Джазовые импровизации и линии судьбы

Репетиция в доме Е. Сорокина. Слева В. Захаров (саксофон), в центре Ю. Шевченко (вокал, ритм-гитара), за пианино Ю. Шихов. 1982Порой так хочется хоть ненадолго вернуться в прошлое, вспомнить, как все было много лет назад. Стою на площади хабаровского аэропорта, ожидаю прилета самолета. Чуть в глубине среди деревьев сверкнули стеклянные витрины здания, напоминающего аквариум. В середине 1970-х оно так и называлось — «Аквариум».

Это было удивительное место — ресторан «Аквариум». Он пользовался огромной популярностью, сюда стремились молодежь и люди постарше. Славился «Аквариум», прежде всего, хорошей инструментальной и танцевальной музыкой — там играл джазовый ансамбль под управлением Вячеслава Захарова, тогда уже широко известного виртуоза-саксофониста.

В 1960-е годы в Хабаровске на пике популярности был джазовый ансамбль под руководством пианиста Вадима Горовца, дважды он становился лауреатом международных джазовых фестивалей в Таллине и в Москве (1967-й и 1968-й). В нем играли Вячеслав Захаров − альт-саксофон, Виктор Иванов — гитара, Олег Кичигин — контрабас, Александр Фишер — труба, Александр Цыгальницкий — ударные. Но жизнь сложилась так, что из всей этой славной, поистине мушкетерской компании, впервые прославившей Хабаровск исполнением джаза на весь СССР, в Хабаровске остался лишь Вячеслав Захаров, наш джазовый Д`Артаньян. Он продолжал играть джаз и в итоге создал собственный ансамбль.

Народный артист РФ Вячеслав ЗахаровВ те годы наиболее престижной концертной площадкой для музыкантов мог стать тот или иной ресторан. С середины семидесятых до конца восьмидесятых ансамбль Захарова работал в «Аквариуме», и его состав был следующим: Юрий Шихов — рояль, Юрий Шевченко — ритм-гитара и вокал, Валерий Левин − бас-гитара, Александр Куликов (Владимир Король) — ударные. Территориально «Аквариум» проигрывал другим ресторанам, которые располагались в самом центре города: «Центральному», «Дальнему Востоку», только что отстроенному «Интуристу». Но людей влекло на окраину Хабаровска живое, красивое джазовое звучание ансамбля. В первом отделении вечерних концертов здесь в обязательном порядке, заведенном маэстро Захаровым, всегда исполнялись яркие джазовые композиции — «эвергрины» (отдельные музыкальные сочинения или джазовые стандарты. — Примеч. ред.). Гостям прививался вкус к изысканной музыке, хотелось под нее танцевать или просто ее слушать. И равнодушными эта музыка никого не оставляла. Конечно, музыканты играли и шлягеры, ведь им нужно было зарабатывать.

Еще одно существенное преимущество «Аквариума» — бар на бельэтаже. У студентов, как правило, в кармане пусто, но в сравнительно недорогом баре можно было купить коктейль и наслаждаться атмосферой музыкального вечера. По вечерам в пятницу, субботу и воскресенье попасть в ресторан было настоящей проблемой: народ толпился и у входа, и в коридоре, и в зале ресторана. Я увлекался джазовой игрой на фортепиано и дружил с ребятами из ансамбля, поэтому на правах своего человека мог раздеваться в их служебной комнатке. К тому времени я начинал карьеру офтальмолога, окончив Хабаровский медицинский институт, но иногда, когда оркестр уходил на перерыв, Вячеслав Захаров разрешал мне поиграть соло на рояле.

Как-то в «Аквариуме» погас свет, а без электричества нет и музыки. В зале темно, за окнами вечер, все притихли в тягостной тишине. Тогда Слава попросил меня поиграть на рояле. Я заиграл медленную джазовую балладу Эрролла Гарнера «Мисти», пары оживились, и постепенно весь танцпол оказался занят. Вспыхнул свет, но тут же раздался негодующий свист: люди потребовали вновь его выключить, потому что танцевать в лунном свете оказалось гораздо романтичнее.

