- Путеводная звезда
- Путешественник – перелетная птица
- Единое пространство культуры
- Путешествие по ночной библиотеке
- Голоса художников
- Шахназар Шахназаров: «Керамика – это все!»
- Дары Софьи Витухновской
- Григорий Зорин. Честная летопись
- «Краснушки» и «чернушки» со святыми образами
- Нашей юности оркестр
- Эра биг-бендов на Дальнем Востоке
- «Мадам Баттерфляй», или Попытка полета
- Успеть на последний трамвай
- Открывающая клады и талантливых людей
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ГУРИКОВ Александр Викторович
Джаз — и образ жизни, и внутренний мир музыканта, и его фантазии. Это особый жанр, который требует особого таланта, что и отличает джазового исполнителя от музыканта, который только читает ноты. На Дальнем Востоке джазовая музыка развивалась на протяжении нескольких десятилетий. Многих, кто стоял у истоков джаза, уже нет, но джаз остался, его поддерживают молодые талантливые музыканты. В Хабаровске джаз имеет крепкие традиции. Пика своей популярности он достиг в 1960-е годы. Квинтет пианиста Вадима Горовца и альт саксофониста Вячеслава Захарова принял участие в джазовых фестивалях «Таллин-67» и «Москва-68». Квинтет был записан на фестивальную пластинку в Таллине — она единственная у дальневосточников. Появилась целая плеяда непрофессиональных музыкантов, ставших впоследствии известными на всероссийской джазовой сцене: Вячеслав Захаров, Вадим Горовец, трубач Александр Фишер, певица Валентина Пономарева, контрабасист Олег Кичигин, барабанщик Владимир Цыгальницкий и др. В последние годы в Хабаровске довольно часто проводятся своего рода творческие джазовые мастерские: неформальные встречи музыкантов со слушателями и официальные «большие» концерты джазовой музыки. Идея проведения джазового фестиваля в Хабаровске возникла после того, как ансамбль Вячеслава Захарова и трио Виктора Бондаренко приняли участие в IV Всероссийском фестивале «Джаз над Енисеем», который проходил в Красноярске. Возвращаясь домой, музыканты пришли к выводу, что условия для проведения джазовых фестивалей в Хабаровске есть. Получив поддержку со стороны администрации края, филармонии, тогда еще управления культуры, фестивали стали проводить ежегодно. Взявший в свои руки бразды правления неутомимый музыкант Вячеслав Захаров сумел не только создать крепкий творческий коллектив, но и сплотить вокруг себя большую группу единомышленников. Стали регулярными лекции-концерты по истории и основным течениям джаза, организовывались творческие встречи с гастролирующими джазовыми музыкантами, активно работала секция джаза при музыкальном обществе. Неизменной популярностью пользовались джазовые утренники в концертном зале филармонии. На фестивали «Джаз на Амуре» приглашались не только дальневосточные исполнители, но и музыканты из Москвы, Вильнюса, Новосибирска, Красноярска. Огромную работу по продвижению джазовой музыки проводил биг-бенд «Дальний Восток», созданный при Хабаровской краевой филармонии (руководитель В. Морозов). Этому оркестру были под силу все стили: от традиционного джаза до джаз-рока. Отточенность звучания инструментов, слаженность оркестровых групп и в то же время ярко выраженная индивидуальность солистов всегда заслуживали симпатии зрителей. Заслуга оркестра «Дальний Восток» еще и в том, что он способствовал формированию двух коллективов малой формы: квартет Виктора Бондаренко и квартет Виталия Ключищева, впоследствии участников многих конкурсов и фестивалей. К сожалению, с распадом оркестра закончилась и творческая деятельность этих ансамблей. 1990-е для музыкальной культуры края и всей России стали самыми разрушительными. Многие музыканты остались не у дел. Часть ушла в бизнес, многие уехали в Юго-Восточную Азию и уже не вернулись на дальневосточную сцену. Причем уехали не самые худшие. На Дальний Восток не приезжают с концертами саксофонист Александр Соломанин, гитарист Александр Носуль, джазовая певица Тина Носуль, тенор-саксофон Василий Болонкин и многие другие. Но вернемся к истории. Джазовая музыка на Дальнем Востоке развивалась во многом благодаря городам нашего края — Биробиджану и Комсомольску-на-Амуре. Интересна история зарождения и развития джаза в Биробиджане. В 1934 году сюда приехали выпускники театра-студии Михоэлса, чтобы создать в Еврейской автономной области национальный театр. А так как ему необходим был свой ансамбль или оркестр, вместе с молодыми актерами в Биробиджан приехали профессиональные музыканты: скрипач Лев Майстер, кларнетист Лев Сегал, пианистка