Загадки айнов

Этнографическая выставка в стенах Гродековского музея, посвященная загадочному народу Дальнего Востока — сахалинским айнам, стала одним из самых ярких событий 2017 года.

Генеральный консул Японии в Хабаровске господин Ямамото. Фото А. СамойловойВ Хабаровск прибыли экспонаты из фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской Академии наук. Стоит упомянуть, что выставка эта необычна еще и тем, что раритеты Кунсткамеры нечасто демонстрируются на музейных площадках страны, о чем говорил в своей приветственной речи ее директор доктор исторических наук Ю. К. Чистов. Его слова подтверждаются тем, что предметы Кунсткамеры впервые в залах Гродековского музея.

Открытие выставки «Кто вы, айны?» посетили высокие гости, в том числе Генеральный консул Японии в Хабаровске господин Ямамото Хироюки. Он уроженец острова Хоккайдо — древней родины айнского этноса. А для того чтобы все прошло успешно, студент хореографического отделения Хабаровского государственного института искусств и культуры исполнил айнский традиционный танец с луком — так в древности отгоняли злых духов.

Комплекс «Медвежий праздник». Фото М. ОсиповойВыставка, посвященная айнам Сахалина, событие неординарное в музейной и общественной жизни. Сегодня, к сожалению, в силу исторических событий этот коренной народ Дальневосточного региона не проживает на своей исконной территории, переселившись в 1946 году на остров Хоккайдо (Япония). Однако предметы, характеризующие материальную и духовную культуру айнов, до сих пор хранятся в музейных коллекциях страны, в том числе и в фондах Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.

Неизменный интерес посетителей вызывают вещи, сотканные из луба вяза или нитей крапивы, ведь айны были единственным народом на Дальнем Востоке, кто владел искусством ткачества. Умение айнских мастериц шить великолепные вышитые вещи из рыбьей кожи, чему они, кстати, научились у народов Амура, поражало путешественников, попадавших на остров. Мужчины славились своим мастерством резьбы по дереву. При помощи ножа они вырезали изысканные узоры, украшая ими самые обычные предметы быта, которые также представлены на выставке.

Детская игрушка «шатающаяся утка»Религиозные обряды айнов, их концепция мира, отражавшая все главные стороны анимизма, неизменно привлекали внимание исследователей. Их мир поделен на Землю людей — Айнумосири, над ней располагался мир божеств-камуев — Камуй мосири, чьими потомками были люди. Имелся и Нижний мир — мир мертвых — Похна котан. Самыми важными божествами айнов считались лосось камуй чеп — «божественная рыба» и медведь кимун камуй — «божественный медведь», в их честь проводились пышные праздники.

На выставке представлен комплекс «Медвежий праздник айнов», запечатлевший «отправленного» к хозяину Нубури камую медведя, лежащего в окружении необычных айнских религиозных фетишей — инау. Инау с их стружками-языками, выступали в качестве посредников между людьми и оберегавшими их божествами природы. Только эти фетиши могли донести до божеств просьбы людей. Соседствующие с айнами народы заимствовали инау в свои религиозные практики. Еще один предмет, который был только у айнов — палочка икупасуй (икуниси). С ее помощью люди делили с божествами свои напитки. Считалось верхом неприличия не угостить духов и божеств, не разделить с ними трапезу, ведь духи и божества сопровождали жизнь айнов, одаривая последних рыбой, мясом, растительной пищей, материалами для пошива одежды, защищая людей от невзгод. Палочка икупасуй — это этномаркирующий символ айнской культуры.

Пояс стыдливости женскийУникальные предметы, представленные на выставке и датируемые концом XIX — началом ХХ в., были собраны и переданы в главный этнографический музей страны политическими ссыльными — польско-российским этнографом Брониславом Осиповичем Пилсудским (1866–1918) и одним из основателей отечественной школы североведения Львом Яковлевичем Штернбергом (1861–1927). Благодаря их работам и собранным артефактам мир узнал об особенностях материальной и духовной культуры айнов Сахалина, чьи потомки живут сегодня на берегах Амура. Кроме вещей, принадлежавших айнам, на выставке демонстрируются фотографии из собрания Кунсткамеры, на которых зафиксирована жизнь людей на стыке веков, их портреты, выполненные исследователями.

Рукавицы мужскиеХочется надеяться, что эта выставка положит начало плодотворному сотрудничеству двух музеев — Кунсткамеры и Гродековского. Фонды Кунсткамеры хранят уникальные вещи, собранные в далеком прошлом на берегах Амура. И очень важно, чтобы вещи не только айнов Сахалина, но и коренных народов Хабаровского края хоть ненадолго, но вернулись туда, где живут носители древнейших культур.

Марина ОСИПОВА