В судьбе каждого человека важную роль играют учителя, старшие наставники. От них во многом зависит выбор жизненного пути и будущей профессии, именно они формируют духовные и нравственные ориентиры. Не случайно 2010 год объявлен в России Годом учителя.
Одно из приоритетных направлений развития Хабаровского края — художественно-эстетическое образование. Несколько лет назад был разработан «Комплекс мер по развитию художественно-эстетического образования в Хабаровском крае до 2010 года». Реализация этой важнейшей программы действий позволяет сохранять и приумножать культурный потенциал, который является важным фактором социально-экономического развития региона и одним из главных средств духовно-нравственного воспитания жителей Хабаровского края, повышения их качества жизни.
Достигнутый уровень духовной и художественной культуры в крае во многом обеспечивается деятельностью учреждений системы дошкольного, детского дополнительного, общего и профессионального образования. Плюс к этому активная просветительская работа учреждений культуры и искусства края, поддержка и развитие профессионального искусства и различных форм художественной самодеятельности. Важно отметить, что за последние годы такая система непрерывного художественно-эстетического образования, которая строится на взаимодействии и взаимопроникновении образования и искусства, подтвердила свою устойчивость, адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям, профессионализм, гражданственность большинства работников культуры и образования.
Если говорить о структуре художественного образования в нашем крае, то приоритетное значение имеет сеть учебных заведений, которые подведомственны министерству культуры. Начальное звено в этой структуре — 46 учреждений дополнительного образования детей, в числе которых 11 музыкальных школ, 30 школ искусств, 3 художественные школы, а также хоровая и хореографическая школа. Сегодня в них работают более 730 преподавателей, у которых обучаются 8,5 тысячи детей. Детские школы искусств не только позволяют как можно раньше выявить талант ребенка и создают условия для его органичного профессионального становления, но и решают задачи широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания юных жителей Хабаровского края. Речь идет о регулярных концертах, выступлениях лекторских групп, детских филармоний, об организации городских и районных выставок, фестивалей и многом другом. Заслуживает внимания опыт работы Амурского, Комсомольского районов края, где в дошкольных образовательных учреждениях созданы малые музеи, которые знакомят подрастающее поколение дальневосточников с истоками русской культуры и традициями коренных малочисленных народов Севера.
С 2006 года проводится краевой конкурс среди музыкальных школ и школ искусств. По итогам 2010 года лучшими городскими школами признаны детская школа искусств № 2 г. Амурска (директор В.А Скороход.), детские художественная и музыкальная школы г. Комсомольска-на-Амуре (директора Л. Г. Половинкина и О. Н. Курбатова). Среди сельских (поселковых) школ отмечены детские школы искусств п. Чегдомын (директор Т. Ф. Якубовская), п. Хор района имени Лазо (директор В. А. Гринченко), «Жаворонок» с. Черная Речка (директор Е. Н. Жарникова).
Впервые в этом году проведен конкурс на лучшую преподавательскую работу. Победителем стала Наталья Викторовна Наследова, преподаватель фортепиано детской музыкальной школы г. Комсомольска-на-Амуре.
Ежегодно вручаются дипломы лауреатам Краевого губернаторского конкурса детско-юношеского художественного творчества. В номинации «Лучший хореографический коллектив» в 2010 году победил образцовый ансамбль классического танца «Золушка» Амурской детской школы искусств № 1 (руководитель Г. В. Филиппова) и народный хореографический национальный ансамбль «Кэку» («Цветок») Солнечного межпоселенческого централизованного клубного объединения — детский эстетический центр с. Кондон (руководитель Н. М. Дигор).
В номинации «Лучший эстрадный коллектив» звание присвоено концертному биг-бэнду Хабаровского краевого колледжа искусств (руководитель С. П. Кузнецов), «Лучший вокальный коллектив» — вокальному ансамблю «Виктория» детской музыкальной школы г. Комсомольска-на-Амуре (руководитель Тулякова Н.Н.), «Лучший театральный коллектив» — детскому образцовому театральному коллективу «Веснушки» детской школы театрального искусства «Бенефис» г. Хабаровска (руководитель М. А. Ефремова), «Лучший хоровой коллектив» — концертному хору детской музыкально-хоровая школы «Тополек» г. Хабаровска (руководитель Е. А. Бряузова). В номинации «Лучший инструментальный коллектив» победу разделили духовой оркестр Хабаровского краевого колледжа искусств (руководитель П. Н. Ленских) и оркестр народных инструментов детской школы искусств п. Хор района имени Лазо (руководитель В. А. Гринченко).
