Судьба Хабаровской оперетты

Тамара БабуроваКниги рождаются по поводу и без, пишутся на одном дыхании или собираются по крупицам долгое время. Изданная в Хабаровске в конце 2016 года театральная летопись «И в сердце остался след...» посвящена 90-летию Хабаровского музыкального театра и охватывает конкретный период — от точки рождения Хабаровской оперетты в 1926 году до ее перехода в новый статус музыкального театра в 2008-м. Эта история сложилась из архивных и внутренних театральных документов, программок, афиш, театральных рецензий, легенд и, что самое ценное, из голосов тех, кто служил на этой сцене: режиссеров, актеров, музыкантов, вокалистов, художников...

Книга объединила под одной обложкой многолетнюю исследовательскую работу руководителя литературного отдела Хабаровского музыкального театра Тамары Бабуровой. В разные годы она выступала соавтором и ведущей телевизионных программ «Театральная гостиная», «Звезды театра и кино в Хабаровске», «Лик», а в общероссийских и региональных средствах массовой информации в общей сложности напечатано более ста ее материалов. Работая над театральной летописью, автор не стремилась посмотреть на судьбу Хабаровского театра музыкальной комедии с точки зрения научного театроведения, и потому книга наполнена живыми эмоциями, юмором и подлинной, ничем не приукрашенной, памятью.

«Прикасаясь к истории театра, к его людям, которых знала заочно и лично, я была счастлива вместе с ними на „пароходе“ жизни и творчества, — пишет Тамара Бабурова в предисловии. — Менее всего мне хотелось, чтобы портреты людей, которых я помню, знаю близко и люблю, получились парадными. Театр для меня — это не повод для самовыражения, а прежде всего предмет любви».

Огромная радость всматриваться в лица на старых фотографиях — вот самая первая труппа, первый директор театра, первый дирижер, первые примы и солисты балета. Ушедшее время вновь становится реальным благодаря снимкам, запечатлевшим сцены из первых постановок, творческие поездки шефских агитбригад или чудом сохранившуюся афишу первого театрального сезона. И далее, от главы к главе, возникают бесценные стоп-кадры с портретами мастеров сцены в театральных образах и обычной жизни, фрагментами спектаклей, коллективными походами на первомайскую демонстрацию, дружескими встречами. Это еще одно достоинство книги «И в сердце остался след...». Она наполнена редкими фотографиями из архива Хабаровского театра музыкальной комедии, снимками Н. Соничевой, А. Шляхова, В. Токарского, А. Гринь, В. Васильева, О. Александронец, М. Антипенковой, В. Митинкина, И. Чуракова, Г. Будника, О. Эйсмонт, Л. Рябичевой, В. Яковлева.

Другой важный маркер — рецензии разных лет, бережно собранные и включенные автором в книгу. Эти материалы не только открывают новые страницы культурной жизни Хабаровска, но и отсылают к истокам театральной журналистики. Критики тех лет нередко бывали строги в оценках, но и на похвалы не скупились. «В роли Ганны Главари („Веселая вдова“) выступала артистка Спирова, проведшая свою роль с огоньком, подвижно, живо, сумевшая дать именно те качества, которые в предыдущих постановках у артистки были несколько бедными, — утверждал в 1928 году рецензент Мих. С. По поводу спектакля „Веселая вдова“. — Ротмаковский (граф Данило), встреченный в первом акте аплодисментами, был эффектен внешне. Но роли своей не доработал и некоторые голосовые партии исполнял небрежно. Каннабих (Камиль де Россильон) дал вполне музыкальное исполнение некоторых партий. „Песнь о качелях“, исполненная Герасимовым, имела успех. Танцы Корсаковой, Златопольской, Федорова и Зайцева были проведены безукоризненно. „Джазбанд“ с участием Зайцева имел определенный успех».

От постановки «Сильвы» И. Кальмана в 1926 году с блистательной Христофоровой в главной роли и премьеры первой советской оперетты «Женихи» И. Дунаевского в 1928 году — Тамара Бабурова проводит читателя от одного театрального сезона к другому. В каждом из них свет талантливых людей. Мария Густавовна Викс, выпускница консерватории, ведущая актриса Хабаровской оперетты с 1928 по 1931 год, много лет спустя вспоминала в письмах очень непростой, но светлый дальневосточный период своей биографии. Разнообразный репертуар с «Бокаччо», «Цыганским бароном», «Роз-Мари», «Жрицей огня», «Баядерой», «Свадьбой Марион» и спектаклем «Моряки», самая первая премьера которого прошла именно в Хабаровске, где Марии Викс посчастливилось играть.

