Хабаровск – Художник – Книга

Открытие выставкиВ галерее им. А. М. Федотова прошла выставка книжной графики хабаровских художников. Последний раз искусство книги в нашем городе было представлено лет двадцать пять тому назад. Новая экспозиция охватила время с 1970 по 2015 год.

Иллюстрации Виктора АнтоноваИллюстрации Геннадия Дмитриевича Павлишина, Евгения Ивановича Вольгушева, Александра Викторовича Гурикова, Германа Алексеевича Палкина, Валерия Александровича Смирнова и других мастеров вызывали чувства ностальгии по ушедшему времени (конечно, не у молодых людей). На выставке работы Виктора Антонова, Виталия Лебедева, Николая Холодка, Андрея Тена, Геннадия Арапова, Сергея Толмачева, и это далеко не весь состав участников. Тематика книг представлена всеми жанрами. Переплеты, обложки, форзацы, иллюстрации, заставки и другие элементы оформления созданы в разных техниках — от рисованных вручную, до сделанных на компьютере при помощи графических редакторов.

Рисунки Ю. Дунского, А. Лепетухина, Ф. Дунского, К. Дунской, Н. Лепетухиной (переплет)До конца 1970-х понятие «компьютер» почти отсутствовало. Компьютер, цифровая фотография и всякие другие гаджеты были если не сказочными, то и недосягаемыми в ближайшем будущем. В оформлении книги использовались традиционные материалы и техники того времени — тушь, акварель, гравюра, офорт... Чтобы создать шрифт на обложке или корешке, художникам приходилось брать перо или колонковую кисточку и при помощи увеличительного стекла писать вручную. Из шрифтовой кассеты скальпелем вырезалась каждая буква, резиновым клеем укреплялось имя писателя. Название издания переснимали фотоувеличителем на контрастную пленку, печатали на фотобумаге нужный размер, а если не удалась гарнитура шрифта или получился не тот кегль, повторяли все сначала в другом варианте. На это уходили дни.

Иллюстрации Геннадия ПавлишинаСейчас в CorelDRAW или Adobe Photoshop за десять минут можно перебрать столько характеров шрифтов, причем с разными эффектами! Их много. Хорошо это или плохо? Хорошо. И раньше, и теперь, если у художника золотые руки, а главное, светлая голова. Как написал в книге отзывов писатель Арт Иванов: «Художник + книга — поступок смысла! Грандиозная выставка в эпоху нано и не нано технологий!»

Оформление Филиппа ДунскогоНа выставке были представлены московские и питерские издательства, но основу все-таки составило Хабаровское книжное издательство. Мне посчастливилось работать с энтузиастами дальневосточной книги. Директору Николаю Кузьмичу Кирюхину часто приходилось бывать на ковре у первого секретаря крайкома партии Алексея Клементьевича Черного по поводу изданий политического характера. Как-то выпустили тираж книги в 30 тысяч экземпляров к юбилею Комсомольска-на-Амуре. В начале книжки располагалась страница с приветственными словами председателя правительства Подгорного. И надо же было случиться, что его сняли с должности. Черный дал соответствующее указание... И мы всем издательством целую неделю вырезали эту страницу и вклеивали какую-то новую. Вот Черный и был у нас ГЛАВНЫМ редактором.

Андрей Тен. Иллюстрация к сказке Е. Неменко «Тишка и Рыж»А вообще-то главным редактором был Игорь Николаевич Пузаков, художественными редакторами — Анатолий Васильевич Колесов и Александр Никитович Посохов. Они мои наставники и друзья по речным сплавам. Кстати, они и поддержали идею этой выставки «Хабаровск — Художник — Книга».

Оформление Николая ХолодкаНе скажу, что раньше жизнь была лучше, но для издателей точно лучше. В советские времена существовало министерство по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Издательство готовило книгу, передавало ее в типографию — в любую. Это могла быть типография в Эрфурте, финская типография или Калининский полиграфкомбинат и, конечно же, типография № 1 города Хабаровска. Далее готовый тираж уходил в Крайкниготорг, у издателей не болела голова с реализацией книг. Сейчас сложнее. Книгу нужно продать «на корню», еще не изданную. Тиражи небольшие, 500–1 000 экземпляров. 3 000 уже много.

Оформление Виталия ЛебедеваУ наших художественных редакторов были свои художники, которым они доверяли как профессионалам. Каждый редактор знал, какой жанр ближе тому или другому художнику-иллюстратору. Исходя из этого, составлялся тематический план на год, где расписывались все рукописи — кому что иллюстрировать.

Вот подполковник Холодок, окончивший Московский полиграфический институт.

— Где он?

— Исполняет свой интернациональный долг в Афганистане. При штабе. Адрес есть.

Заказываем Николаю Иннокентьевичу книгу по теме.

Геннадий Арапов. Иллюстрация к сказке «По щучьему велению»А эту книгу — Виктору Антонову. Отдаем ему четвертый экземпляр исторической рукописи в двух томах. На другой день Виктор приходит в издательство и просит еще один экземпляр. Зачем? По дороге домой он встретился с незнакомыми парнями, которым болтнул, что у него в пакете настоящий капитал, нехорошие ребята вырвали у него пакет и счастливые убежали.

А ведь книга и есть капитал. Правда, смотря для кого...

Юрий ДУНСКИЙ