- Искусство собирать
- Коллекция
- Рисовальщик чукоч и камчадалов
- Дары генерал-губернатора
- Точка отсчета китайской коллекции
- Артефакты истории далекой и близкой
- Собрание впечатлений
- Пекинец Моррисон — журналист и коллекционер
- Коллекционная вещь времен античности
- Сюжеты Поднебесной в символах чуан хуа
- Дневник императора
- «Я буду жить...»
- Собирая подлинное
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- БЕЛЬДЫ Андрей Иченгаевич (1929–1987)
Эскизы Николая Долбилкина из частной коллекцииМногим людям, особенно творческим, свойственна коллекционерская жилка. У Андрея Чайки она сказалась в любви к подлинной живописи. Будучи профессиональным художником, он собрал немало картин своих учителей, друзей, собратьев по цеху — Союзу художников Российской Федерации. Близко общаясь с авторами, Андрей Анатольевич получал в дар и покупал их работы, тем самым поддерживая в трудное для них время. Произведения Г. С. Зорина, Н. П. Долбилкина, А. П. Лепетухина, С. И. Петухова, Е. М. Фентисова, В. П. Степанова, Е. И. Вольгушева, А. Е. Вольгушева, Ю. И. Дунского, Е. Г. Коробко, И. Д. Лиханова, В. И. Марченко, В. Н. Соловова составляют яркую творческую палитру в его коллекции. Особое место в этой частной коллекции отводится эскизам заслуженного художника России Николая Павловича Долбилкина. Живописец, художник-монументалист, участник Великой Отечественной войны, он отразил в своем творчестве непростую эпоху социализма 1930–60-х годов. Для создания эпохальных произведений он каждый раз проделывал колоссальную подготовительную работу, длившуюся порой несколько лет. Предварительные эскизы, выполненные к этим произведениям, были просто необходимы. Эскизы, попавшие в коллекцию А. А. Чайки, были подарены самим автором, а также искусствоведом Л. П. Тарвид с надеждой на их творческое продолжение. Каждый из этих эскизов, по сути, уже самостоятельное художественное произведение, которое соответствует знаниям и ощущениям художника, тому, как он понимает историю своего времени. По ним можно предположить, как менялся создаваемый образ, как глубоко мастер продумывал воплощенную им идею, с каким пристальным вниманием выстраивал композицию, искал подходящий цвет, выбирал нужные способы передачи пространства. Если сравнить эпохальные картины и мозаичные панно Н. П. Долбилкина с выполненными к ним эскизами, становится очевидно, какой невероятной усидчивостью и работоспособностью обладал художник. В одних случаях картины Николая Павловича Долбилкина или полностью совпадают с первоначальными эскизами, как картина и эскиз «Венок памяти Победы», или внесенные в готовое произведение изменения едва уловимы и не влияют на общий замысел, как картина и эскиз «Мертвые сраму не имут. (Рыдающий воин у братской могилы. с. Бамут, Чечня)». В картине в отличие от эскиза более тщательно проработаны детали: фрагменты зданий, тень от каски, слова на памятнике четче проявлены. Это происходит оттого, что автор сразу определил замысел созданного им произведения и выразил его в своем «Слове о творчестве»: «Нельзя забывать, что русский солдат, сохранивший в душе архетип православной веры, всегда был и остается гарантом безопасности Отечества и народа, а также сохранения мировой цивилизации». Несколько иное назначение имеют подготовительные эскизы Н. П. Долбилкина, сделанные для монументально-декоративных произведений в архитектуре. Это были заказы, выполнение которых проходило на конкурсной основе, и, чтобы воплотить свою идею, Николаю Павловичу приходилось иногда что-то менять. Так, на первоначальном эскизе триптиха «Юноша из Комсомольска» перед нами ростовое изображение сидящего юноши с карандашом в правой руке и бумажным листом на коленях. Для республиканской московской выставки «Монументалисты России» этот же «Юноша из Комсомольска» изображен уже оглавно. Оглавный вариант «Юноши из Комсомольска» стал промежуточным этапом к итоговой работе триптиха «Покоритель космоса», выполненного для мемориального зала Дворца культуры судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Мастер всегда прорабатывал свои проекты очень основательно, пробуя различные техники. Два его эскиза, подготовленные для мозаичного панно «Наука» на фасаде здания политехнического университета Комсомольска-на-Амуре, выполнены в разных техниках: в бумагопластике и гуаши. По ним видно, как художник подбирал необходимую цветовую палитру, искал подходящий объем для основного произведения и использовал затем в своей мозаике наработанный результат, усиливая цвет и объем в заранее определенных им местах. Нужно сказать, что Н. П. Долбилкин мог сам вести всю работу над монументальным произведением от начала и до конца, он владел многими видами художественных техник и многое делал вручную. Некоторые эскизы Н. П. Долбилкина получили в дальнейшем наилучшую живописную интерпретацию. Так, в эскизе «Амурская мадонна» к одноименной картине художник тщательно проработал композицию, в которой ему очень важен был выбор действия. Автор писал об этом: «В картине „Амурская мадонна“ при решении темы материнства акценты сделаны на отношении ребенка и матери. У ребенка большая активность, направленность в будущее, у матери — полная уверенность, устойчивость. Здесь, как вообще в большинстве моих композиций, фоновая часть очень обобщена и служит дополнением к изображению человеческих фигур». Позднее этот же эскиз был им интерпретирован в духе нового времени — начала XXI века в картине «Мать и дитя». На ней обнаженная женская натура с младенцем, изображенная на фоне мрачного города, выглядит дисгармонично. «Планета для счастья плохо оборудована» — вот основная идея художника, воплощенная в этом произведении. В 2012 году эскиз Н. П. Долбилкина «Амурская мадонна» интерпретирует уже А. А. Чайка в своей картине-посвящении «Памяти художника Долбилкина Н. П.». Ее идейный замысел, по словам автора, заключается в том, что Родина-мать рождает своих сыновей героями. И один из них — сам Николай Павлович, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Отечественной войны и другими боевыми наградами, он достойный сын славной памяти человечества. В таком коллекционировании художественных произведений прослеживается живая творческая преемственность. Примечательно то, что эта коллекция не скрыта от глаз посторонних. Она находится в мастерской Андрея Чайки, где проходят встречи со школьниками, студентами. Наталия СТАРУН |
|||
|