- Видеть хорошие знаки
- Разумное, доброе, вечное...
- Важнейший ресурс культурного обновления России
- Дом, где музыка живет
- Завороженный баяном
- Радость «Виолино»
- Классика «Золотой лиры»
- Наполним музыкой сердца
- Город юности рисуют дети
- Время собирать
- Новая школа и вечные ценности
- Историк и музей во времени и пространстве Дальнего Востока России
- Беседы с детьми о русской иконе
- В поисках источника вдохновения
- Магия первобытного очага, или Археология без витрин
- Медвежьи забавы
- Не оторваться от корней
- Изучая амгуньских людей. Об исследователях негидальской культуры
- Маска женьшеня и костюм багульника
- Город будущего
- Всякое дело мир красит
- Как все начиналось. Из истории образования в Приамурском крае
- Карандашные пометки неутомимого исследователя
- Профессор Козловская. Строгая, но справедливая
- Посеешь характер – пожнешь судьбу
- Особая территория народов Севера
- «Чукотским и корякским владею хорошо»
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Единое пространство культуры
- КОРОЛЕНКО Евгений Васильевич
В ноябре 2009 года в Музее археологии открылась интерактивная экспозиция с теплым и несколько загадочным названием «Магия первобытного очага», которую можно называть и экспозицией, и маленьким театром, и фрагментом ожившей древности, но которая в любом случае хабаровчанам и гостям дальневосточной столицы подарила возможность взглянуть на жизнь наших далеких предшественников с совершенно неожиданной стороны.
Один из моих коллег говорил, что уровень заслуг ученого измеряется умением перевести строгую и
Музей — беспристрастный оценщик качества и, пожалуй, даже смысла научной работы, определяющий, насколько последняя востребована в современном обществе. Поэтому, когда идея новой археологической экспозиции еще только зарождалась, мы исходили исключительно из того, что будет захватывать воображение публики — нет, не так называемого «образованного контингента», не эрудированной богемы общества, а именно публики — того большинства, которое называет археологию «наукой лопаты» и имеет самое отдаленное отношение к академическим новостям. Заинтересовать совершенно незаинтересованную аудиторию — вот что стояло нашей задачей. Мы вполне отдавали себе отчет в том, что для взятия этого барьера потребуется не столько внедрение
Еще задолго до создания экспозиции, о которой пойдет речь, автором помимо традиционных археологических разведок и раскопок производились так называемые экспериментальные исследования, смыслом которых была возможность изучать такие грани древнего быта, производства, промысла и, если хотите, даже мышления, которые в принципе не могут быть реконструированы с помощью методов, используемых археологом в своей обыденной практике. Например, при раскопках легко определяется место, где горел костер — но что это был за костер: случайный, кухонный, ремесленный, ритуальный или какой другой, как долго (и почему) он горел, как его разводили или обслуживали? А вот
О том, как проходят экспериментальные экспедиции, можно судить по эмоциональному высказыванию одного из сотрудников краевой прессы, профессионального фотографа, которому довелось побывать на месте проводимых работ: «Никогда даже не мечтал, что смогу отснять каменный век воочию. Зачем изобретать машину времени?» И действительно, экспериментальные полигоны археологов, как правило, располагаются в труднодоступных, мало посещаемых людьми местах, где сама атмосфера как бы стирает грани времени. Моделирование древнего быта (включая разнообразные производственные, промысловые и другие процессы) протекает по определенному сценарию, согласно которому экспериментальные операторы (
Несмотря на всю описанную «экзотику», стоит заметить, что все составляющие такого экспериментального быта строятся на сугубо научных данных, полученных из раскопок. Чего только не делали наши экспериментальные операторы: изготавливали весь ассортимент известных каменных орудий — топоров, тесел, проколок, сверл, ножей, наконечников стрел, копий Если переводить вопрос в сугубо археологическую плоскость, то в древности имели место жизнь и деятельность определенного общества с иным собственным содержанием, в котором каждый предмет имел собственный смысл и входил в сложные отношения с другими объектами материальной и нематериальной сторон культуры, обеспечивая слаженный механизм развития, а после исчезновения общества формула его жизни и деятельности также гибла, оставляя лишь неупорядоченный набор потерянных, сломанных, выброшенных за ненадобностью и других оставшихся за бортом жизни вещей, с которыми впоследствии и имеет дело археолог.
