- Видеть хорошие знаки
- Разумное, доброе, вечное...
- Важнейший ресурс культурного обновления России
- Дом, где музыка живет
- Завороженный баяном
- Радость «Виолино»
- Классика «Золотой лиры»
- Наполним музыкой сердца
- Город юности рисуют дети
- Время собирать
- Новая школа и вечные ценности
- Историк и музей во времени и пространстве Дальнего Востока России
- Беседы с детьми о русской иконе
- В поисках источника вдохновения
- Магия первобытного очага, или Археология без витрин
- Медвежьи забавы
- Не оторваться от корней
- Изучая амгуньских людей. Об исследователях негидальской культуры
- Маска женьшеня и костюм багульника
- Город будущего
- Всякое дело мир красит
- Как все начиналось. Из истории образования в Приамурском крае
- Карандашные пометки неутомимого исследователя
- Профессор Козловская. Строгая, но справедливая
- Посеешь характер – пожнешь судьбу
- Особая территория народов Севера
- «Чукотским и корякским владею хорошо»
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Единое пространство культуры
- КОРОЛЕНКО Евгений Васильевич
Негидальцы — коренной дальневосточный народ, самый малочисленный из числа аборигенов Хабаровского края, компактно проживающий ближе к устью Амгуни и в нижнем течении Амура. По данным Всероссийской переписи населения, в 2002 году численность негидальцев составляла 806 человек, 505 из которых живут преимущественно в Хабаровском крае. Село Владимировка, возникшее в 1945 году на месте бывшего кочевого стойбища Гарпа, в переводе с эвенкийского «Луч солнца», расположенное на берегу Митрофаньевского озера, вниз по течению р. Амгунь в 12 км от районного центра — села им. Полины Осипенко, в настоящее время является местом наиболее компактного проживания негидальцев (88 человек) и эвенков (152 человека). Эти два народа всегда жили в тесном соседстве и были неразрывно связаны между собой глубокими языковыми, Негидальцы — от «негда» — береговой, крайний (на языке эвенков). Самоназвания «илькан бэйенин», «на бэйенин» (здешний, местный), «амгун бэйенин» (амгуньский человек). Негидальцы, несмотря на свою малочисленность, всегда демонстрировали поразительную стойкость в этнографическом отношении, до сегодняшнего дня сохраняя родной язык, самосознание и национальную культуру в целом.
Первые упоминания об этом маленьком таежном народе как особой группе эвенков со своим языком и специфической культурой встречаются в русских документах ХVII века. Название «негидальцы» в донесениях того времени отсутствует, однако, родовой строй амгуньских тунгусов ХVII века частично совпадает с родовым составом современных негидальцев. Первые путешественники и ученые не могли дать точного ответа на многие вопросы происхождения негидальцев и истоков их культуры, но проблемы, касающиеся истории происхождения народа и формирования его этнокультурых традиций, всегда вызывали особый интерес
В разное время к проблемам истории и культуры негидальцев обращались в своих трудах известные ученые
Лев Яковлевич Штернберг (1861–1927) — народоволец, крупнейший этнограф и лингвист, профессор Петербургского университета, Довольное результатами работы ссыльного с «инородцами» начальство вскоре разрешило Льву Штернбергу произвести перепись гиляков и ороков реки Тыми и восточного побережья Сахалина. Таким образом, он получил счастливую возможность провести полное этнографическое изучение всего острова. Зимой 1891 года Штернберг познакомился с ульчами, приезжавшими с материка на Сахалин для торговли; лето 1892 года он посвятил путешествию по реке Поронай и южной части острова, где переписывал и изучал гиляков, а также айнов и ороков. Лев Яковлевич получил разрешение на некоторое время с научной целью переехать на материк, но при условии передвижения в точно определенном администрацией районе — от Хабаровска до Благовещенска. Летом 1896 года он предпринял путешествие к амурским гилякам, попутно посетив побережье Татарского пролива, заселенное орочами. И только в мае 1897 года Штернберг, попав под амнистию, досрочно покинул Сахалин и выехал на родину. За восемь лет ссылки ученый подробно исследовал общественный строй, религиозные воззрения и обычное право аборигенов, основательно изучил язык и фольклор гиляков (нивхов), орочей, сахалинских и среднеамурских тунгусов (эвенков), ульчей, негидальцев, айнов. После путешествия 1896 года Штернберг 13 лет не занимался экспедиционной деятельностью, но это время не пропало даром. Одна за другой выходят в свет его этнографические работы, каждая из которых приносит известность. В 1910 году он вновь побывал на Амуре и Сахалине теперь уже в качестве признанного ученого. Это была последняя экспедиция, которой он завершил полевое изучение народов Нижнего Амура и Сахалина.
В советские годы ученый занимается музейной и педагогической деятельностью. Публикуются лучшие его статьи, создаются музейные экспозиции, появляется целая плеяда учеников. Лев Яковлевич издает такие фундаментальные труды, как «Культ орла у сибирских народов», «Айнская проблема», «Семья и род у народов
Своими многочисленными исследованиями
Иван Иванович Гапанович (1891–1982) — историк,
В 1918–1925 годах проживал на Дальнем Востоке, в том числе на Камчатке. В 1918–1925 годах во время поездок по Камчатке занимался изучением жизни коренного населения. В 1920 году во время экспедиции на Крайний
Из Приморья в 1925 году нелегально перебрался в Китай и вплоть до 1931 года проживал в Шанхае. В После окончания Второй мировой войны семья профессора Гапановича эмигрировала в Австралию и поселилась в Канберре. Здесь Иван Иванович преподавал русский язык и этнографию России в университетском колледже. В конце 1964 года он вышел в отставку и поселился в Сиднее. Именно тогда он стал работать над своими воспоминаниями.
Занимаясь тунгусоведением, бытом, культурой жителей Камчатки и Чукотки и другими проблемами российского Дальнего Востока, профессор
Валентина ЛЕБЕДЕВА,
Основные труды
1. Остров Сахалин //Сибирский 2. Краткая программа для собирания этнографических сведений применительно к народам Сибири. СПб.,1914. 3. Культ орла у сибирских народов // Сборник МАЭ. 1925. 9 Т. 25. — Вып. 2. — С. 117–140. 4. Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора, собранные на острове Сахалине и в низовьях Амура. СПб., 1990.
5. Семья и род у народов 6. Гиляки, орочи, гольды, айны: статьи и материалы. — Хабаровск, 1933. 7. Первобытная религия в свете этнографических исследований: статьи, лекции. Л., 1936.
Основные труды
1. Амгуньские тунгусы и негидальцы, их будущность. — Харбин:
2. Воспоминания о 3. Камчатские коряки: Современное положение племени и значение его оленьего хозяйства. — Тяньцзинь, 1932. 4. Колониальная система на Севере //Вольная Сибирь. — Прага, 1930. — № 9. — С. 84–96.
5. Россия в 6. Российская историография Восточной Сибири. — Пекин, 1935. (англ. яз.). Источники: 1. Коренные малочисленные народы севера Хабаровского края: итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: стат. сборник / Территориал. Орган Федерал. службы гос. статистики по Хабар. краю. — Хабаровск, 2006. — С. 5.
2. Кочешков 3. Негидальцы. // Народы России: энциклопедия. — М.: БРЭ, 1994. — С. 244–246.
4. Цинциус |
|||
|