Ты, Ангел мой, не покидай меня…

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл,
исходящую от престола Бога и Агнца.
Откровение Иоанна Богослова, глава 22

Учусь за дом я
Принимать Планету.
Она летит, —
Вселенной вечен путь.
И Землю я почищу
Солнца щеткой.
Чтоб детям ее чистую вернуть...

Светлана Вялкина

Странную картину порой наблюдают строители: среди рабочего хаоса на объекте вдруг появляется хрупкая женщина в широкополой шляпе и что-то разъясняет, настойчиво добиваясь своего. Удивительно, как естественно она совмещает стремительную походку и романтическую шляпу из девятнадцатого века, выделяющую ее на городских улицах.

Красиво —
Тени дырявые пляшут,
Ложатся сиреневым цветом,
Щербатый асфальт украшая.

Имя Светлана органично для этого человека неиссякаемой энергии. Ее жизнь состоит из бесконечных чертежей, вырастающих в здания, из страсти к культуре, из азарта познания, из человеческого таланта понять, помочь. Она и Время как будто общаются на одном языке. Современные здания, интерьеры, реставрация особняка XIX века, храмы, персональная художественная выставка и многочисленные листы со стихами. А для женской судьбы, все же единственно бесценное — взрослый сын, который пошел по тем же архитектурным стопам.

Ее художественный автопортрет — чередование декоративных разноцветных плоскостей, геометрия которых смягчена мягкой тональностью пастели. Пастель — материал, заставляющий вспомнить храмовые стены, среднеазиатские орнаментальные росписи. Хрупкость, размытость цветового пятна придает поэтичность и отрешенность портретному облику. Состояние самоуглубления, когда рождаются творческие идеи, требует тишины. Но она редко бывает одна, пожалуй, лишь в ночные часы. Читая ее рукописную книгу стихов, обнаженную чувствами, общечеловеческой ответственностью, трудно поверить, что пишет она их в дорожных командировках, слушая разговоры пассажиров. Если она вдруг замедлила шаг, значит, душа звучит стихами — это и есть ее время для поэзии. У нее редкий талант самоуглубления среди внешнего шума в пространство идеального, где царствует гармония духа. Именно в таком пространстве сходятся в единый образ личные и общекультурные тропы жизни.

Давайте,
                зачерпну вам тишины
Ковшом
                из росписи
                                сверкающих созвездий.
И вы увидите,
                как белые медведи,
Идут в снега
                ярчайшей белизны.
Хотите,
                я насыплю тишины
Песком струящейся
                сквозь ладони,
И на заре услышите,
                как кони,
Свободно, иноходью
                рвутся в табуны.
В тиши парит орел,
                расправив крылья,
И в тишине он
                слышит ветра зов,
В тиши плывут в морях
                стада дельфиньи
Свободно и
                не ведая оков.
И в тишине
                рождаются планеты,
Галактики и
                новые миры.
Звук тишины
                бесстрастный, безответный
Всех нас, наполнив,
                порождает сны.

Конструкция стиха аналогична автопортрету: короткая строка — метафора места и образа действия, разрыв строки — пауза вчувствования, строка — и вновь образ, диапазон от осязаемости «свободы» посредством сравнительной изобразительности к вселенской абстракции, к невесомости и парению творческого самовыражения. Цветовые плоскости в портрете — метафоры жизненных отметин. Но у Светланы даже темные цвета приглушены, боль обращена в печаль...

Сквозняк в душе, сквозняк.
Как форточка — душа:
То хлопает, а то скрипит и стонет.
Воспоминанья, словно листья, ветер гонит
Под ноги они падают, шурша...

Ассоциативное разноцветье осеннего шуршанья, которое искрит красотой импульсов багрово-красного в охристом ковре, розовеющей прозрачности листьев с тонкими прожилками, — воспоминания, как листья, постепенно обретают характер уходящей «прекрасной эпохи», но остается романтический след Любви, возвышающейся над прозой.

Летаю с болью над землей,
В мечтах витаю.
Не исчезай.
Ты боль — Любовь.
Я это знаю.

В ее стихах и картинах постоянно появляются образы ангелов, храмов.

Ты, Ангел мой!
Не покидай меня.
Крыла мои
Почисть одежной щеткой.

