Завороженный баяном

Фото С. ПлотниковаЗаведующий отделением народных инструментов Хабаровского колледжа искусств, заслуженный работник культуры РСФСР, бессменный председатель предметно-цикловой комиссии по классу народных инструментов, педагог по классу баяна Виктор Арсентьевич Никиточкин недавно отметил свое 70-летие. В это трудно поверить. Легкий, артистичный, стремительный, он словно мысленно устремлен за пределы аудитории, где мы беседуем. Такое впечатление, что в любую минуту может сорваться с места, влететь в соседний класс, откуда доносятся звуки баяна и голоса учеников, чтобы подсказать, посоветовать, направить.

Впрочем, «народники» все-такие — без возраста, зато с шутками и прибаутками. Короче, никакой солидности…

Урок Виктора Никиточкина во Владивостокском музыкальном училище. 1960-е…Почему, размышляю я, мальчик, родившийся перед войной в деревушке Владыкино Калининского района Саратовской области, выбрал своим инструментом баян? Да просто других инструментов больше не было, объясняет Виктор Арсентьевич, в деревне на всю округу имелись один радиоприемник, один патефон и одна гармонь-«хромка», на которой играл отец Арсентий Григорьевич. Маленький Виктор часами сидел подле него, слушал, смотрел, запоминал, а однажды взял инструмент в руки и заиграл.

— Сейчас, имея педагогический опыт, — говорит Виктор Арсентьевич, — я понимаю, как это стало возможно. С самого рождения через русскую песню, наигрыши сельских гармонистов и балалаечников в голове складывались слуховые впечатления, которые и позволили пальцам чисто интуитивно, путем проб и ошибок находить нужные клавиши.

Вообще музыка в любом ее проявлении производила на мальчика неизгладимое впечатление, особенно скрипка. Но о скрипке в ту пору и мечтать не приходилось. Когда в 1945 году с фронта стали возвращаться односельчане, один из них привез немецкий трофейный аккордеон невиданной красоты. Это было потрясение! Отец, понимая, что сын музыкально одарен, что он уже не может без музыки, пошел на невозможное: за два мешка зерна — огромная цена по тем голодным и бедным временам! — он купил настоящий баян. С тех пор Виктор с успехом играл на свадьбах, гуляньях, деревенских посиделках, причем мог совершенно точно воспроизвести игру какого-нибудь незадачливого гармониста, наверное, в этом уже тогда проявлялся его артистизм.

Родители, понимая, что с такой тягой к музыке ребенок должен учиться, в 1951 году отвезли сына в Саратов, где бурлила музыкально-концертная жизнь, работали театры, в том числе оперный. Музыкальная школа, затем училище, первый профессиональный учитель Василий Федорович Григоренко, кумир и бог. После окончания училища юноша поступил в консерваторию, там как раз открыли факультет народных инструментов.

Известное хабаровское трио баянистов: В. Камбаров, В. Никиточкин, В. Юрков. 1960-еПо признанию Виктора Арсентьевича, в консерваторские годы он открыл для себя фортепиано, в Саратове была возможность слушать выступления таких знаменитых пианистов, как Д. Башкиров, Н. Штаркман, А. Цфасман. Никиточкин стал даже подумывать о переходе на фортепианный факультет. Однако в год окончания Саратовской консерватории он принял участие в конкурсе баянистов Поволжья, где занял второе место. Если принять во внимание, что первое место не было присуждено никому, то понятно, что юноше было чем гордиться, тем более что конкурс этот среди специалистов считался весьма престижным.

Победа в конкурсе определила окончательный выбор музыканта. Под аплодисменты аудитории — беспрецедентный случай! — он с таким блеском сдает выпускные экзамены по специальности, что член экзаменационной комиссии Н. Бендицкий, бывший ученик Генриха Нейгауза, который терпеть не мог звучания народных инструментов и затыкал уши ватой, освободил уши, чтобы услышать виртуозную игру студента на баяне. По распределению Виктор поехал в Целиноград, но вскоре вернулся в Саратов, где его приняли на работу в консерваторию.

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба музыканта, но в это время в Хабаровске в училище искусств возникла критическая ситуация с кадрами — не осталось ни одного преподавателя по баяну. Никиточкину предложили поехать в Хабаровск исправлять положение. Ладно, решил молодой специалист, отработаю три года, а там видно будет.

Надо сказать, что в Хабаровском училище искусств, старейшем учебном заведении на Дальнем Востоке, до 1964 года работали великолепные музыканты — П. Можаров, Ю. Трофимов, уральское трио баянистов в составе А. Хижняка, И. Шепельского, Н. Худякова, ставшее впоследствии очень известным. Но к тому времени, когда на Дальний Восток приехал молодой специалист Никиточкин, никого из тех прежних не осталось. Так что ему пришлось начинать возрождать отделение народных инструментов с нуля.

Приемные экзамены во Владивостокском институте искусств Первый выпуск студентов, который новый преподаватель представил в 1965 году к государственным экзаменам, не прошел незамеченным. Председатель экзаменационной комиссии пианист Краснослав Зубравский особенно отмечал программы выпускников, подобранные тщательно и со вкусом.