Великая Отечественная война начертила для артистов оперетты новые маршруты. Тамара Бабурова рассказывает об этом в главе «Военные дороги до Харбина», справедливо называя артистов фронтовых бригад «солдатами искусства», приводя редкие документы военного времени, воспоминания очевидцев. Например, артистки фронтовой бригады Нины Симоновой: «Мои ощущения с войной навсегда связаны с творческим ростом. Я много работала, пела арию Денизы из оперетты „Мадемуазель Нитуш“, исполняла роль Стаси в оперетте И. Кальмана „Сильва“, комедийные номера с Игорем Войнаровским, прекрасным артистом, председателем шефской комиссии и моим мужем с 1944 года. Ездили всю войну, став для пограничников совсем родными».

Уже в Харбине военное командование вручило особо отличившимся актерам правительственные награды. Ордена Красной Звезды получили Н. Энбе, З. Матушевская, И. Войнаровский, Н. Симонова, медали «За доблестный труд» В. Любаров, М. Варшавский, Г. Климов, О. Добровольская, концертмейстер В. Разумов. Наступил долгожданный мир, и перед всей страной встали новые задачи — экономические, идеологические. Решали их и артисты Хабаровского театра музыкальной комедии, создавая новые спектакли, которые тепло принимались публикой. «Подлинно творческим взлетом для театра была работа Веризова над следующей его постановкой, опереттой И. Дунаевского „Вольный ветер“. Музыка! Шквал музыки, стихия, в которых на этот раз можно было найти все, о чем театр так долго тосковал, — каскад, буффонаду, лирику, героику и глубокий развернутый финал. Это была настоящая оперетта. Яркая, заразительная музыка Дунаевского помогла тому, что публицистическая тема пьесы В. Винникова, В. Крахта и В. Типота была раскрыта средствами опереточного жанра».

В 1960–70-е в Хабаровске громко звучали имена режиссера М. Веризова, композиторов И. Ипатова, И. Дунаевского, актеров Н. Энбе, Н. Нальского, И. Войнаровского, Н. Молчанова, А. Гримма, Я. Рчеулова, В. Рековой, Н. Симоновой и многих других. Взошла звезда солистки балета Ольги Грабовской, ставшей со временем легендой Хабаровского театра музыкальной комедии. Когда главным режиссером театра назначили Леонида Ицкова, репертуар украсили спектакли «Москва, Черемушки» Д. Шостаковича, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, «Где-то на юге» Э. Кеминя, «Друзья Лены» Н. Минха, а также созданные на местном материале оперетты «У нас, на Дальнем Востоке» В. Белица и «Амурские зори» Ю. Владимирова. Автор приводит воспоминания старожилов: «Со второй опереттой на местную тему „Амурские зори“ случилось так, что напевная, достаточно выразительная, создающая настроение музыка стала душой спектакля. В ней звучали мелодии, связанные с дальневосточным колоритом. Режиссера Ицкова всегда волновали проблемы, которыми живет страна. Каждая постановка была продиктована стремлением подняться над обыденностью, рассказать о чем-то новом, отражающем реальный мир современности. И это все средствами заразительной оперетты...»

Театральная жизнь сложна и непредсказуема. Иную режиссерскую эстетику привнес в театр Василий Кожушкин, ставший на короткое время его художественным руководителем и поставивший в 1968 году абсолютно по-новому классическую «Сильву». Непростые внутритеатральные отношения вынудили покинуть Хабаровск блистательных артистов Симонову и Войнаровского, вслед за ними уехала и лучшая часть труппы. В 1973-м оперетту возглавил Вадим Григорьев, поставив «Бравого солдата Швейка» и сыграв судьбоносную роль в жизни Игоря Желтоухова. Тогда он служил в Хабаровском ТЮЗе и был приглашен на главную роль Швейка. С этого момента жизнь круто изменилась и артист остался в театре музыкальной комедии навсегда.