И все же атмосферу музыкального уюта, безусловно, задавал сам маэстро Вячеслав Захаров. Его ансамбль достаточно профессионально звучал, постоянно развивался, осваивал различные стили джаза, и мы, слушатели, развивались вместе с ним. Инструментальный состав под руководством Захарова занимал первые места на ежегодных конкурсах музыкальных коллективов ресторанов города. Такой неувядающий успех объяснялся просто: маэстро проявлял высочайшую требовательность к уровню игры каждого из музыкантов, не терпел недоработок, небрежностей. Лишь за счет кропотливых, упорных репетиций достигалось исключительно профессиональное и слаженное ансамблевое звучание, умение исполнить на одинаково высоком уровне как инструментальную пьесу, так и аккомпанемент для вокалиста. При этом у ребят не было дорогих музыкальных инструментов, аппаратуры, не стремились они и к сверхмодному, шлягерному репертуару.

Джазмены в Хабаровском колледже искусств. 1983. Слева направо: 1-й ряд: второй − В. Бондаренко (саксофон), третий − В. Захаров (саксофон); 2-й ряд: Ю. Шевченко (ритм-гитара), Ю. Забройдин (саксофон); 3-й ряд: второй − Ю.Шихов (рояль), Ю. Витрищак (знаток джаза); последний ряд: второй − Е. Сорокин, третий − В. Левин (бас-гитара)В 1977 году по предложению пианиста Юрия Шихова решили провести цикл джазовых концертов для хабаровчан и представить различные течения джаза, стили его выдающихся исполнителей. Захаров идею одобрил, и началась подготовка, потребовавшая серьезной работы от всего коллектива. В итоге все получилось, и в Хабаровске впервые масштабно зазвучал джаз.

Цикл концертов был весьма амбициозен, поскольку охватывал практически всю историю развития мирового джаза. Программа включала самые известные темы традиционного джаза 1910–1925 годов, затем свингового периода 1930–1945-х, когда исполнялись произведения лучших музыкантов того времени Каунта Бейси, Дюка Эллингтона, стандарты Джорджа Гершвина. Далее следовала тематика, посвященная становлению джазового стиля би-боп (Чарли Паркер, Кэннонболл Эдерли и т. д.), кул-джаза (родоначальник Майлс Дэвис), модального джаза (основатель Джон Колтрейн). Слушатели знакомились с современными течениями — джаз-рок, фьюжн, а отдельный концерт музыканты посвятили развитию советского джаза и знакомству с его наиболее яркими исполнителями. Под занавес исполнили джаз-сонату Юрия Шихова «Это только начало», написанную в стиле Чика Кориа.

Автор идеи концертов Юрий Шихов тщательно подбирал джазовые темы для исполнения, согласовывая их с Захаровым, готовил лекционные материалы. Во время упорных репетиций рождались интересные аранжировки, композиции отшлифовывались до совершенства. Бывая иногда на этих репетициях, я отмечал, что Вячеслав Захаров всегда с одинаковой непринужденностью виртуозно импровизировал при исполнении композиций в самых различных джазовых стилях.

Гармоническо-ритмическая группа ансамбля была представлена ритм-гитарой Юрием Шевченко и пианистом Юрием Шиховым. Оба музыканта формировали звучание гармонической сетки произведения, действуя ансамблево, дополняя, но никогда не мешая друг другу. В обычной жизни они дружили, вместе слушали и анализировали джазовую музыку, спорили о гармонии, ритме, о тех или иных импровизационных навыках. Гармонически-ритмическим фундаментом выступал бас-гитарист Валерий Левин. Наряду с хорошим пониманием джазовой гармонии он обладал прекрасным ощущением свинга, всегда четко и понятно для исполнителей ансамбля держал гармоническую сетку произведения.