Итак, переходим от научного эксперимента к музейной практике. Утверждение, что музей — это в первую очередь вещи, на наш взгляд, довольно узко отражает суть нашей профессии. В музее человек адресуется к некоей среде (исторической, культурной Сначала о названии — «Магия первобытного очага». Очаг — очень понятный и лаконичный объединяющий элемент, символ тепла, уюта, семейного благополучия, издревле собирающий в кругу своего света родичей, свидетель всех домашних производств, кустарных ремесел, около него рассказываются легенды, проводятся обряды, это сердце любого дома. Именно очаг освещает круг видимого, близкого, знакомого и оставляет в отступившем мраке все неясное и загадочное — так, на наш взгляд, воспринимается малоизвестный первобытный мир. Первобытный очаг во многом символизирует таинственную (магическую!) древность, сам дух которой пропитан сакральностью, иррациональностью, непохожестью на наш мир. Суть создаваемого экспозиционного комплекса проще всего понять, рассмотрев три главных принципа, которые вели нас на протяжении всего процесса.
Принцип первый — достоверность. Несколько лет назад в Солнечном районе Хабаровского края мною проводились раскопки неолитического поселения Раскопки предоставили уникальную возможность воссоздать детальную реконструкцию этого сгоревшего дома в стенах музея — даже своими размерами он точно вписался в имеющееся помещение. Разумеется, все материалы реконструкции натуральные — деревянные столбы и стенные бревна, в щелях мох, крыша берестяная, покрытая дерном, пол весьма точно копирует землю. Как и в древности, в центре располагается очаг, обложенный плахами, по краям — узкие сиденья и полки.
Экспонаты отправились в фондохранилище музея, а в реконструкции древнего дома (разумеется, в тех же самых местах, что и в древности!) были расставлены их восстановленные Достоверность — это важный момент, отличающий бутафорию или декорацию от музейной экспозиции.
Принцип второй — многоканальное восприятие. Представьте, что человек сидит в жилище каменного века и слышит через занавешенный шкурой вход рокот автомобиля, чувствует запах бензина. На наш взгляд, материальная культура начинает приобретать действительно живые черты только будучи помещенной в ту среду, в которой она В созданной экспозиции мы использовали три потока восприятия. Первое — это зрительный образ. Согласитесь, что если просто развесить все экспонаты по ярко освещенным стенам, сопроводив пояснительными текстами, то и экспозиция превратится в декорацию. В «Магии первобытного очага» свет приглушенный, «дрожащий», полностью в красных, желтых, оранжевых тонах; в углах таится полумрак; мягко мерцают «угли» очага; этикетки (как и другие атрибуты современности) отсутствуют; в проеме дымового отверстия видно «звездное небо»-то есть воссоздана среда освещенного догорающим костром жилища. Второе — звук. Костер не может быть мертвым — он щелкает и потрескивает подобно настоящему; можно представить, что древние люди слышали за пределами своего обиталища: уханье совы, перекличку певчих птиц, шум ветра, шелест дождя, грозовые раскаты и многое другое, что в нашем случае передается специальной стереоустановкой, — все это создает особый неповторимый барьер между современностью и той самой зарождающейся эмоцией при восприятии древнего мира.
Третье то, что часто недооценивается — ароматический эффект. Какие запахи окружали наших далеких предшественников? Уж наверняка запах дыма от догорающего очага, особые таежные ароматы, старые шкуры, запахи земли и влажного мха Достижение многоканального восприятия являлось одной из самых сложных и спорных позиций при создании интерактивного комплекса. И хотя в стенах музея невозможно в полной мере воссоздать все многообразие и красочность атмосферы, например, экспериментального полигона, все же использование перечисленных эффектов весьма и весьма снижает актуальность современного мира, способствует своего рода погружению в первобытный мир «детей природы», что мы считаем заслуженным успехом.
