- Путеводная звезда
- Путешественник – перелетная птица
- Единое пространство культуры
- Путешествие по ночной библиотеке
- Голоса художников
- Шахназар Шахназаров: «Керамика – это все!»
- Дары Софьи Витухновской
- Григорий Зорин. Честная летопись
- «Краснушки» и «чернушки» со святыми образами
- Нашей юности оркестр
- Эра биг-бендов на Дальнем Востоке
- «Мадам Баттерфляй», или Попытка полета
- Успеть на последний трамвай
- Открывающая клады и талантливых людей
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ГУРИКОВ Александр Викторович
Слышно, как падает роса... В арт-галерее «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре) уже традицией стало проводить выставки «Память сердца». Они посвящены художникам, которых сегодня нет с нами, но их творчество и составляет тот животворящий процесс, который обозначен как история дальневосточного искусства. История изобразительного искусства — это визуальные живые страницы истории, показывающие, как наряду с освоением сурового края набирало силу духовное культурное наследие. Художники творчеством вспахивали духовную целину. В свои поиски они вбирали и уверенность человека-первопроходца, и мощную природную красоту Дальнего Востока. Каждая такая выставка еще раз убеждает, что картина есть голос личности художника. И это результат активного поиска авторского языка. Дальневосточные художники смело работали как с яркой насыщенной палитрой, так и с изысканной приглушенной гаммой цветовых оттенков. Особенно выразительно это проявилось в творчестве Д. А. Гутова (г. Комсомольск-на-Амуре). Он окончил Художественный институт г. Киева, и учеба в центре славянской культуры дала толчок его живописным поискам выразительного напряжения цветового тона. Поэтому он создал собственные энкаустические краски, и цвет приобрел внутреннюю упругость, а цветовая композиция в целом создавала текучие переходы. Более того, художник создал и черный энкаустический карандаш, и в соединении с углем серия работ в этой технике показывает неисчерпаемые возможности взаимодействия серого и черного тонов, при этом усиливая идею монументальности Природы. В графическом пространстве офортов А. В. Гурикова (г. Хабаровск) этот притягательный черно-светлый контраст также неисчерпаем и загадочен. Подобные выставки приносят и неожиданные находки для изучения творчества художников. В экспозицию вошли работы художника Г. С. Ли Гирсу (г. Комсомольск-на-Амуре) разных периодов его творчества. В Комсомольск художник приехал с художественными работами, сделанными во время и после учебы в Самарканде, Ленинграде. Они классически выверены по цвету и композиции. Когда же художник решил жить на Дальнем Востоке, то вдруг увидел другой природный мир, другой воздух. И он, как будто прикоснувшись к своим восточным корням, создал новый синтетический язык в своей живописи, который называют и мерцающим, и серебристым с неуловимо пастельной гаммой. Как ни странно, но эта экспозиция обнаружила, что монохромные по технике линогравюры Д. Романюка (г. Хабаровск) обладают таким же притягательным цветовым ощущением жемчужного перелива. Художник так тонко, в счастливом настроении открывателя, перебирает своим штихелем разнообразие природных форм, буквально тактильным чувством создает мир лесных обитателей, присоединяя радость человека от прогулки, от встречи с друзьями, с природой. Художника можно сравнить с коллекционером, из природы собирающим душой, мыслью образ, каждую линию, неповторимые цветовые сочетания. Мастер создает пластические идеи, преображая окружающий мир в духовную суть. Лейтмотивом живописного и графического наследия Г. М. Кутурова (г. Хабаровск) стали женщина и музыка. В триптихе, посвященном С. Рихтеру, явно слышится мелодия, как тонкая (искренняя) нота человеческого чувствования. Здесь есть и видимый, и невидимый след ангелов как ирреального пространства, и по изобразительности, цветовой сдержанности — сосредоточение на мелодии, но графическая фактура (золочением, эффектом рукотворной бумаги) вносит ту ноту движения жизни, которая обогащает полифонию композиции. Такие выставки — это как новые встречи, которые учат жить и творить сегодня. Это профессиональная культура художников, отмеченная особым отношением к самому творческому процессу, где чувствуется деликатность в теме, идее, желание выразить собственный мир чувствования, — это сродни священнодействию над холстом, бумагой. Искусство не терпит суеты. Невольно в сравнении с сегодняшним днем испытываешь ностальгию о понятиях «Художник», «Творец», «Искусство». Особенность таких выставок еще и в том, что художественные произведения собираются из частных коллекций, из мастерских художников. Поэтому они в какой-то мере являются неожиданностью и для публики, и для профессионалов. Их можно увидеть только в короткий период, во время выставки, а потом они возвращаются к людям, которые продолжают бережно их сохранять для потомков. Художники, чьи произведения представлены на выставке «Память сердца»: Андрианов Геннадий Иванович (1930–1994), живописец, Рязанское художественное училище. Васильев Владлен Викторович (1929–1976?). График офорт, плакат, карикатура, иллюстрация. Художественно-графическое отделение г. Биробиджана. Ли Гирсу Георгий Семенович (1922–1995). Заслуженный художник РСФСР, живописец. Самаркандское художественное училище, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Гуриков Александр Викторович (1941–2005). Заслуженный художник России, живописец, график. Художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Гутов Дмитрий Андреевич (1927–2000). Живописец. Художественный институт Димура Евгений Федорович (1930–2004). График. Народный университет культуры г. Владивостока, отделение живописи. Заславский Николай Гаврилович (1921–1991). Живописец. Краснодарское художественно-педагогическое училище. Кутуров Геннадий Матвеевич (1937–2001). Живописец, график. Художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Лукьянов Геннадий Сергеевич (1941–1995). Живописец, график. Художественно-графический факультет Биробиджанского педагогического училища, художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Романюк Дмитрий Андреевич (1932–1992). Живописец, график. Владивостокское художественное училище, графический факультет Харьковского художественного института. Петухов Сергей Иванович (1953–2007). Живописец. Художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Пихтовников Анатолий Валентинович (1942–2010?) Живописец. Свердловское художественное училище. Мащенко Алексей Васильевич (1919–2005). Живописец. Ярославское художественное училище. Шкраб Вениамин Львович (1915–1987). Живописец. Одесский художественный институт, Художественный Московский институт повышения квалификации художников-живописцев. Ольга ПРИВАЛОВА |
|||
|