Отражение времени

Традиционная посуда древнего населения
полуострова Камчатка

Рис. 1. «Каменный прибор» для дробления костей и мороженого мяса. Фонды Быстринского краеведческого музея, п. Эссо.  Фото И.Ю. Понкратовой, 2008Любой археологический или этнографический комплекс — это результат производственной деятельности определенного человеческого коллектива в конкретных временных и пространственных рамках. Посуда, изготовленная из различных материалов, является наиболее представительной частью этого комплекса и отражает временной уровень, территориальное своеобразие, культурные традиции того общества, в котором производилась.

Полуостров Камчатка от эпохи палеолита до палеометалла — территория обитания носителей ряда археологических культур: предков сложившихся позднее этносов ительменов, коряков, эвенов, а затем камчадалов. Изучение их истории началось с приходом первооткрывателей в XVII веке и продолжается в настоящее время. Основными нашими источниками по изучению традиционной посуды населения Камчатки стали археологические и этнографические коллекции из фондов Северо-восточного государственного университета (Магадан), музеев Камчатки, Санкт-Петербурга, а также этнографические описания, оставленные В. И. Иохельсоном, С. П. Крашенинниковым, Г. В. Стеллером, Е. П. Орловой, С. Н. Стебницким и др.

Функционально всю посуду населения Камчатки можно разделить на кухонную, тарную, столовую, техническую.

Рис. 2. Ительменки разбивают юколу на «каменном приборе».   Камчатский край, Корякский автономный округ, с. Усть-Хайрюзово. 1911. Фонды МАЭ им. Петра Великого. Фото В.И. ИохельсонаКухонная посуда известно, что и коряки, и ительмены особое предпочтение отдавали сырой пище — мороженому мясу и рыбе, костному мозгу, «сухой» (вяленой) рыбе и пр. Возможно, эта особенность явилась следствием того, что изготовление кухонной посуды из глины хоть и имело место, но по ряду причин не было широко распространено на Камчатке. Для дробления костей, мороженого мяса служил «каменный прибор», состоявший из большой каменной плиты с гладкой ровной поверхностью и каменного пестика или молотка продолговатой формы (рис. 1, 2). Для термической обработки пищи использовались: глиняные сосуды для приготовления пищи на огне (рис. 3, 4) и деревянные емкости, варка в которых происходила при помощи раскаленных камней.

Рис. 5. Фрагменты глиняного сосуда. Стоянка Ушки-V. П-ов Камчатка. Фото И.Ю. Понкратовой, 2009Наиболее древними в регионе, вероятно, можно считать фрагменты глиняного сосуда со стоянки Ушки-V (Центральная Камчатка), найденные нами в 2009 году и датируемые около 3 000 л. н. (рис. 5). О древнем происхождении гончарства на Камчатке свидетельствуют и мифы коряков. Так, в одном из мифов, записанном В. Г. Богоразом, рассказывается о девочке, которая ребенком была брошена в подземном царстве своим отцом Великим Вороном. Там она росла одна, ловила птиц и варила их в глиняном горшке, который нашла за очагом. На северо-восточном побережье Камчатки коряки в эпоху палеометалла пользовались глиняной посудой При лепке сосудов использовали местную глину, куда добавляли органический отощитель в виде крупнорубленной травы. На северо-западном побережье Камчатки обнаружены фрагменты керамических сосудов и целый сосуд. Их изготовление относится к VIII–XI векам, когда на Камчатке функционируют укрепленные поселения (городища) с большими жилищами (рис. 4).

Рис. 3. Глиняный сосуд с внутренними ушками.  Фонды Камчатского объединенного краеведческого музея. Фото И.Ю. Понкратовой, 2006В центральной и южной части Камчатки со II тысячелетия н. э. до XVII века развивалась древнеительменская культура, в которой выделены среднекамчатский и южнокамчатский локальные варианты. В хозяйственно-бытовом комплексе среднекамчатской культуры нет глиняной посуды. В этнографических источниках также нет свидетельства гончарства у племен, проживавших в долине реки Камчатка. Отмечается, что камчатская посуда состояла из корыт, чаш, берестяных корзин, в такой посуде варили мясо и рыбу при помощи раскаленных камней. Археологически эти данные подтверждаются.

