Шахназар Шахназаров: «Керамика – это все!»

Нечасто удается побывать там, где рождаются произведения искусства. Тем значимее моменты, когда появляется возможность заглянуть за закрытую от чужих глаз дверь и приобщиться к таинству. Мне посчастливилось побеседовать с хабаровским художником-керамистом Шахназаром Шахназаровым в его мастерской. Готовясь к этой встрече, я узнал, что мастер работает в самых различных художественных техниках. Список внушительный: живопись, скульптура, резьба по дереву, керамика, эмаль... И что же во главе угла?

— Наверное, керамика, — говорит Шахназар. — Когда я устроился на работу в Хабаровский музей археологии, имел контакт с керамикой, найденной при раскопках на территории Дальнего Востока. В ней обнаружил совершенно незнакомые мне узоры, особые способы декорирования. Это и натолкнуло на мысль создать уникальный и узнаваемый образ хабаровской керамики. Сначала была лишь идея, но после соприкосновения с древностью она получила конкретное воплощение. Теперь я работаю преимущественно в этом направлении, занимаюсь керамикой, но не забываю и о других техниках.

В прошлом году в Краевом музее им. Н. И. Гродекова прошла моя персональная выставка «Наследие». Готовясь к ней, я попытался вести диалог с древностью, с гончарами давно ушедших эпох, сравнивая их работы с собственным представлением о хабаровской керамике. На выставке вместе со своими работами мне удалось представить интересные образцы керамики, долгое время хранившиеся в запасниках музея, так что практически все экспонаты зритель увидел впервые. Этот выставочный проект стал моим первым большим шагом к рождению того творческого образа, в поисках которого я нахожусь уже много лет.

— Что же отличает хабаровскую керамику от керамики других регионов?

— Особенность хабаровской керамики в формах и способах декорирования. На найденных оттисках и черепках хорошо видны особые чешуйчатые узоры. Археологические исследования подтверждают, что ни в одном регионе России такой способ декорирования не применялся. Еще на обнаруженных образцах встречаются изображения символа, многим известного как инь-ян. И вот что интересно: этим черепкам намного больше лет, чем самому восточному символу. В древности сосуды декорировали не только для красоты, но и в качестве оберега, для защиты от злых духов, привлечения достатка в семью и так далее. Орнаменты и декоры на керамике, найденной при археологических раскопках, представляют собой интересные образы, которые я стараюсь воплотить в своих работах.

— Когда глина в руках мастера становится произведением искусства, в этом тоже есть что-то мистическое. А с чего все начинается?

— Первый шаг — идея. Она вынашивается долгое время, и наконец наступает момент, когда появляется необходимость воплотить ее в жизнь. Например, если это будет сосуд, я придумываю его будущую форму и орнамент, делаю эскизы. Иногда это бывает экспромт, когда идея развивается по мере создания произведения.

Материал для художественной лепки я использую тот же, что и гончары тысячи лет назад, — красную глину. Добываю ее сам — неподалеку от Хабаровска есть замечательное месторождение. Очищаю от крупной примеси, добавляю песок и делаю густую массу. Для гончарного дела глину нужно просеивать от любой примеси, иначе из-за маленького чужеродного тела вся работа пойдет насмарку. Для этого я развожу ее до жидкого состояния и сцеживаю готовую глину. Когда материал готов, начинается процесс лепки и обжига. Вообще при работе с глиной существует очень много мелких нюансов, которые всегда необходимо учитывать. В этом мне помогает многолетний опыт работы с глиной, а также мои личные хитрости и секреты.

Изначально у керамики всегда было исключительно практическое назначение, и зачастую из нее делалась только посуда. Я стараюсь расширить возможности керамики, и делаю из нее очень многое — от женских украшений до облицовочного кирпича. Керамика — это все! И отсюда вытекает другая моя цель — внедрение архитектурной керамики.

— И что же это?

— Так называют искусство внедрения керамики в различные архитектурные решения. Речь идет о монтировании керамики непосредственно в конструкцию здания. Это может быть что угодно: облицовка здания, декорирование фасадов домов и их интерьеров и многое другое. Керамика — это не только плитка, но и декоративный кирпич, и скульптура. И она прекрасно сочетается с другими строительными материалами, потому что может быть любой фактуры, ритма и цвета. Техники ее исполнения практически безграничны.

— И керамика так же надежна?

— Очень надежна. Керамика ничем не уступает по прочности природному камню. И с ее помощью ничем не примечательное здание можно превратить в произведение искусства. Именно поэтому я хотел бы преобразить улицы Хабаровска, украсить город архитектурной керамикой. Только представьте, как бы они ожили!

Конечно, потребуется много сил, но можно начать и с малого. Например, вдоль дорог поставить небольшие памятники и скульптуры — скажем, любимых сказочных персонажей. Ведь нигде в мире такого нет. Бронза, медь, бетон — вот современные материалы. Глину давно и незаслуженно забыли.

Или такая идея. Я часто работаю с детьми, потом мы организуем выставки их работ. Порой ребенку удается передать с помощью глины намного больше, чем взрослому художнику. Можно было бы объявить творческий конкурс среди юных хабаровчан, а по его итогам лучшие детские работы мастера воссоздавали бы в большем масштабе. Или создать аллею скульптур, основанных на детских работах. Ребенок — автор, мастер — технический исполнитель.

— Это действительно отличная идея. Как вы думаете, найдет она поддержку?

— Трудно сказать. Вопрос поддержки той или иной творческой инициативы часто оказывается непростым, но главное — не опускать рук. Чтобы заявить о себе, я участвую в различных конкурсах и выставках, стараюсь донести до зрителя свои идеи. Пока я один, но у меня есть ученики, которым передаю свои знания, подсказываю, в каком направлении двигаться.

Я верю, что для любого благого дела обязательно найдется поддержка. Ведь создание хабаровской керамики — это, в первую очередь, поддержка своей региональной культуры. С помощью такого уникального материала, как глина, можно по-настоящему украсить город, добавить новые цвета в дальневосточный колорит. Уверен, что керамика может стать основным языком архитектуры. И я думаю, однажды искусствоведы, посмотрев на мои работы или на работы моих учеников, скажут: «Да, это действительно хабаровская керамика». И это будет означать, что я добился своей цели.

Беседовал Глеб МОРДОВЦЕВ
Фото предоставлены Шахназаром Шахназаровым


Шахназар ШАХНАЗАРОВ — художник-керамист, сотрудник Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова (Музей археологии). Родился в 1963 году в селе Гасан-Кала Азербайджанской ССР. В 1996 году окончил Хабаровский краевой колледж искусств, в 2008 году — факультет изобразительных искусств и дизайна ДВГГУ. Участник ряда городских выставок. Персональные выставки проходили в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск), Музее изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре), Краевом музее им. Н. И. Гродекова, Картинной галерее им. А. М. Федотова. Участник краевых и региональных выставок, международных выставок в Республике Корея и КНР.