Как все начиналось. Из истории образования в Приамурском крае

В связи с колонизацией Дальнего Востока, широкой волной переселенцев из России в Приамурье все острее ощущалась потребность в обучении детей, в открытии школ. Первая начальная школа Министерства народного просвещения в Приамурской области открыта в Николаевске-на-Амуре в 1855 году с появлением первых партий переселенцев. А в 1873 году на деньги купцов А. Ф. Плюснина, М. И. Чардымова и. Р. Рафаилова открывается начальная школа в Хабаровске. Плюснин пожертвовал под школу участок земли с домом и около десяти лет содержал ее. Школа была названа Алексеевской, в честь великого князя Алексея Александровича.

В 1897 году в Приамурской области было 116 учебных заведений, учащихся — 4 259. В Хабаровске — 7 учебных заведений, в которых обучалось 590 учащихся. Школы в основном были начальные. Обучение в них велось по Примерной программе предметов, преподаваемых в начальных народных училищах Министерства народного просвещения, утвержденной 7 февраля 1897 года. Учащиеся того времени изучали Закон Божий, русскую и церковнославянскую грамоту, письмо и арифметику.

«Идя рука об руку с церковью, школа, как источник нравственной силы и знаний, должна быть на высоте своей просветительской деятельности, и в то же время должна быть желанным достоянием всех слоев общества, призванного на служение в далекой окраине. Только при таком условии прогресс страны возможен, и в этом залог ее будущности», — говорится во Всеподданнейшем отчете приамурского генерал-губернатора Гродекова,

Приамурские генерал-губернаторы были заинтересованы в развитии народного образования. А. Н. Корф, С. М. Духовской, Н. И. Гродеков, П. Ф. Унтербергер, Н. Л. Гондатти по-отечески заботились об открытии в крае новых государственных учебных заведений, всячески поощряли появление частных училищ, гимназий, школ. Ежегодно «на монаршее благоусмотрение» направлялись прошения и просьбы, касающиеся «потребностей в народном просвещении». Николаю Ивановичу Гродекову удалось убедить Николая II повысить жалованье учителям в полтора раза с возмещением за счет казны всех транспортных расходров, связанных с переездом в Приамурье. Это привлекло в Приамурский край квалифицированные педагогические кадры. Генерал-губернатором Николаем Львовичем Гондатти был разработан «План расширения учебной сети в Примурском крае», предусматривавшей открытие целого ряда учебных заведений в крае.

Серьезной проблемой была нехватка педагогических кадров. «Учительский состав начальных училищ совершенно случайный. Только один учитель явился в край, вызванный специально для учительской деятельности; все остальные при учительстве состоят потому, что не пристроились к другим занятиям», — сообщают «Приамурские ведомости» в 1900 году.

В докладе окружного инспектора училищ Приамурского края Н. С. Иваницкого трудности с кадрами объяснялись «дороговизной» и «крайне суровыми условиями жизни», дорогим проездом к службе, так как «казенных средств на это не отпускается».

С 1910 года народное образование в Приамурском крае получило мощный импульс развития. Наряду с открытием новых учебных заведений и приглашением для работы учителей из центральных губерний администрация края взяла курс на подготовку местных педагогических кадров. 1 июня 1914 года было получено официальное разрешение из столицы об открытии в Хабаровске Учительского института — первого на дальневосточной окраине среднего учебного заведения, готовящего педагогические кадры.

Лариса САЛЕЕВА,
Госархив Хабаровского края