В марте этого года проведен второй фестиваль-конкурс детско-юношеского художественного творчества «Новые имена Хабаровского края». Это конкурс, который содействует раскрытию талантов, творческой активности и мастерства детей и молодежи, способствует развитию межведомственного сотрудничества между учреждениями культуры и образования в целях поддержки одаренных детей, привлекает внимание к проблемам художественного и музыкального образования в крае. Проводился он в двух номинациях — «Изобразительное искусство» и «Музыкальное исполнительство».
В этом году членами жюри рассмотрено свыше 600 рисунков, прослушано более 300 музыкальных произведений в исполнении учащихся детских школ искусств и Хабаровского краевого колледжа искусств. По итогам конкурса определены 18 лауреатов и 2 обладателя Гран-при (Юлия Кашина в номинации «Изобразительное искусство» — детская художественная школа г. Комсомольска-на-Амуре (преподаватель Ю. И. Яровенко) и Алтана Эрдыниева в номинации «Музыкальное исполнительство» — детская музыкальная школа г. Комсомольска-на-Амуре (преподаватель Н. В. Наследова), ставшие стипендиатами губернатора края и благотворительного форда «Новые имена», 5 ребят получили бесплатные путевки в краевой центр внешкольной работы «Созвездие», детям были вручены специальные дипломы и благодарности за участие, направлены благодарственные письма педагогам и родителям победителей. Во время фестиваля прошли мастер-классы членов жюри — преподавателей музыкальных и художественных отделений учебных заведений края, концерты, встречи с жюри и обсуждения итогов конкурса. Заключительный гала-концерт прошел на сцене концертного зала краевой филармонии, где победители выступили с Дальневосточным симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов.
Между министерством культуры края и межрегиональным благотворительным общественным фондом «Новые имена» подписано соглашение о совместной деятельности, которым нам делегировано ежегодное проведение фестиваля-конкурса. В этом году в его работе приняли участие вице-президент фонда Эдуард Барзов и профессор Московской государственной консерватории М. А. Готсдинер. На будущий год ожидаем приезд президента Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена» — заслуженного артиста России пианиста Дениса Мацуева.
Ежегодно губернатором учреждается 30 ежемесячных стипендий одаренным детям и талантливой молодежи за особые успехи и выдающиеся результаты в культуре и искусстве. Министерство культуры оказывает постоянную поддержку учреждениям дополнительного образования сферы культуры. Учебно-методическим центром Хабаровского краевого колледжа искусств проводятся мастер-классы, семинары-практикумы, краевые конкурсы, фестивали, олимпиады по различным специальностям, причем как для преподавателей, так и для их учеников. Кроме того, воспитанники школ искусств активно участвуют в региональных, всероссийских, международных конкурсах, выставках, смотрах.
Заслуженные победы наших ребят на конкурсах и фестивалях самого высокого уровня — это результат кропотливой работы талантливых педагогов. В Хабаровском крае немало ярких имен, среди которых Н. И. Парчайкин, Е. Т. Дунская, Л. И. Шутова, (Хабаровск), В. П. Поданев, Н. Н. Тулякова, Е. Е. Фатьянова, Н. В. Наследова, Г. И. Чернов, А. П. Павленко, А. В. Рыбаченок, Т. Е. Макарова, А. Б. Парадовская, Л. Е. Уразова (Комсомольск-на-Амуре), В. А. Скороход, Т. Б. Столярова, И. А. Амеженко, Ж. В. Леоненко (Амурск), В. А. Гринченко (п. Хор).
Яркие и талантливые дети, выпестованные нашими педагогами, сегодня наша гордость. Скрипач Александр Кузнецов учится в Академии музыки в Швейцарии, вокалистка Анастасия Кикоть учится в Санкт-Петербургской консерватории, пианисты Даша Кученова и Арсений Аристов в Московской консерватории, скрипачка Александра Ли в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.
Следующее звено в структуре художественного образования Хабаровского края — среднее профессиональное образование. Хабаровский краевой колледж искусств уже на протяжении 75 лет выполняет две основополагающие задачи. Во-первых, готовит специалистов широкого профиля для учреждений культуры и дополнительного образования детей. Во-вторых, является необходимым звеном подготовки специалистов, особенно в области музыкального и изобразительного искусства для получения высшего профессионального образования. Сегодня в колледже 6 специальностей, по которым обучаются около 300 молодых людей.
