|