- Звезда археолога
- Экспедиция в древность
- В неведомый мир
- Арсеньев и археология
- Материалы по изучению древнейшей истории Уссурийского края
- Жизнь великана
- Колымская экспедиция Окладникова
- В поисках древних костров
- Эпоха Николая Дикова
- Исследователь древних коряков
- Вглядываясь в древние зеркала
- Фантастическая Шайга
- Очерк истории древнего мира Нижнего Амура
- Наскальное искусство Амура
- Модель космоса в древних масках
- «В прекрасном – правда, в правде – красота…»
- Отражение времени
- Связь времен
- Научное наследие Маргариты Диковой
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
Люди знаний, светила науки по той или другой отрасли — Искусствоведческое направление в истории археологических открытий значит для художественных музеев многое. Из небытия возвращаются имена и памятники культуры, которые дополняют страницы истории регионального, национального, мирового искусства. Исследование античных и славянских древностей — ведущее направление российской археологии XIX века. Какие яркие события и неординарные личности из заявленной темы могут привлечь наше внимание? «Подвижники нужны, как солнце» — эти слова А. П. Чехов адресовал Г. И. Невельскому (1813–1876), возглавившему Амурскую экспедицию 1850–1855 годов, автору книги «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849–1855 гг.» (первое издание 1878 г.), который вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским мирным путем отстоял для России Приамурье, Приморье и Сахалин. Профессор московского университета И. В. Цветаев отмечал необычайное подвижничество русского художника и археолога Федора Петровича Реймана (1842–1920), который, выполняя заказ, в течение 12 лет (1888–1900), несмотря на мрак, сырость, холод и одиночество, копировал в катакомбах Рима живопись, созданную христианскими мастерами периода поздней античности II–V веков... Тишина в катакомбах, где время как бы остановилось, легко угадывается в стихотворных строках книги «Полевой цветок» эстонской поэтессы Анны Хаава. Оформление сделано талантливой художницей Виве Толли. Звучит как сочувствие и сопереживание, привет уроженцу Эстонии с малой родины (Ф. П. Рейман родился в Дерпте — ныне Таллин). Прикажи солнцу не всходить Какие качества помогли Рейману — художнику и человеку — достойно вынести тяготы и исполнить главное дело своей жизни? Сильный и решительный характер, большая сила воли, вера в себя, редкая работоспособность и добросовестность, профессионализм, когда точность воспроизведения поразительна. Почитатель Реймана, директор римских катакомб, знаменитый ученый и археолог Д.-Б. Росси (1822–1849) на заседании Общества любителей христианской археологии в Риме, заметил что «будет время, когда ученые и любители художеств станут ездить из Рима в Москву, чтобы посмотреть, чем была некогда стенная живопись катакомб первых христиан, быстро теперь исчезающая». В 1889 году Рейман избран почетным членом Общества восстановления катакомбных фресок христианских памятников Рима. Подвел итог выполнения заказа И. В. Цветаев: «Рейман за это время прошел все наиболее важные катакомбы, с разных сторон облегающие Рим, и, снявши красками с их стен все лучшее и более древнее, составил для нас такое собрание образцов древнехристианской живописи, равно которому теперь не имеет мир... принеся удивительный и в сущности цены себе не имеющий дар Музею изящных искусств имени императора Александра III в Москве, где эти картоны должны будут храниться на вечные времена». Цветаев заботился о Ф. П. Реймане, он описал тяжелые условия работы художника, обосновал необходимость материальной поддержки государства в записке на имя главы Комитета по устройству музея великого князя Сергея Александровича (1857–1905). Вопрос был решен положительно. Необходимо заметить, что великий князь Сергей Александрович тоже увлекался археологией и участвовал в деятельности Московского археологического общества. С председателем общества А. С. Уваровым он совершал поездки по России, во время которых проводил исследования и собирал археологическую коллекцию, а в 1889 году сам вел раскопки в Подмосковье. Наиболее ценную часть собранной им коллекции изучил профессор И. В. Цветаев, прочитав затем доклад на заседании общества. Кроме того, была издана его книга «Древнегреческие терракоты из собрания Е. И. В. Вел. Кн. Сергея Александровича» (М., 1894). После гибели коллекционера (убит в Москве террористом И. П. Каляевым) вдова передала коллекцию в Исторический музей и Музей изящных искусств. Дальневосточный художественный музей не располагает акварелями В. И. Реймана, созданными в катакомбах Рима, но в статьях искусствоведов о художнике их воспроизведено немало. В нашей коллекции находится акварельный портрет работы Реймана «Старик с четками», поступивший из Государственного Русского музея в 1931 году. Посетители музея могли познакомиться с портретом на выставках «Грани творчества» (к 75-летию ДВХМ, 2007), «Этюды и эскизы русских художников из фондов ДВХМ» (2009). В Западной Европе хранится вторая часть художественного наследия Реймана: акварельные виды интерьеров Римского дворца коллекционера, мецената, археолога Г. С. Строганова (1829–1910), выполненные художником по заказу графа в 1905–1910 годах. Рейман хорошо знал Г. С. Строганова и его коллекцию. Об этом пишет историк из Рима в журнале «Пинакотека» (2003, № 16–17), впервые публикуя в российской прессе акварели «Палаццо Строганов». Закончился тридцатилетний период жизни в Риме, Ф. П. Рейман переехал в небольшой городок Спелло (Умбрия, провинция Перуджи), где много работал с натуры и провел последние девять лет жизни. Федор Петрович Рейман похоронен на местном кладбище, а его работы хранятся в музее г. Спелло. Ученые из разных стран так же ответственно, как Ф. П. Рейман, изучали катакомбные искусство первых христиан в Риме и оставили научные труды. Среди них мальтиец Бозио (XV в.), итальянец Д.