На памятниках южнокамчатского (налычевского) варианта обнаружены фрагменты глиняной посуды с внутренними ушками (рис. 3). Керамические сосуды типа нейдзи Т. М. Дикова считала одним из датирующих признаков археологических комплексов юга Камчатки, верхняя граница которой относится к XVII веку. Появление на юге Камчатки сосудов с внутренними ушками считается результатом заимствований у айнов с соседних островов. Н. Н. Диков предполагал, что ительменам Южной Камчатки было нетрудно освоить изготовление айнской керамики, потому что до этого, судя по археологическим материалам, традиция изготовления посуды из глины у них вообще отсутствовала. Причем удобная айнская посуда распространилась довольно быстро к северу по полуострову за Авачинскую губу, где по историческим свидетельствам еще в XVII веке обитали авачинские ительмены.

Рис. 4. Остродонный глиняный сосуд.  Фонды Камчатского объединенного краеведческого музея. Фото И.Ю. Понкратовой, 2006Т. М. Диковой выделены морфологические и орнаментальные особенности керамики южнокамчатской культуры: крупный и средний размеры, открытое устье, плоское основание, внутренние ушки для подвешивания. Редко встречались сосуды с закрытым устьем, округлыми стенками и донышком. У сосудов с плоским дном делались налепные широкие дву-, трезубые или полукруглые языки над каждым ушком.

В целом, мы видим, что эпоха палеометалла — это время относительно широкого использования глиняной посуды в хозяйственно-бытовых комплексах полуострова Камчатка. Значительно увеличивается количество производимой посуды на прибрежных поселениях. Она становится более разнообразной по технико-технологическим позициям, по форме, функциональному назначению. Большую роль в этом сыграли природно-климатические условия, рост населения, культурные заимствования. Но в то же время, достигнув определенного — относительного расцвета, керамическое производство очень быстро исчезает на заключительном этапе эпохи палеометалла.

Рис. 6. Деревянная чаша. Фонды Корякского окружного краеведческого музея, п. ПаланаОсобой популярностью у населения Камчатки пользовались деревянные емкости (рис. 6, 7). Так, В. Г. Стеллер писал об ительменах, что «прежде, когда у них не было ни котлов, ни другой посуды, они клали рыбу в деревянное корыто, совершенно такое, из какого кормят свиней, заливали ее водою и варили при помощи раскаленных камней; после людей из того же корыта они кормили собак». Использовались и специальные деревянные емкости в виде ступок, в которых «толкли одновременно сарану, кедровые орехи, кипрей, сладкую траву... ягоды морошку, шикшу и бруснику и вообще все, что им нравилось, составляя из этой массы одно целое, варили ее затем в тюленьем, китовом или рыбьем жиру и полагали, что это варево превосходнейшее из всех угощений».

Рис. 7. Деревянное блюдо. Фонды Корякского окружного краеведческого музея, п. ПаланаОтдельную категорию кухонной посуды представляют ножи для разделки мяса и рыбы. В. И. Иохельсон упоминает о «древнем» костяном ноже, сделанном из челюсти белухи. Подобные ножи использовались только для разделки сельди, тогда как другая рыба разделывалась каменными ножами, а затем железными, которые появились на Камчатке с приходом русского населения.

С появлением русских в XVII веке в обиход входит металлическая посуда (рис. 8). Хотя известно, что корякские кузнецы пытались изготавливать чайники из привозного листового железа, которые не были прочными, быстро прогорали, проедались ржавчиной в течение одного сырого лета (Иохельсон, 1997).

