- Путеводная звезда
- Путешественник – перелетная птица
- Единое пространство культуры
- Путешествие по ночной библиотеке
- Голоса художников
- Шахназар Шахназаров: «Керамика – это все!»
- Дары Софьи Витухновской
- Григорий Зорин. Честная летопись
- «Краснушки» и «чернушки» со святыми образами
- Нашей юности оркестр
- Эра биг-бендов на Дальнем Востоке
- «Мадам Баттерфляй», или Попытка полета
- Успеть на последний трамвай
- Открывающая клады и талантливых людей
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ГУРИКОВ Александр Викторович
Наиболее яркие страницы истории русской иконописи в собрании Дальневосточного художественного музея, как и в коллекциях других российских музеев, связаны с деятельностью различных региональных и столичных иконописных школ. Народные иконы, так называемые «краснушки», «чернушки», «полосатые», «щепные» иконописные примитивы писались не только художниками-иконописцами, но и народными мастерами, среди которых могли быть ямщики, гончары, плотники. Н. В. Казаринова в своей статье «Народные сибирские иконы», исходя из документов Тобольского архива, пишет, что за иконопись брались все, кто того желал. Так, «священника Дягилева сына приказано отдать обучаться художеству иконописному к геодезии сержанту Василию Шестакову в Тобольске». В деле тобольского иконописца посадского Федора Мечакова указывалось, что он «...по подряде своем в Екатеринбургской церкви, неисправны намалевал образа». Ему предписывалось «...исправить, а впредь, ежели подобное усмотрится, то штрафовать». Появление народных икон отмечалось уже в XVI веке. В постановлениях «Стоглавого Собора» 1551 года впервые упоминаются «иконники неучи», которые писали «самоволкою, и не по образу. И тех икон меняли дешево простым людям поселянам невежам». Во второй половине XVII века в условиях бурного развития экономики страны, позволившего воздвигать храмы как в городах, так и вотчинах, резко увеличилась потребность в образах у простонародья. Иконы, наскоро созданные народными мастерами, «освидетельствовались» или осматривались в консистории, а затем давался билет «о дозволении отпускать в народ». Народные иконы во множестве стали привозить коробейники из центральных областей России, особенно из Суздаля. Иконописание в суздальских селах — Шуе, Холуе, Палехе, позднее во Мстере — приняло характер народного промысла. «Архивные дела, — рассказывает Н. В. Казаринова в той же статье, — хранящиеся в Тобольске, содержат сведения о количестве привезенных на продажу икон. Так, только в 1763 г. было привезено суздальцами, по освидетельствованию консистории, 55 икон „письма хорошего“, затем еще 267, „среднего письма“ 469 и „низшей работы“ — 57». Датировка и определение места создания более поздних икон сложны настолько же, насколько бывает трудно определить время и место написания картин народными самодеятельными художниками. И все же, сравнивая народные иконы, имеющие обозначения времени и места создания, можно увидеть различия в технике, колорите и в выборе особо почитаемых святых. Собрание Дальневосточного художественного музея насчитывает шесть икон, которые можно отнести к поздним народным иконам. Они поступили в музей в 1980-е годы: четыре — из Государственного Русского музея и три — от частных лиц. Иконы «Вседержитель», «Богоматерь Федоровская» и «Никола» относятся к «краснушкам». Самая яркая из них — «краснушка» «Вседержитель» конца XIX — начала XX века — написана неизвестным художником темперой и маслом на дереве. Техника написания маслом была характерна для народных икон подобного типа. На ней дается традиционное поясное изображение Иисуса Христа с крещатым нимбом над головой. Правой рукой он двуеперстно благословляет, а в левой руке держит закрытое Евангелие с изображением креста. Однако весь фон ковчега, поля, Евангелие и хитон Иисуса выполнены нетрадиционно — в ярко-красном цвете, занимающем почти всю поверхность иконы. Надписи по краям образа выполнены черным цветом — вверху: «IC», «XC», слева, у шеи: «Спас Все», справа, у шеи: «Держитель».
Икона «Николай Угодник», написанная неизвестным художником XVIII века маслом на сосновой доске, «щепная». Для «щепных» икон характерно использование древесины хвойных пород, отказ от ковчега и паволоки (иногда ее заменяли бумагой). На легком грунте «щепных» икон выполнялось только личное письмо: Христа, Богоматери, Николы Чудотворца. Другие святые на подобных иконах не встречались. На музейной «щепной» иконе полуфигурное изображение Николы. Правая рука Святителя сложена в именном благословении, в левой он держит открытое Евангелие со словами: «Вовремя оно Ста iс намъ Сте равне ина родъ ученiлъ». На святителе слева красная, справа темная с золотыми цветками фелонь. Сверху белый омофор с желтыми полосами по краям и темными крестами. По сторонам от головы Николы в медальонах полуфигуры Христа и Богоматери. Фон вверху ковчега посеребренный, внизу — охристо-оранжевый. Поля охристо-оранжевые. Надпись черным по краям нимба: «Образ Стаго Николы чу». Все эти произведения народной иконописи, как и сами художники, их создавшие, непосредственно связаны с русской православной культурной традицией и наполнены той высокой символикой, которая была присуща древним памятникам. Наталия СТАРУН |
|||
|