Клара Резницкая, трубач Михаил Тихоненко. Постепенно их творчество переросло в первый джаз-оркестр, который окончательно сформировался в 1938 году. В числе его музыкантов была также и Хая Борисовна Эпштейн. Вообще владеть духовым инструментом — редкий дар для женщины. Хая Борисовна им обладала. Она играла на трубе и даже воспитала своих учеников. Творчество этих людей активно продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны. После Второй мировой нескоро наладилась музыкальная жизнь Биробиджана. Лишь в 1950-х годах появился первый эстрадный ансамбль, работавший в городском кинотеатре и исполняющий легкую музыку перед сеансом. Это был небольшой по своему составу коллектив, собравший, как и до войны, музыкантов-энтузиастов. Репертуар ансамбля составляли музыка и песни из отечественных фильмов. Однако уже к началу 1960-х годов в городе организуются оркестры эстрадных направлений. Один из них — под управлением Германа Сотникова работал в ресторане «Восток». Их репертуар в основном составляла музыка Людвиковского, Саульского, Дунаевского, Кожевникова. И все же заметного влияния на эстрадно-джазовое искусство области в 1960-е годы эти ансамбли не оказали. Только в начале 1970-х появляется коллектив под руководством И. Г. Неведрова, который включает в исполняемую эстрадную музыку элемент импровизации. Состав сам по себе был небольшой: Домбрынский (тромбон), Неведров (аккордеон), Шевченко (фортепиано), Шестинин (труба). С 1971 года Игорь Григорьевич Неведров работает преподавателем в культпросветучилище, где организовывает студенческий эстрадный оркестр. В середине 1970-х—1980-е появляются эстрадный, а позднее джазовый ансамбль «Сказ», затем джазовый ансамбль «Диксиленд» под руководством В. И. Казько. С рассказа об этом музыканте мне бы хотелось подробно остановиться на творческих портретах людей, которые и сегодня активно работают в эстрадно-джазовых коллективах города. В. И. Казько профессиональное музыкальное образование получил в Черкасском музыкальном училище. Это было в 1960-е годы, когда в стране джаз был на подъеме. Джазовая волна не прошла мимо музыканта. После окончания училища Василий Иванович Казько организовал небольшой оркестр, в репертуар которого входили различные эстрадные и джазовые произведения советских и зарубежных композиторов. В 1972 году В. И. Казько создает биг-бенд, в составе которого играли такие музыканты, как Корсунский, Мицель, Апанасюк, Добринский. Оркестр выступал на ежегодных смотрах художественной самодеятельности, играл на различных концертных площадках Биробиджана и ЕАО. В 1973 году В. И. Казько поступил в Хабаровский государственный институт культуры на хоровое отделение, поскольку в это время развивается вокально-инструментальное направление. После 1984 года Казько прекращает работу в ансамбле «Сказ», но не расстается с биг-бендом, который пользуется в Биробиджане успехом. Но творческая жизнь биг-бенда была недолгой: для такого большого состава было недостаточно аранжировок, требовалась финансовая поддержка. Спустя некоторое время Казько создает небольшой джазовый коллектив «Диксиленд», куда пришли Корсунский, Юков, Дегтярь, Фомин, Кадинский. В работе с музыкантами возникли некоторые трудности, так как все они имели классическую подготовку, и, несмотря на свой достаточно высокий профессиональный уровень, играть джаз им было тяжело. Тогда руководитель стал писать аранжировки и импровизации для своих музыкантов, и ансамбль заметили в городе. Еврейская музыка в его исполнении была особенной, неповторимой, а джазовые произведения и обработки песен советских композиторов отличались новизной звучания. В 1988 году «Диксиленд» выступил на джаз-фестивале в Хабаровске, после чего последовало приглашение на фестиваль джазовой музыки в Абакан. Через год участие в очередном фестивале в Хабаровске, а затем на всероссийском джазовом фестивале в Днепропетровске, ставшем в итоге вершиной творческой биографии как Казько, так и всех участников ансамбля. Это был своеобразный итог работы коллектива (В. Казько — фортепиано, Ю. Корольков — труба, Л. Захарович — труба, С. Фомин — гитара, Б. Вешкин — тромбон), которому было присвоено звание дипломанта фестиваля. Но в силу разных объективных причин ансамбль на пике своего творческого взлета прекратил существование. Репетиций как таковых больше не было, в ансамбле осталось трио — Корсунский и ритм-группа. Так постепенно угасла жизнь «Диксиленда». Творческие бразды правления были переданы молодому и талантливому музыканту