Золотым фондом художественного образования края являются педагоги колледжа, которые отдают свои знания, мастерство, опыт и энергию души ученикам. Это Л. А. Токарева, Г. В. Никоненко, М. Ф. Шальтис, Т. Н. Иванова, Н. И. Лычева, В. А. Никиточкин, Р. В. Янкина, В. В. Герасименко, А. Г. Фурта, Ю. К. Шклявер, С. В. Тимченко, Э. К. Ким.
Ежегодно больше шестидесяти процентов выпускников Хабаровского колледжа искусств продолжают образование в высших учебных заведениях по профилю избранной ими специальности, что говорит о высоком уровне подготовки учащихся. В настоящее время на базе колледжа искусств создана и успешно работает краевая школа одаренных детей.
Высшее звено профессионального образования в Хабаровском крае представлено двумя вузами: Хабаровским государственным институтом искусств и культуры и Дальневосточным государственным гуманитарным университетом, где на художественно-графическом факультете учатся будущие педагоги по изобразительному искусству как общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования для детей. Стоит отметить, что среди хабаровских членов Союза художников России более пятидесяти процентов выпускники этого факультета.
Более чем за 40 лет Хабаровский государственный институт искусств и культуры накопил опыт активного взаимодействия с органами управления и учреждениями культуры края по подготовке специалистов. В 1991 году в институте набрали первую экспериментальную учебную группу по специальности «актерское мастерство». В результате этого интересного эксперимента совместными усилиями подготовлены артисты, которые сегодня — гордость театрального искусства в нашем крае, среди них, заслуженные артисты России Владлен Павленко, Денис Желтоухов. Сегодня такую целевую подготовку проходят будущие артисты краевых театров, музыканты Дальневосточного симфонического оркестра, Хабаровской краевой филармонии. Ежегодно из краевого бюджета и средств, заработанных самими учреждениями культуры, на эти цели выделяется около полумиллиона рублей. Как показывает практика, вложения в подготовку и последующее закрепление кадров оправдывают эти серьезные финансовые инвестиции.
Заслуживает внимания и культурно-просветительская деятельность Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. Большую работу проводит клуб любителей классической музыки «Ренессанс» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, которым руководит кандидат культурологии, доцент В. В. Костанди. С 2004 года по инициативе этого клуба и при поддержке Хабаровского общественного собрания проводится городской межвузовский фестиваль «Золотая лира». И таких примеров бескорыстного служения искусству и образованию в каждом районе и городе нашего края немало.
Праздником творческих достижений студентов высших и средних специальных учебных заведений края стал ежегодный Дальневосточный фестиваль «Студенческая весна». Его главный учредитель и координатор — министерство по молодежной политике, спорту и туризму края. Всего за несколько лет студенты и творческие коллективы вузов стали победителями и призерами Всероссийского конкурса «Студенческая весна» в номинациях «Авторская песня», «Эстрадная песня», в хореографических номинациях и др.
Новым явлением в послевузовском образовании специалистов Хабаровского края стала целенаправленная подготовка высококвалифицированных научных кадров в Дальневосточном художественном музее, краевом музее им. Н. И. Гродекова, Дальневосточной государственной научной библиотеке. В результате в них уже работают 14 человек, защитившие кандидатские диссертации по профилю работы учреждения, и еще 11 сотрудников являются соискателями и аспирантами.
Большое значение в активизации историко-культурологического направления научных исследований, в том числе и в области художественного образования в Хабаровском крае, играет учрежденный краевым министерством культуры и Хабаровским научным центром ДВО РАН научно-практический журнал «История и Культура Приамурья», который выходит в свет с 2007 года. Заметным явлением в художественно-эстетическом и культурно-просветительском пространстве нашего края стал региональный журнал «Словесница Искусств», в состав учредителей которого в 2007 году вошло Краевое научно-образовательное творческое учреждение культуры. Кроме того, с 2008 года успешно реализуются масштабные издательские проекты «Литературное наследие Приамурья» и «Культурное наследие Хабаровского края».
С 1991 года в новых экономических условиях учреждениями культуры и образования, а также различными общественными организациями края накоплен важный положительный опыт художественно-эстетического образования. Но жизнь не стоит на месте, мы не останавливаемся на достигнутом, потому что художественно-эстетическое образование — непрерывный творческий процесс. А самое главное, это важнейший ресурс формирования человеческого потенциала культурного обновления России.
Александр ФЕДОСОВ,
министр культуры Хабаровского края