Картины с изображением ангелов небольшие по формату, своего рода камерные иконы — сновидения. Колорит традиционно иконописный, с мягким свечением. Таким же светом пронизаны пейзажные композиции. Храмы и природа всегда нераздельны в ее творчестве. С природой у Светланы особенные доверительные отношения. Детство прошло в деревнях Томской области, где работали отец — учитель физики, математики, астрономии, мама — биолог. В памяти и томный аромат лета с песнями сверчков, и огонь в печке зимними вечерами, и родительское тепло. С детских лет Светлана много рисовала, мечтала быть художником, а вокруг дышала природа. С тех пор она для нее — источник, одаряющий вдохновением, радостью, особым ощущением объемности Бытия, снами-мечтами.

Пейзажные мотивы ее акварелей просты: садовые цветы, пруд, разнотравье. Но они преувеличены чувственным восторгом, заполняя первый план и плотной массой распространяясь по листу и устремляясь вверх, к небу. Они вбирают солнечный свет, и сами становятся светящейся субстанцией. Их объемное свечение ирреально. В то же время природные мотивы реалистичны в изобразительности, мазки свободны, подчеркивают динамику формы, их очертания конструктивно обобщены. Своеобразный контрапункт архитектурной монументальности и всепроникающего светового потока: «Жизнь, я знаю, в бесконечность движемся, в бесконечность...» Природа — универсальный текст спектра души, а его интерпретация зависит от искренности личности.

Обнаженное тело Земли
Как Даная,
Обсыпается златом листвы —
Солнца златом...
Лужи — блюдца,
Глаза небес
Отраженьем на
Землю брошенные.
Желание — упасть в них
И чтобы — вознес,
Но тихо стою,
Отверженная.

Томск с его резной деревянной архитектурой, студенческий Новосибирск с яркими шумными впечатлениями, Комсомольск-на-Амуре — по интуитивному выбору. Построенные в этом городе объекты по ее архитектурным проектам — целая страница. А еще бесчисленные тропы, исхоженные в таежных окрестностях зимой и летом... И вот следующая станция: приглашение коллег в Хабаровск. За эти 8 лет — объекты федерального и краевого значения, новые стихи, картины, где вновь пространство охвачено светом души. Пунктир жизни — громадный существенный вклад в культурное развитие Дальневосточного региона и необъятная духовная глубина.

Все суета.
Объезды иль наезды.
И лебезенье лиц, поставленных у «трона».
Паденье возле ниц,
Лишь творчества Матрона
Маячит, как всегда, распятием креста...

Под темной шляпой музы лик печален,
В глазах — немеркнущей надежды свет
И, вопрошая к Богу в миг отчаяния,
В душе рождается единственный ответ.

Ольга ПРИВАЛОВА, искусствовед
Комсомольск-на-Амуре


Светлана ВялкинаВЯЛКИНА Светлана Семеновна, архитектор.
Родилась в Новосибирске. Окончила Новосибирский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, архитектурный факультет. В 1972 г. приехала в Комсомольск-на-Амуре. С 1978 г. член Союза архитекторов России. В 1982 —1984 гг. — занятия в студии самодеятельных художников под руководством известного авангардного дальневосточного художника Геннадия Лукьянова. С 1993 г. преподает в детской студии «Архитектура и дизайн» при Комсомольском-на-Амуре музее изобразительных искусств. В 1997 г. творческие проекты студийцев заняли третье место на фестивале «Зодчество-97» в Москве. С 1993 по 1997 гг. — председатель Комсомольской-на-Амуре организации Союза архитекторов России. С 1999 г. работает в «Хабаровскгражданпроекте» главным архитектором мастерской № 1. В 2003 г. награждена Большой золотой медалью за реставрацию Концертного зала филармонии — памятника архитектуры «Военное собрание». С 2006 г. — член Союза дизайнеров России. На IV Всероссийской выставке-конкурсе ее работа признана лучшей работой года в области дизайна. Награждена российским национальным знаком «Виктория». В настоящее время архитектор института «Дальспецпроект» при «Дальспецстрое при Спецстрое России», г. Хабаровск.

Проекты и постройки
Деревянный храм, кинотеатр (п. Солнечный, Хабаровский край)
Школа,
66-й квартал (г. Комсомольск-на-Амуре)
Храм Святой Великомученицы Елисаветы в г. Хабаровске (в соавторстве с А. Е. Мамешиным, А. В. Мамешиной)
Храм Св. Ильи Пророка с домом настоятеля (г. Комсомольск-на-Амуре)
Реставрация здания «Военное собрание» — памятника архитектуры федерального значения (Хабаровск)
Реставрация интерьеров городского дома детского и юношеского творчества (Хабаровск)
Реконструкция большого зала Дома офицеров флота в г. Вилючинске (Камчатка)
Пристроенный объем фирмы «Мегафон» к дому по ул. Волочаевской (Хабаровск)