Золотое время Хабаровской оперетты, ее триумф, связано с именем режиссера Юлия Гриншпуна. В судьбе театра он сыграл особую роль, наполнил его свежим дыханием и новым ритмом, воспитал новое поколение артистов. Школа Гриншпуна до сих пор жива в театре. Все, кто хоть однажды был связан с творчеством этого режиссера, с любовью вспоминают об этом уникальном мастере и человеке. Неслучайно время с 1982 по 1999 год справедливо называют эпохой Гриншпуна. «Юлий Гриншпун имел право считаться выдающимся режиссером, потому что у него вся труппа играла гениально, включая артистов хора и балета, — размышляет автор книги. — За девять лет с перерывом в Хабаровске появился уникальный репертуар, который удивил всю страну. Все его спектакли были превосходны. Верх совершенства. Музыки. Торжество гедонизма — наслаждение жизнью».

Спектакли, созданные Гриншпуном на сцене Хабаровской оперетты, теперь ее золотой фонд. «Веселая вдова» Ф. Легара, «Женихи» И. Дунаевского, «Ерофей Хабаров» А. Мажукова, «Жюстина Фавар», «Герцогиня Герольштейнская» и «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха, «Принцесса цирка» и «Марица» И. Кальмана, «Холопка» А. Стрельникова, впервые поставленные в России мюзикл «Камелот» Ф. Лоу, комедия-фарс «Играем Зощенко» Н. Никитина, комедия «Доходное место» по мотивам пьесы А. Н. Островского на музыку В. Илюшина, авторские спектакли Ю. Гриншпуна «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «И я была девушкой юной», «Любви все рыцари покорны», «Любовь и разлука» и многие другие театральные работы, которые восхищали и оставались в памяти. Последней премьерой стал «Цыганский барон» И. Штрауса, а «Пенелопу» А. Журбина Мастер завершить уже не успел.

Работать с таким человеком, как Гриншпун, большая удача. Тамара Бабурова это понимала и, стараясь ничего не упустить, записывала его остроумные рассказы, высказывания, реплики. Они вошли в книгу «И в сердце остался след...», наполнив ее живой энергией вечного странника, как называет Юлия Изакиновича автор в одной из глав. «Если после моей смерти вам придется наблюдать, как я буду изображен надутым от важности и изрекающим вечные истины, поручаю вам заявить, что это все вранье, что я всегда был веселым человеком. Во-первых, потому что я больше всего люблю работать, а когда работаешь, тогда весело. А во-вторых, оттого что я твердо знаю: то, что говорится в шутку, очень часто бывает серьезнее того, что говорится всерьез. Самые мои счастливые дни и ночи, когда мы смеялись и шутили, когда вокруг меня все мокрые от смеха, и я тому причина... Но заметьте, я ни разу не опоздал на репетицию...»

Листаем книгу, вчитываемся в театральные истории, вспоминаем ушедших кумиров, следим за восходящими звездами. Потом попадаем за кулисы и знакомимся с представителями незаметных, но незаменимых профессий — помощники режиссера, хормейстеры, осветители, звукорежиссеры, бутафоры, швеи, гримеры, костюмеры, монтировщики... Тамара Бабурова открывает читателю мир Хабаровского театра музыкальной комедии, где все важно «от винтика до гвоздя», где все должно искриться праздником. Она и сама служит здесь практически всю свою жизнь, поэтому книгу «И в сердце остался след...» можно назвать еще и ее личным посвящением. «Да, бег времени неумолим. Он стирает все на своем пути, — размышляет Тамара Семеновна. — Но стереть все невозможно. Человек и есть память. Память историческая, память прошлого, память одной судьбы. И пусть память об этих людях живет до тех пор, пока жив последний зритель, видевший спектакль с их участием. И те избранники, кто приходил и будет приходить в этот театральный мир, постигая его в своем творчестве, всегда оставляют след в сердце...»

Книга увидела свет благодаря финансовой поддержке Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры в лице его руководителя Светланы Юрьевны Черепановой. При содействии Хабаровской организации СТД для подготовки книги автору была выделена стипендия, утвержденная Союзом театральных деятелей РФ.

Елена ГЛЕБОВА