Михаилу Червицу, коренному биробиджанцу, воспитаннику культпросвет-училища (ныне колледж культуры). Говоря о становлении и развитии эстрадно-джазовой музыки в Биробиджане, нельзя не отметить огромный вклад в музыкальную культуру Геннадия Богаченко — заведующего эстрадным отделением колледжа культуры, великолепного трубача, прошедшего хорошую школу в различных оркестрах Дальнего Востока и за рубежом. Среди действующих джазовых коллективов города оркестр «Диссонанс» под руководством Г. П. Богаченко, состоящий из студентов колледжа культуры. Как музыкант Г. Б. Богаченко тогда играл в оркестре «Дальний Восток» Хабаровска, который исполнял как эстрадную, так и джазовую музыку, гастролируя по всему Советскому Союзу. Работал в джаз-группе «Слайды» (Москва), участвовал вместе с ней в джазовых фестивалях в Тбилиси и Барнауле. Потом играл в оркестре радио и телевидения Киева, в оркестре Эдиты Пьехи, участвовал в международных джазовых фестивалях. Выступая с лучшими музыкантами мира, побывал с гастролями в США и Голландии. В 1987 году на базе городского Дворца культуры Биробиджана Богаченко создал биг-бенд, в котором участвовали сильнейшие музыканты города: Червиц, Корсунский, Юков, Поляк и др. Оркестр был организован на общественных началах и в силу объективных причин, к сожалению, просуществовал всего около года. С 1992 года Богаченко преподает в областном колледже культуры. Начало было положено в июне 2000 года: джаз, такой популярный в 1930–60-е и незаслуженно забытый в 1990-е, стал переживать очередное рождение, и центром стал Биробиджан. Почему? Просто есть в городе музыканты, любители джаза, которым не безразлична судьба этого неординарного направления в музыке. И первый из них — Геннадий Богаченко, создатель и руководитель единственного оркестра в этом направлении. Но вернемся к фестивалю «Джаз-2000». Пять часов на площади возле городского Дворца культуры длился музыкальный праздник. Среди зрителей не только убеленные сединами фанаты джаза 1960-х годов, но и молодежь, и дети, и профессионалы, и совсем не искушенные в музыке люди. Звучали сложные импровизации, классические каноны, но зрители каждую пьесу встречали и провожали аплодисментами. Как всегда был великолепен хабаровский «Диксиленд». Его руководитель Виктор Бондаренко прошел длинный путь в джазе. В каком только стиле он не играл, но традиционный джаз не оставил. Бондаренко — выпускник кафедры музыкальной эстрады и джаза Хабаровского института искусств, участник джазовых фестивалей, вместе со своими партнерами Т. и А. Носуль. С Тиной Носуль жители Биробиджана встречались не впервые. Эта известная джазовая певица являлась украшением всех джаз-фестивалей города. Училась она в Хабаровске, там же делала первые шаги: работала в филармонии, в концертном ансамбле «Дальний Восток», где и состоялось ее знакомство с Геннадием Богаченко, так удачно продолжившееся в джазе. Вместе с Тиной ее коллеги-музыканты А. Носуль, В. Болонкин, Г. Богаченко с успехом выступали на фестивалях в России, США, Японии, Корее. Еще одна хабаровская певица. Наталья Колпакова на небосвод джаза взошла не случайно. К этой цели она шла многие годы: Благовещенское училище, Хабаровский институт культуры с отличием, дважды звание лауреата джазового конкурса, занятия у ведущего вокалиста, доцента академии имени Гнесиных Ю. И. Олизарова — все это в творческом багаже певицы. Она обладает хорошей манерой эстрадного пения, но все же ее можно считать певицей джаза. Джазовый вокал — способ ее существования в музыке; в выступлениях с двумя оркестрами она показала чувство джаза, его дыхание, пульсацию глубоко и тонко. Сегодня она старший преподаватель эстрадно-джазового отделения ХГИИК. Еще хочется рассказать о большом творческом пути эстрадно-духового оркестра Дворца культуры имени 50-летия Октября в Комсомольске-на-Амуре и его руководителе Александре Карловиче Юрковском. Биография Дворца культуры имени 50-летия Октября началась в 1930-е годы, когда поднимались первые этажи города юности. Первостроителям очень нужны были хорошие песни, торжественные мелодии, марши. Тогда-то, в 1935 году, в рабочем клубе имени Баранова поселка Дзёмги и был создан духовой оркестр. Пусть было тогда немного музыкантов, но на празднике в честь создания заводом первого самолета Р-6 1 мая 1936 года торжественные звуки духовых инструментов создавали у людей по-настоящему праздничное настроение. В то время над оркестром взял шефство Ленинградский театр оперы и балета. Много и успешно выступал коллектив на