Тарная посуда была необходима для упаковки, хранения и транспортировки продуктов питания и воды. Бадьи и ведра делали из крепкой нерпичьей кожи или дерева — осины или тополя (рис. 9, 10). Бадьи были цилиндрической формы, к ним крепили петли с широкой лямкой из тюленьей кожи, которая надевалась на лоб, и бадья поднималась на спину (Иохельсон, 1997; Орлова, 1999; фонды КОКМ, БКМ). Бадью использовали в разных целях. В ней переносили жидкости, на охоте за морским зверем она служила футляром для гарпунных наконечников, дома в ней держали тюлений жир. В деревянных или кожаных бадьях хранили ягоды. В них же выносили корм собакам. Небольшие деревянные ведра с крышкой для сбора ягод выдалбливали из дерева, как и большие бадьи для воды, но у них было два ольховых обода, крышка и ремень вместо ручки.

Для хранения и переноски сыпучих и жидких продуктов использовали плетеные сумки и мешки-корзинки (рис. 11–13). Материалом для их изготовления служили корни различных видов ивы, колосняк (дикая рожь), трава кипрея, крапива, нитки из оленьих сухожилий, а позже привозной шпагат. Ивовые корни вымачивали в теплой воде для получения гибких белых прутьев. Крапиву и колосняк осенью срезали ножами и снопами приносили домой, потом сплетали косами и хранили в подвешенном виде в балаганах. Зимой из них делали нитки. Корячки зубами отделяли мягкие волокна от жестких стеблей крапивы, расколачивали их палкой, а затем скручивали. Плетение было двух видов — кольцевое и витое. Для орнаментации использовали окрашенные в красный и черный цвет нити. Плетеные емкости часто были водонепроницаемыми и могли использоваться для переноски жидкостей. У индейцев Калифорнии известен способ приготовления горячей пищи при помощи раскаленных камней именно в плетеных корзинах. Есть упоминание об использовании ительменами китового уса в качестве сырья для изготовления ведер. Круглое деревянное днище плотно огибалось китовым усом, который затем сшивался и образовывал стенки сосудов.

Рис. 11. Плетенная из травы корякская корзина. Камчатский край, 1911. Фонды МАЭ им. Петра Великого. Фото В.И. Иохельсона Рис. 12. Корякская плетеная корзина. Камчатский край, 1911  Фонды МАЭ им. Петра Великого. Фото В.И. Иохельсона Рис. 13. Корякская корзина из травы. Фонды Корякского окружного краеведческого музея, п. Палана Рис. 14. Кузов берестяной. Фонды Корякского окружного краеведческого музея, п. Палана

Для хранения мелких предметов коряки и ительмены использовали деревянные и берестяные коробочки. Это были большие прямоугольные коробки, в которых хранили ягоды, туески, чуманы и чукочи для сбора ягод, сараны, кемчиги и др. У камчадалов была такая берестяная посуда и большие прямоугольные коробки для хранения ягод и клубков ниток (рис. 14).

Столовая посуда представлена деревянными тарелками и блюдами, подносами, деревянными и костяными ковшами, чашками из рога оленя и горного барана (рис. 15–17). В. И. Иохельсон писал, что коряки «похлебку едят глубокими большими черпаками, густую кашу — плоскими ложками». Костяные чайные ложки делают похожими на привозные металлические. В. С. Вдовин считал, что «употребление ложек корякам в прежнее время было неизвестно». Для употребления жидкого бульона они пользовались чашками различных видов. Густое содержимое доставалось пальцами или маленькими, специально приспособленными для этой цели лопаточками. Затем появились ложки, изготовленные из дерева, рога дикого барана, кости, моржовых бивней; также куски подходящего металла обрабатывались в желательную форму молотком или сгибались зубами. Крепкая ветвь оленьего рога с лопатообразным концом и несколькими отростками рога, загнутыми кверху, использовалась для вынимания из котла вареного мяса. Приспособление для вынимания рыбы делалось из дерева.

Рис. 15. Деревянные блюда. Фонды Быстринского краеведческого музея, п. Эссо. Фото И.Ю. Понкратовой, 2008Рис. 16. Деревянные ковши и черпаки (реконструкция), с. Анавгай, п-ов Камчатка. Фото И.Ю. Понкратовой, 2010Рис.17. Сосуд из рога горного барана.  Фонды Быстринского краеведческого музея, п. Эссо. Фото И.Ю. Понкратовой, 2008

Чашки, изготовленные из рога горного барана, считались предметом роскоши (рис.17). Такие кубки даже в позднейшее время ценились выше привозных железных и медных изделий. Известно использование питьевой трубки, сделанной из голенной части лебединой ноги, но такая трубка употреблялась исключительно в качестве меры предосторожности против заразной болезни.