Яркие ученики, интересные классы, насыщенная концертная жизнь, которую он всегда совмещал с педагогической — таково было начало творческой деятельности Никиточкина в Хабаровске. Сольные программы баяниста привлекли внимание живущих в то время в городе композитора Ю. Владимирова, пианиста П. Мирского. А после того как ученик Виктора Арсентьевича Владимир Елисеев занял первое место на зональном конкурсе учащихся музыкальных училищ во Владивостоке, Дальневосточный институт искусств стал настойчиво предлагать ему место преподавателя в своих стенах. Но Никиточкин уже отдал свое сердце Хабаровску.

На базе училища он создает трио баянистов, состоящее, кроме него, из преподавателей училища Вячеслава Юркова, Леонида Лавренева (вскоре его сменил Виктор Камбаров), которое на долгие годы становится визитной карточкой отделения народных инструментов Хабаровского училища искусств. Баянист-виртуоз тяготеет к ансамблевому музицированию, так как именно в ансамбле наиболее полно раскрываются возможности исполнителей, к тому же ансамблевая игра позволяет значительно расширить рамки репертуара.

Хабаровское трио баянистов просуществовало более 10 лет, приобрело популярность не только в городе и крае. Баянисты выступали в Москве на ВДНХ, участвовали в правительственных концертах. Эти выступления носили также просветительский характер, ибо желание возродить баян как исконно русский инструмент — одна из задач ансамбля. Судя по репертуару тех лет, трио, исполняя музыку различных стилей, свое предпочтение отдавало концертным обработкам народных песен.

В сольных же выступлениях Никиточкина наряду с русскими народными песнями звучали и военные песни, и классика. Как писал в своем очерке, посвященном творчеству Виктора Никиточкина кандидат искусствоведения, музыковед Алексей Никитин: «Его царство — музыка. Богатство — его душа, и он щедро расточает жемчуг звуков на восхищенных зрителей…»

И все же успехи музыканта Виктора Никиточкина были бы невозможны (при всем таланте!) без постоянного труда. Он и теперь редко какой день начинает и заканчивает без инструмента. Того же требует и от своих учеников, которым последние десятилетия отдает всего себя. Заниматься не наскоком, а постоянно, осмысленно — один из его педагогических постулатов, равно как и совет Сухомлинского, которым руководствуется педагог Никиточкин: «День без мысли, без чтения, без умственного напряжения — напрасно прожитый день».

С Раисой Янкиной после концерта Педагогика, убежден Виктор Арсентьевич, живая профессия, главная цель которой — добиться взаимодействия учителя с учеником, подтянуть его до себя, вести с ним диалог на равных.

И педагогу Никиточкину есть чем гордиться. Из его класса вышли и продолжают выходить лауреаты краевых, зональных, республиканских конкурсов: В. Елисеев, Ю. Ференцев, Л. Тетеркин, А. Номоконов, Г. Кочкарева, М. Конашина, О. Молосаева, Э. Антонов, П. Макаров. Из выпусков последних лет можно назвать Антона Уразова, Александра Веретенникова, Романа Яковченко… За воспитание лауреатов педагог удостоен множества дипломов и грамот, но суть не в этом.

— Педагогика — это когда ты все время изучаешь ученика. Помогаешь выявить его способности, развить слабые стороны, подчеркнуть сильные… Коллеги часто возмущаются тем, что вот, мол, они студенту все объяснили, все рассказали, а он не выполняет. Значит, считают они, ученик неспособный, бесперспективный. Я в таких случаях говорю: «Но если бы ученик все умел, то зачем тогда ему учитель?» Личность педагога — это и есть урок. Каков ты сам, таковы твои ученики. И еще: обучение должно приносить радость.

Конечно, не в каждом ребенке сразу можно распознать способности, это зависит от особенностей его личности: подготовки, стеснения, умения собраться и т. д. Но давление на личность, отношение свысока, нравоучения дают отрицательный результат, убежден Виктор Арсентьевич. А еще он призывает учеников рано ложиться и рано вставать (не позднее половины шестого утра!). Это помогает в течение дня легко воспринимать знания, не утомляться.

— Последнее время я наблюдаю возрождение интереса к искусству народных инструментов, — делится Никиточкин. — Замечали, когда на улице молодые ребята играют на аккордеоне, сразу собирается толпа, и у всех на лицах улыбки, заинтересованное внимание. Откуда такой интерес? Не оттого ли, что люди соскучились по живому звуку? В зал филармонии, когда выступают баянисты, не каждый придет, а тут живая музыка сама приходит к людям.

Открою секрет. Ребята, чью игру на аккордеоне недавно можно было услышать на хабаровских улицах, ученики Виктора Арсентьевича — Антон Уразов и Роман Яковченко, которых он вел со школы. Они оба не раз становились лауреатами международных конкурсов народной музыки. Сегодня птенцы выпорхнули из гнезда в большую жизнь. Антон продолжил обучение в академии имени Гнесиных в Москве. А Роман в этом году поступил в Дальневосточную академию искусств, принял участие в международном музыкальном конкурсе в Харбине и вернулся с победой.

Бывало, заслышав знакомые звуки, учитель тоже останавливался послушать. Стараясь не смущать учеников, одобрительно кивал, улыбался и продолжал свой путь. Быть может, в эти минуты он думал, что требование рано просыпаться, кроме воспитательного момента, имело для его учеников и другой смысл — побуждающий к действию. По аналогии с известным «Вставайте, сэр, вас ждут великие дела!».

Светлана ФУРСОВА
Фото Бориса Ушакова