агитплощадках, в подшефных организациях, в городском парке культуры. Ни один вечер трудовой славы не проходил без участия этого коллектива, музыка оркестра звучала на летней концертной эстраде и в цехах. В состав оркестра входили инженеры и технологи, слесари и сварщики. Кларнетисты В. Ф. Паденко, В. Н. Подойницын, баритонист Е. П. Худа — ветераны оркестра, отдавшие любимому увлечению по два-три десятка лет. За последние годы из коллектива не ушел ни один музыкант. Около 40 лет играют в оркестре тромбонист В. И. Ивашкин, трубач А. В. Андреищев, около 15 лет братья Хрульковы, отличные музыканты — ветераны А. И. Лиман, М. Т. Тимофеев, И. Т. Лужбин и многие другие. Для многих оркестрантов музыка стала не увлечением, а второй профессией. Успехами коллектив обязан прежде всего своим руководителям, бывшим и нынешним. До 1976 года народным эстрадно-духовым оркестрам руководил Евгений Петрович Худа, с 1977 года его возглавил Александр Карлович Юрковский. Сейчас костяк коллектива составляют именно те, кто влился в него в 1977 году. Среди них тромбонист С. В. Полюдов, саксофонист А. В. Подойницын, бас-гитарист Д. Г. Андрианов. Путь в оркестр у нынешних участников был разный. Как рассказывает сам Александр Карлович Юрковский, некоторых останавливали прямо на улице. «И что вы думаете, вышли из них отличные музыканты — достойное пополнение взрослым. Так выросли в коллективе А. Виноградов, С. Орехов и многие другие», — говорит Александр Карлович. Музыка была, есть и будет. В самые трудные времена нашей истории люди находили в ней отдушину. Музыка, если хотите, не умирает. Кто не верит в сказанное, пусть посмотрит на музыкантов оркестра, говорит А. К. Юрковский. У многих из них семьи, дети, но они не пропускают ни одного занятия, ни одного выступления оркестра. Все свое понимание музыки Юрковский всегда передавал оркестрантам, а через них и слушателям. Свидетельство тому — присвоение в 1978 году эстрадно-духовому оркестру Дворца культуры завода им. Ю. А. Гагарина звания народного. В 1979 году оркестр занял первое место и представил самодеятельное искусство Хабаровского края в Чите на зональном празднике духовой музыки профсоюзных учреждений культуры Сибири и Дальнего Востока. Он был почетным гостем Первого Всероссийского смотра-конкурса духовых оркестров в Москве, участником II и III всероссийских фестивалей духовой музыки в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге. Есть еще одна причина, по которой А. К. Юрковский постоянно раздвигает рамки репертуара, обогащает его жанровое и тематическое разнообразие. Таким образом страстный энтузиаст музыки ведет борьбу с эмоциональной глухотой, стремится расширить кругозор своих воспитанников, привить им эстетический вкус, дать не только практические навыки, но и теоретическую подготовку. Много произведений Александр Карлович пишет сам. Это песни о родном городе, заводе, а его фантазия на темы песен о России известна далеко за пределами Хабаровского края. Эстрадно-духовой оркестр под управлением А. К. Юрковского — лучший в Хабаровском крае, он входит в пятерку лучших эстрадно-духовых оркестров страны. Джаз, как и классическая музыка, — искусство элитарное. И это огромный пласт в общей музыкальной культуре. Проведение праздников джазовой музыки в Хабаровске говорит о том, что в нашем городе этот жанр находит понимание у многих. На подготовку джазового музыканта, как и академического, требуется десятилетие. Институт культуры и искусств за 45 лет существования подготовил не одну сотню музыкальных работников. Только одна кафедра музыкальной эстрады и джаза выпустила более 200 духовиков. Сегодня они работают в оркестрах и ансамблях Дальнего Востока, педагогами в колледжах искусств и культуры, филармониях... 15 выпускников являются дипломантами и лауреатами джазовых конкурсов, 10 имеют почетное звание «Заслуженный работник культуры России» и достойно представляют музыкальное искусство Дальнего Востока в нашей стране и за рубежом. По всему Дальневосточному региону выпускники института искусств и культуры открыли эстрадные отделения в колледжах и музыкальных школах. То, чему их научили в институте, теперь передается молодому поколению. На кафедре музыкальной эстрады и джаза работали высококвалифицированные педагоги: В. В. Касьянов, С. Березин, А. И. Скачков, М. М. Свирдин, выпускники Московской консерватории: Л. С. Василевский — композитор, руководитель первого большого эстрадного оркестра, положивший начало эры биг-бендов в нашем городе. Герман ПЕЧОРИН |
|||
|