Рис.18. Каменный жирник на подставке.  ИохельсонТехническую категорию посуды древнего населения Камчатки составляют светильники (жирники), служившие в основном для освещения жилища. Жирники позволяли с максимумом экономии топлива (что чрезвычайно важно в долгие снежные и холодные зимы) обогревать и освещать внутреннее пространство жилищ (рис. 18, 19).

Рис.19. Каменная лампа с фитилем. Фонды Быстринского краеведческого музея, п. Эссо. Фото И.Ю. Понкратовой, 2008Очевидно, что особое влияние на материальную культуру, и в частности на традиционную посуду народов Камчатки, оказали природные условия. Суровая продолжительная зима, резкие изменения погоды — штормовые ветры, сильные снегопады и дожди, перепады давления и температуры оказали влияние на всю материальную культуру населения. В таких условиях для приготовления пищи необходима была специальная посуда. Животный мир Камчатки обеспечивал население самой разнообразной пищей, и для этого требовалась посуда, в которой можно было бы ее приготовить, хранить, транспортировать. Шкуры, кость, внутренности некоторых животных (морж, нерпа, олень и др.) служили сырьем и для изготовления посуды. Растительный мир Камчатки изобиловал съедобными растениями (ягода, орехи, травы), для сбора, приготовления и хранения которых нужны были специальные емкости. В то же время различные виды растений находили применение при изготовлении посуды (некоторые виды деревьев, кустарников, береста, травы типа осоковых, крапива и пр.).

Ирина ПОНКРАТОВА


ИСТОЧНИКИ:

  1. Фонды Быстринского районного этнографического музея (п. Эссо, (Камчатка).
  2. Фонды Камчатского объединенного краеведческого музея (Петропавловск-Камчатский).
  3. Фонды Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (кунсткамера) (Санкт-Петербург).
  4. Фонды Корякского окружного краеведческого музея (Палана, Камчатка).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. — М.: Наука, 1991. — 222 с.
  2. Вдовин И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. — М.—Л., 1965. — 403с.
  3. Вдовин В. С. Очерки этнической истории коряков. — Л., 1973. — 303 с.
  4. Диков Н. Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
  5. Дикова Т. М. Археология Южной Камчатки в связи с проблемой расселения айнов. — М.: Наука, 1983. — 232 с.
  6. Иохельсон В. И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. — СПб., 1997. — 238 с.
  7. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. — СПб., 1994, в 2 томах, Т. 1 — 439 с.
  8. Кренке Н. А. Археологические древности Коврана // Краеведческие записки Камчатского областного краеведческого музея. — Вып. № 12. — Петропавловск-Камчатский, 2002. — С. 68–134.
  9. Орлова Е. П. Ительмены. Историко-этнографический очерк. — СПб., 1999. — 199 с.
  10. Понкратова И. Ю. Посуда в быту и хозяйстве древнего населения Чукотки // Вестник Северо-восточного научного центра Дальневосточного отделения РАН. — 2005. — № 1. — С. 85–95.
  11. Пономаренко А. П. Древняя культура ительменов Камчатки. — Петропавловск-Камчатский, 2000. — 312 с.
  12. Пономаренко А. К., Понкратова И. Ю. Керамика Северной Камчатки // Колымский гуманитарный альманах. — Вып. 4. —2009. — С. 3–13.
  13. Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. — СПб., 2000. — 236 с.
  14. Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки. — Петропавловск-Камчатский, 1999. — 286 с.
  15. Ponkratova I. Y. Pottery Industries in the North of the Russian Far East // Archaeology in Northeast Asia. — University of Oregon Anthropological Papers. Eugene, Oregon. — 2006. — P. 129–158.