-Б. Росси, австриец М. Дворжак (1874–1921), русский Н. В. Покровский (1848–1917) — основоположник отечественной церковной археологии, организатор первого Церковно-археологического музея (Санкт-Петербург). В Государственном Русском музее хранится «Портрет директора Археологического института Н. В. Покровского», который запечатлел художник исторической живописи Н. П. Шаховский (1850 — после 1917). В библиотеке ДВХМ читателей ждет встреча с книгами М. Дворжака, Н. Покровского. В России древнехристианские катакомбы в Крыму (Керчь) исследовал ученый с мировым именем, археолог, антиковед М. И. Ростовцев (1870–1952), автор многих статей и капитальных трудов. Поэт А. Майков создал поэму «Два мира» об эпохе раннего христианства в его столкновении с язычеством, удостоенную Пушкинской премии. Постановка драмы состоялась в театральном кружке Абрамцево (1879), где художник В. Д. Поленов выступил не только в качестве режиссера, но и написал декорации, музыку и сыграл главную роль. От отца, дипломата и археолога Д. В. Поленова, к сыну перешло увлечение античным искусством. В Доме-музее В. Д. Поленова хранятся археологические коллекции древностей, собранные членами семьи. Таинственным миром катакомб интересовались и другие русские художники, побывавшие в Италии, — М. М. Антокольский, Г. И. Семирадский, К. Д. Флавицкий. В их произведениях нашли свое отражение образы первых христиан. В XIX–XX вв. археологическая наука сказала свое веское слово. Проводились раскопки в крупных центрах мировой цивилизации. В Италии началом археологических исследований стали раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, погибших из-за извержения вулкана в 79 г. н. э. Образы античности захватили умы современников. Художники обратились к искусству портрета, чтобы отдать дань уважения ученым-археологам, их кропотливым исследованиям древности. Первым назовем портрет немецкого историка искусства и археолога В. В. Винкельмана (1717–1768). На 1760-е гг. пришелся пик его славы в Италии, когда в 1763 г. он был назначен «президентом древностей Рима», а в 1764-м году вышла в свет его «История искусства древности». Исполнил портрет своего учителя и друга соотечественник живописец А. Р. Менгс (1728–1779). В Петербурге на южном фасаде Нового Эрмитажа среди изображений великих художников прошлого была установлена портретная статуя Винкельмана работы русского скульптора Петра Устинова. В 1860 г. прибыл в Италию, исполнив свое заветное желание, начинающий коллекционер П. М. Третьяков. Его первым заграничным приобретением стал портрет археолога Микеланджело Ланчи кисти К. Брюллова. Римский археолог, участник раскопок Помпеи, профессор Ланчи помогал практическими советами художникам-академистам. Сохранился восторженный отзыв о портрете В. В. Стасова (1824–1906). Русский энциклопедист Стасов, большой любитель и знаток искусства, также внес свой вклад в археологию своей собирательской и исследовательской работой в России. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) изучал творчество Рафаэля и памятники искусства Италии, преподавал и был администратором Французской художественной школы в Риме. Прекрасный рисовальщик запечатлел образ археолога Дезире-Рауля Рошетта. Вместе с другими рисунками французских мастеров из венского музея Альбертина, работа Энгра была привезена в Москву и участвовала в выставке ГМИИ им. А. С Пушкина. В журнале «Искусство» (2015, № 3) можно увидеть портрет археолога, узнать больше о выставке. Сами археологи не оставались в долгу. Участники экспедиций, они приходили в искусство как собиратели коллекций, создатели музеев, авторы научных трудов, дневников и записных книжек, прозы... Их дружба с художниками — тема отдельного рассказа. Не забудутся удивительные жизнь и деяния П. С. Уваровой и М. К. Тенишевой, оставивших воспоминания, внесших достойный вклад в историю российской археологии XIX в. О таких, как они, пишет Т. Данилова в книге «Богини дальних странствий» (М., 2006), изданной в серии «Мир женщин». Дальний Восток России имеет свою богатую историю археологических открытий, которым посвящен альбом «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Хабаровского края» (Хабаровск, 2006 (1-е изд.), 2013 (2-е изд., перераб. и доп.). В альбоме читатель может ознакомиться с историей исследования археологических памятников в Хабаровском крае, изучить очерк истории древнего мира Нижнего Амура. Здесь даны списки объектов археологии, расположенных на территории Хабаровского края (по состоянию на 1 января 2013), источников литературы по истории исследования археологических памятников в Хабаровском крае. Отдельного внимания достоин альбом «Искусство народов Приамурья XI–III тысячелетия до н. э., IX–XIII века, XIX — начало ХХI века. Керамика, камень, металл, дерево» (Хабаровск, 2012), созданный по инициативе Дальневосточного художественного музея. Основную идею альбома раскрывает сотрудник Дальневосточного художественного музея, автор и координатор проекта Т. В. Лементович: «На страницах книги-альбома впервые объединены хранящиеся в музеях Сибири и Дальнего Востока России памятники духовной культуры народов, проживающих на берегах Амура от эпохи неолита и средневековья до начала XXI века. Историко-краеведческие, этнографические и художественные музеи городов Новосибирска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, сел Троицкого, Кондона предоставили для публикации одни из лучшиз произведений глубокой древности, старины и современности». Участие в создании альбома приняли доктора исторических наук С. В. Березницкий (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург) и В. Е. Медведев (Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Новосибирск). Татьяна ЛАВРОВА
|
|||
|