Принцип третий — руками трогать! Это перефразированное исконно музейное выражение отражает одну из главных основ интерактивной экспозиции — доступность каждого элемента реконструкции. Именно при осуществлении этого пункта родилось понятие «Археология без витрин». Сломать психологический барьер витрины — для музейщика задача непростая, но в конечном результате действует безотказно, завершая полноту эффекта присутствия в каменном веке, создавая у посетителя ощущение того, что он сам является участником неких древних событий. И действительно, в «Магии первобытного очага» есть возможность не только присесть на застеленные плетеными циновками и шкурами деревянные нары, взять в руки керамический сосуд, ощутить тяжесть каменного топора И, конечно же, понятно состояние современного человека, который вдруг после осмотра «академической» археологии в пяти залах музея совершенно внезапно оказывается будто в другом измерении, переместившись, как на машине времени, на семь тысяч лет назад. Надо сказать, некоторые люди теряются от необычности обстановки, от несоответствия их привычному представлению о музейной среде. Отчасти для этой цели в «Магии первобытного очага» предусмотрен ведущий — профессиональный актер, играющий роль неолитического человека, организующего театрализованные занятия и экскурсии, контролирующего их ход, поддерживающий участников в необходимом тонусе. Именно от него зависит вся целостность и динамика процесса и во многом полноценная реализация целей этого интерактивного комплекса — через увлекательную игру или представление. Вот лишь некоторые из сюжетов, в которые может попадать посетитель.
«Охотничья заимка» ( Игра не только дает представление о важнейшей отрасли первобытной жизни, но также на примере древних учит бережному и уважительному отношению к окружающему миру, формирует основы адекватного экологического сознания.
«В гостях у колдуна» (
Здесь можно услышать древние легенды о происхождении мира и живых существ, поучаствовать в «музыкальном» конкурсе с древними инструментами (бубен, барабан, флейта Сюжетные направления данной игры могут значительно варьироваться в зависимости от возраста участников, численности группы, характера интересов.
«Семейный очаг» ( Участники слушают легенду о прошлом «своего племени», затем предлагается найти осколки подлинных глиняных черепков «предшественников», спрятанных в различных участках жилища таким образом, что найти их можно лишь следуя серии подсказок — игра не только на знания, но и на внимательность. В недалеком будущем предполагается значительное расширение тематики занятий, например уже разрабатываются:
«Оружейная мастерская» (игра —
Участники могут делиться на группы, в виде игры проводится перекрестная викторина о способах первобытной охоты, повадках охотничьих животных
«Мастер на все руки» ( Занятие основывается на обращении к домашним ремеслам каменного века, которые знакомят посетителей с бытовой стороной жизни в неолите, включающей обработку кости, рога, дерева, кожи и др. Привлекательность состоит в практическом ознакомлении с древними производствами, приобретении практических навыков в обработке древних материалов, умении изготовить любую бытовую вещь древними способами из природных материалов, а также в возможности под руководством мастера изготовить предмет культуры каменного века, который можно забрать с собой.
«Борьба за огонь» (многосюжетная ролевая
Привлекательность игры состоит в большом количестве сюжетов, непредсказуемости ситуаций во время «путешествия», умении найти правильный выход «Первобытные моды» (фотоуголок). По желанию посетителей различных возрастов предлагается услуга фотографирования в «древнем» костюме в интерьере жилища, портретное фото с «древней» прической и «древними» украшениями. Не исключена возможность организации фотовыставки из лучших работ (по согласованию с посетителями). Создавая интерактивный комплекс, мы ориентировались на посетителей разных возрастов и разных интересов. На первый взгляд, наибольший успех «Магия первобытного очага» должна вызывать у детей — и действительно, такие «настоящие» игры с возможностью ролевых перевоплощений мало кто сможет им предложить. Но есть и другая точка зрения. На самом деле ребенка, воспринимающего мир со всей своей чистотой и неизбывным любопытством, удивить не столь трудно, гораздо сложнее удивить взрослого с его критичным, оценочным, «опытным» взглядом на окружающее. Уже создавая реконструкцию, мы имели в виду и такую аудиторию, хотя и не предполагали, насколько это станет удачным шагом. Результаты превзошли все ожидания — как оказалось, взрослый человек, как никто другой, нуждается во внутреннем раскрепощении, уходе от повседневности с помощью яркой эмоции, с помощью прикосновения к нестереотипной среде, с помощью редкой для него возможности — играть. Заходите в Музей археологии и убедитесь в этом сами.
Археолог и экспозиционер. Заведующий отделом экспериментальной археологии Хабаровского краевого музея имени |
|||
|