Ритм задавал ударник Александр Куликов. При исполнении свинговых и латиноамериканских ритмов совместно с Валерием Левиным он создавал необходимую для музыкантов мощную моторику, соответствующую данной композиции. Куликов и Шевченко были также прекрасными джазовыми вокалистами, в их исполнении звучали многие баллады, пользовавшиеся огромной популярностью у слушателей. Саша Куликов всегда чутко следил за тем, чтобы все музыканты придерживались создаваемой им ритмической сетки композиции. Он умел вовремя и, что очень важно, незаметно для слушателей помочь музыканту, который чуть «вылетал» из гармонического квадрата, увлекшись сложным мелодическим построением импровизации. Для этого он лишь чуть заметно акцентировал ему либо первую долю, либо начало новой части композиции с помощью тарелки. Такие случаи с небольшим отклонением от общего ритма иногда с музыкантами случались, лишь Вячеслав Захаров обладал поистине гениальной способностью ясного ощущения ритмической формы любого произведения. И, конечно же, его несомненная заслуга состояла в том, что он сумел подобрать такой достойный коллектив исполнителей.

Концерты-лекции джаз-ансамбля под руководством Вячеслава Захарова имели неожиданно высокий успех у публики, чего не ожидали даже сами устроители. Выступления проходили на самых разных площадках: в колледже искусств, концертном и малом залах краевой филармонии, в ОДОСА и даже в кинотеатре «Сатурн». И каждый раз был аншлаг. К сожалению, со временем интересный опыт приобщения людей к джазовой музыке прервался, не получив дальнейшего развития. Мне кажется, что сегодня он мог бы получить новый импульс, что вполне под силу Хабаровской краевой филармонии. Ведь это уже давно стало обычной практикой для других крупных городов. Можно привести пример Самары, где известный джазовый пианист Григорий Файн систематически проводит джазовые циклы концертов для взрослых и детей. В Москве подобными творческими проектами занимается другой известный джазовый пианист Даниил Крамер. Это поднимает культурный уровень людей, приобщая их к хорошей музыке, качественному звучанию.

Но вернемся в восьмидесятые. Несмотря на обширные циклы джазовых концертов, требующих от музыкантов серьезных усилий, по вечерам они продолжали играть в «Аквариуме», и всегда в первом отделении их выступления звучал джаз. Ансамбль стал знаменит на весь Дальний Восток, его хорошо знали во Владивостоке, в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Магадане. Немало молодых ребят, послушав джаз-ансамбль Захарова, тоже решали посвятить себя музыке и поступали на эстрадно-джазовое отделение Хабаровского музыкального училища.

Со временем джаз-ансамбль распался, и популярность «Аквариума» сошла на нет. Вячеслав Захаров ушел на преподавательскую работу в Хабаровский колледж искусств, передавал свой богатый опыт ученикам. За большой вклад в развитие музыкального искусства он получил звание народного артиста РФ. Юрий Шихов, окончив с отличием эстрадно-джазовое отделение Хабаровского колледжа искусств, в 1990-е годы преподавал во Владивостокском музыкальном училище и там же организовал первый на Дальнем Востоке джаз-клуб «Джаз по понедельникам». Сегодня музыкант живет в Москве. Юрий Шевченко, Валерий Левин, Александр Куликов после распада ансамбля перешли работать в другие рестораны города.

У каждого поколения свои воспоминания и кумиры. Ресторанов в Хабаровске сейчас гораздо больше. Я бываю там изредка, но искреннюю атмосферу праздника, настоящую живую музыку, импровизации высокого уровня, как это было много лет назад, мне нигде не удалось встретить. Поэтому «Аквариум» в моих воспоминаниях продолжает сиять вечерними волшебными огнями. Осенний воздух хабаровского аэропорта наполняется светлой и печальной мелодией «Опавших листьев» Жозефа Косма, которую мы часто играли здесь с Юрой Шиховым, причудливо переплетая линии джазовой импровизации и человеческие судьбы.

Евгений СОРОКИН